2.56M
Категория: ИскусствоИскусство

Искусство Испании XVII в. Творчество Эль Греко

1.

Тема №1
3-и (предпрофильные) и 4-е классы
Критский А.В., преподаватель
истории изобразительного искусства

2.

До второй половины XVI в. Испания была
художественной
провинцией,
её
живопись
известна в основном по работам слабых
подражателей мастерам эпохи Возрождения.
Почти все великие мастера Испании творили в
конце XVI – XVII в.в. Не случайно этот период
называют золотым веком испанской живописи.

3.

ТВОРЧЕСТВО ЭЛЬ ГРЕКО
(1541-1614)
Эль Греко – испанский псевдоним
художника Доменико Теотокопули, грека по
происхождению. Он родился на острове Крит,
который
принадлежал
Венецианской
республике. Точных сведений о дате и месте
рождения художника не сохранилось.
Получив хорошее образование, Эль Греко
дружил со многими учёными и всю жизнь
собирал библиотеку, которая удивляла
современников
своим
объёмом
и
содержанием.

4.

Его библиотека включала в себя 131 книгу, что для
того времени было целым состоянием. Это были
книги по истории, литературе, философии, живописи
и архитектуре на греческом, латинском, итальянском
и испанском языках. Этот факт говорит о глубине
знаний и разносторонности интересов художника.
Ранние произведения Эль Греко написаны в
традиции византийской иконописной школы. Это
прослеживается и в выборе сюжета, и в
композиционном построении, и в колорите.

5.

Ранние
картины
Эль
Греко хорошо и подробно
иллюстрируют то, как
писал художник Доменико
Теотокопули на острове
Крит. Здесь также можно
наблюдать и иконописную
условность, плоскостность
изображения, и отсутствие
линейной перспективы. Но
в ней уже видны и зачатки
психологизма.

6.

1568 – 1577 годы Эль Греко провёл в Венеции и
Риме. Под влиянием Тициана, главы венецианской
школы, он овладел техникой работы с цветом,
правилами построения перспективы.
В 1572 году Эль Греко стал членом Академии
Святого Луки. Однако в Италии он не получил ни
одного большого заказа, что, возможно, и послужило
причиной его отъезда в Испанию.
В 1577 году художник переезжает в испанский
город Толедо, где пишет алтарные образы для
храмов.

7.

И когда насмеялись над Ним,
сняли с Него багряницу и одели
Его в одежды Его, и повели
Его на распятье.
Евангелие от Матфея, 27:31
Фигура Христа на этом
полотне – одна из самых
запоминающихся
во
всей
европейской
живописи.
Христос выделяется на фоне
окружающих
Его
людей
ярким цветом своих одеяний,
а
также
возвышенным,
страдальческим выражением
лица.

8.

В новом алтарном
образе,
посвящённом
памяти
известного
толедского аристократа
графа Оргаса, Эль Греко
смело соединяет два
плана композиции –
земной и небесный.
На достижение цели
работает весь комплекс
новаторских
приёмов
Эль Греко – смелость
контрастов
светотени,
виртуозность живописи,
умение «одухотворять»
цвет.

9.

В этом произведении Эль Греко обратился к
очень известному евангельскому сюжету: Христос
изгоняет из Иерусалимского храма менял и
торговцев, превративших святую обитель в
торжище.

10.

АПОСТОЛЫ ПЁТР И ПАВЕЛ (1614г.)
Государственный Эрмитаж, СанктПетербург.
Несомненно, большую часть
творческого наследия Эль
Греко составляют его картины
религиозного содержания. Ещё
особое внимание уделял он
жанру
портрета,
особенно
изображению святых. Картина
«Апостолы Пётр и Павел»
построена на эмоциональном
противопоставлении разных
характеров и темпераментов.
Задумчивость и грусть Петра
оттеняют горячую энергию и
властность Павла.

11.

ПОРТРЕТ КАРДИНАЛА (ок. 1600г.)
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Некоторые
исследователи
утверждают, что на портрете
изображён Бернардо де Сандовали-Рохас,
архиепископ
Толедо,
который
был
известен
как
большой ценитель искусства.
Произведение свидетельствует
о высочайшем мастерстве Эль
Грек,
продолжателе
галереи
портретов священнослужителей,
начатую
Рафаэлем
и
продолженную
Тицианом.
О
последнем напоминает манера, в
которой
написаны
красные
одежды кардинала.

12.

ВИД ТОЛЕДО (ок. 1610г.)
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк.
«Вид Толедо» – один из самых ярких и волнующих пейзажей в
истории искусства, и это особенно удивляет, поскольку во
времена Эль Греко пейзаж только начинал становиться
самостоятельным жанром в Европе. Это произведение часто
называют «духовным портретом Толедо».

13.

Построение композиции и пространства,
колорит и персонажи резко отличают живопись
Эль Греко от произведений других испанских
художников. В своём творчестве мастер всё дальше
отходил от традиций современного ему искусства.
Поэтому у Эль Греко практически не было
последователей.

14.

Литература:
1. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусства. –
СПб.: Азбука-классика, 2002.
2. // Художественная галерея. Эль Греко. – №15, 2004.
3. Энциклопедия для детей Т 7. – М.: Аванта+, 1999.
English     Русский Правила