12.72M
Категория: ИсторияИстория

Древнерусская архитектура

1.

Древнерусская
архитектура
Монументальное искусство в пространстве
православного христианского храма

2.

ЗАДАНИЕ № 1
Повторить предыдущий материал по темам:
«Крестово-купольная композиция древнерусского
православного храма» (слайды 3, 4).
« Архитектура и монументальное искусство Киевской
Руси» (слайды 5 – 19).
«Формирование локальных архитектурных школ 12 – 14
веков» (слайд 20).
«Владимиро-Суздальская архитектурная школа» (слайды
21 – 37).
Для повторения используйте записи в своих конспектах и
указанные слайды презентации.

3.

4.

5.

Киевская Русь: собор Св. Софии в Киеве

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Формирование
локальных архитектурных школ (12 – 14 в.в.)
1. Общее:
А) крестово-купольная система архитектурной композиции
православного храма;
Б) сложение к 14 веку типа одноглавого храма;
В) оформление внутреннего пространства храма фресками, а
не мозаиками – в силу экономических причин.
2. Отличное: локальные особенности архитектурных школ.
3. Владимиро-суздальская архитектурная школа.
4. Новгородская архитектурная школа.

21.

Владимиро-Суздальская
архитектура 12 – 14 веков

22.

Дмитриевский собор во Владимире

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

ц. Покрова Богородицы на
реке Нерли

32.

33.

34.

35.

36.

37.

Особенности школы:
1. Чёткая геометрия стен и кристально ясная чистота кубического
объёма архитектуры - обусловлены высоким мастерством
зодчих при производстве архитектурной размётки и при
строительстве здания храма.
2.
Наличие «перспективных» порталов (входов).
3. Наличие аркатурно-колончатого пояса на фасаде –
характерного декоративного элемента здания.
4. Высокохудожественное оформление фасадов резьбой по
белому камню. Изобразительные мотивы резьбы:
- Библейские «псалмы» (песнопения царя Давида, славящего
Господа, который создал весь растительный и «тварный» мир);
- Образы древнеславянской дохристианской мифологии
(крылатые львы и грифоны), которые органично сочетаются с
мотивами библейских «псалмов».

38.

ЗАДАНИЕ № 2
Изучи новый материал по темам:
«Новгородская архитектура» (слайды 39 – 54).
Самостоятельно составь конспект по плану
- Основные памятники.
- Особенности школы.
- Иллюстрации (зрительный ряд) подписанные.
«Раннемосковская архитектура 13 – 14 веков»
(слайды 55 – 59).
Самостоятельно составь конспект по плану
- Особенности школы.
- Иллюстрация (пример) подписанная.

39.

Новгородская
архитектура

40.

41.

42.

43.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

44.

45.

46.

церковь Спаса
на р. Нередице

47.

48.

церковь Фёдора Стратилата на Ручью

49.

50.

51.

церковь Спаса-Преображения на Ильине улице

52.

53.

54.

Особенности школы:
1. Живописная неровность мощных стен, имеющих
незначительный наклон к центру - обусловлены
суровыми климатическими условиями русского Севера
и невысокой квалификацией зодчих при производстве
архитектурной размётки и при строительстве здания
храма.
2. Художественное оформление фасадов арочными
нишами (часто – многолопастными) с плоскими
лопатками между ними, ложными «утопленными»
окнами (часто – сгруппированными самым причудливым
образом).
3. Влияние романской архитектуры (примеры:
Георгиевский собор Юрьева монастыря; церковь Спаса
Преображения на Ильине улице).

55.

Раннемосковская
архитектура 13 - 14 веков

56.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве

57.

58.

59.

Особенности школы:
1. Наследование некоторых особенностей ВладимироСуздальской архитектуры :
- «перспективные» порталы (входы);
- пилястры (полуколонны с капителями) между «пряслами»
(частями фасадов под закомарными покрытиями над
нефами)
2. Появление новых архитектурных элементов:
- декоративных закомар («кокошников»), наличие которых не
всегда отражает внутреннюю конструкцию здания
(количество нефов в интерьере);
- «кокшники» и «перспективные» порталы имеют
килевидную (щипцовую) форму.
English     Русский Правила