Похожие презентации:
Немецкая классическая философия. Часть1
1.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯЧАСТЬ 1.
И. КАНТ, И. ФИХТЕ, Ф. ШЕЛЛИНГ
2.
ПЛАН:1. Общая характеристика немецкой классической
философии.
2. Критическая философия И. Канта.
3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга.
3.
Немецкая философия XIX века – уникальное
явление мировой философии. Ее удалось
совместить в себе почти все известные в тот
период философские направления, открыть
имена выдающихся философов, которые вошли в
«золотой фонд» мировой философии. Ее основу
составило творчество пяти наиболее
выдающихся немецких философов того времени:
Иммануила Канта
Иоганна Фихте
Фридриха Шеллинга
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Людвига Фейербаха
4.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ1700 г.
1770 г.
1800 г.
Кант
(1724-1804)
1850 г.
Фейербах
(1804-1872)
Фихте
(1726-1814)
Гегель
(1770-1831)
Шеллинг
(1775-1854)
1900 г.
5.
ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:Кант
объективный идеализм субъективный идеализм дуализм
Шеллинг, Гегель
объективный
идеализм
Фихте
субъективный, а
затем объективный
идеализм
Фейербах
материализм
6.
ВКЛАД НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙФИЛОСОФИИ В МИРОВУЮ ФИЛОСОФСКУЮ
МЫСЛЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:
1.
учения немецкой классической философии
способствовали разработке диалектического
мировоззрения;
2.
немецкая классическая философия значительно
обогатила логико-теоретический аппарат;
3.
рассматривала историю как целостный процесс, а так же
обратила серьезное внимание на исследование
человеческой сущности.
7.
КАНТ ИММАНУИЛ (1724-1804)Основные труды:
«Критика чистого разума»
«Критика практического разума»
«Критика способности суждения»
Кант считал, что категории
играют фундаментальную
роль в мышлении.
“Мы не можем мыслить ни
одного предмета иначе, как с
помощью категорий”.
8.
три основные идеипсихологическая
(учение о душе)
космологическая
(учение о мире)
теологическая (учение о Боге)
9.
«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» критика всего познания, к которому можноприйти априори, т.е. способом
доказательств.
Кант ставит вопрос: возможен ли вообще
чистый разум, свободный от всякого опыта.
Априорное знание - знание, полученное
независимо от опыта, присущее сознанию
изначально.
Апостериорное знание – всё опытное знание,
которое случайно и единично. Априорное
знание рассматривалось как условие
необходимости, всеобщности и
организованности опытного знания.
Познание должно соответствовать этим
характеристикам как своему идеалу.
Иммануил Кант
«Критика чистого разума»
10.
• Вещь-в-себе – это объект внешнего мира такой, какой онсуществует сам по себе
• Вещь-для-нас – это образ (явление) объекта внешнего
мира, существующий в нашем сознании
11.
ВИДЫ СУЖДЕНИЙАналитические
Синтетические
Априорные
аналитические и априорные
синтетические и априорные
Апосториорные
аналитические и апостериорные
синтетические и апостериорные
12.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКАВид познавательных
способностей
Характеристика
Сфера знания
Чувственность
Способность к ощущениям, Математика (арифметика и
чувственным созерцаниям геометрия)
Рассудок
Способность к понятиям и
суждениям
Теоретическое
естествознание
Разум
Способность к
умозаключениям,
доводящим до «идей»
Метафизика
13.
АНТИНОМИИ - противоречащие, несовместимые друг сдругом положения, каждое из которых, может быть
доказано логически безупречно
Тезис
Антитезис
1. "Мир имеет начало во времени и
ограничен также в пространстве"
"Мир не имеет начала во времени и границ в
пространстве. Он бесконечен как во времени,
так и в пространстве"
2. "Всякая сложная субстанция в мире
состоит из простых частей и вообще
существует только простое и то, что сложено
из простого"
"Ни одна сложная вещь в мире не состоит из
простых вещей, и вообще в мире нет ничего
простого"
3. "Причинность согласно законам природы
не есть единственная причинность, из
которой могут быть выведены все явления в
мире. Для объяснения явлений необходимо
еще допустить свободную причинность"
"Не существует никакой свободы, но все
совершается в мире только согласно законам
природы"
4. "К миру принадлежит, или как часть его,
или как его причина, безусловно,
необходимое существо"
"Нет никакого абсолютно необходимого
существа ни в мире, ни вне мира, как его
причины"
14.
ЭТИКА КАНТА«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА»
Максимы – это субъективные принципы воления, присущие
отдельно взятому индивиду.
Законы – это объективные (в смысле общезначимости)
принципы воления, которые присущи всем индивидам.
Гипотетические
Императивы
Категорические
15.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ КАНТА ИМЕЕТ ДВЕФОРМУЛИРОВКИ:
«… Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь
которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала
всеобщим законом»
«… Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и
в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и
никогда не относился бы к нему только как к средству».
16.
17.
ФИХТЕ ИОГАНН ГОТЛИБ(1762-1814)
Вслед за Кантом считал, что
философия должна быть фундаментом
всех наук. Подчеркивал значение
вопросов обоснования морали и
государственно-правового устройства
(т.н. "практической философии").
Основные труды:
«Опыт критики всяческого откровения»
«Основы общего наукоучения»
«Основы естественного права»
«Система учения о нравственности»
18.
• Свою философию мыслитель называет «наукоучением».Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение
так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет
сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по
И. Фихте описываются схемой:
тезис
антитезис
синтез
19.
20.
УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИПервая стадия
Вторая стадия
Третья стадия
толчок
21.
ЭТИКА ФИХТЕне-Я
Я
не-Я
22.
23.
ШЕЛЛИНГ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ(1775-1854)
Шеллинг разрабатывал проблемы
философии природы (натурфилософию).
Выдвинул и обосновал идею тождества
бытия и мышления.
В практической философии Ф. Шеллинг
решает вопросы социально – политического характера развития истории.
Основные труды:
«Система транцендентального
идеализма»
«Философия искусства»
24.
ПЕРИОДЫ ФИЛОСОФИИ ШЕЛЛИНГА:1. Натурфилософия
2. Трансцендентальный идеализм
3. Философия тождества
4. Философия свободы
5. Философия откровения