1.04M
Категория: ФилософияФилософия

Западная философия во второй половине XIX−XXI вв

1.

2.

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВО ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЕ XIX−XXI ВВ.
Вопросы:
1. Западная философия второй половины ХIХ начала
ХХвв.
2. Основные тенденции в западной философии в ХХ –
ХХI вв.
3. Философия бессознательного.
неофрейдизм.
Психоанализ
и

3.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ФИЛОСОФИИ ХIХ – ХХ ВВ.
1.Иррационализм (философия жизни) Артур Шопенгауэр,
Фридрих Ницше, Анри Бергсон.
2. Социальная или деятельностная
Марксизм. Американский прагматизм.
3.
Философия
феноменология.
человека

философия

экзистенциализм,
4. Философия науки – позитивизм, структурализм,
постпозитивизм.
5. Религиозная философия.

4.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ –– ФИЛОСОФСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ИСХОДИТ ИЗ ПРИЗНАНИЯ
ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ МИРА И ТРАГЕДИЙНОСТИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Бессознательное начало первично:
• Артур Шопенгауэр – «воля к жизни»;
• Фридрих Ницше – «Воля к власти»;
• Анри Бергсон – интуиция.

5.

АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788 — 1860).

6.

В РАБОТЕ АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА «МИР КАК ВОЛЯ
И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ» ВЫДЕЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ:
- мир это течение жизненного потока, т.е. воли, без
смысла и цели;
- существование человека бесцельно;
-трагедия человека, что он не может жить в таком
мире;
-человек формирует внутренний мир, т.е. создает
свой внутренний субъективный мир, находит свое
предназначение.

7.

ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844-1900)
Основные идеи:
1. Жизнь – это главная ценность
2. «Воля к власти», понимаемая как власть над самим
собой.
Учение о СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ, который является
идеалом и отдаленной перспективой.
3.
4. Критика христианства.

8.

ПОЗИТИВИЗМ
В
ФИЛОСОФИИ

ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ, РАССМАТРИВАЮЩЕЕ
ФИЛОСОФСКОЕ
ЗНАНИЕ,
КАК
ДОСТОВЕРНУЮ
ИНФОРМАЦИЮ,
ПОЛУЧЕННУЮ НАУЧНЫМ (ПОЗИТИВНЫМ)
МЕТОДОМ.
ПОЗИТИВИСТЫ СТРЕМЯТСЯ ИЗБАВИТЬ
ФИЛОСОФИЮ ОТ РАССМАТРИВАНИЯ СУТИ
ВЕЩЕЙ И СДЕЛАТЬ ЕЕ ПОЛНОЦЕННОЙ
НАУКОЙ, ОПИРАЮЩЕЙСЯ НА ФАКТЫ. ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВИЗМА. ПОЗИТИВИЗМ,
КАК ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, БЫЛ
РАЗРАБОТАН ФРАНЦУЗСКИМ МЫСЛИТЕЛЕМ
ОГЮСТОМ КОНТОМ.

9.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВИЗМА:
1 этап середина ХIХ века – рождение и становление
позитивизма: Огюст Конт, Джон Милль, Герберт
Спенсер:
2 этап Эмпириокритицизм конец ХIХ века начало ХХ
века (немецкий позитивизм). Эрнст Мах, Рихард
Авенариус. «Чистый опыт» как основа науки.
3 этап Неопозитивизм первая половина ХХ века. Принцип
верификации. Необходимо подтверждать, проверять
любую научную теорию.
4 этап Постпозитивизм вторая половина ХХ века,
философия науки. Карл Поппер (1902- 1994).

10.

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ XX
ВЕКА
Позитивизм – это такой этап, когда все явления мира люди
начинают объяснять не идеей бога и не из разума, а на основании
опыта, эксперимента, позитивных, положительных данных науки.
Идеи позитивизма получили развитие в XX веке в работах Э. Маха,
Р. Авенариуса, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа и др.
Основные принципы позитивизма состоят в следующем:
– опыт является
источником знания;
и
первичным,
и
единственным
– каждая наука вырабатывает собственные внутренние
принципы исследования своего объекта;
– вещи – это комплексы ощущений;
– задача философии – изучение языка и методов науки.

11.

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
XX ВЕКА
• Постпозитивизм
Критический
рационализм.
Центральное
место
в
постпозитивизме
90-х гг. принадлежит
критическому
рационализму,
основоположником
которого
является
английский философ Карл Поппер (р. 1902)
Согласно Попперу, существуют три мира:
1) философский
2) ментальный
3) мир объективной истины

12.

НЕОПОЗИТИВИЗМ И ПОСТПОЗИТИВИЗМ
• Позитивизм – одно из проявлений и следствий влияния на
философию стандартов и культуры мышления, сложившихся
в науках о природе, в математике и логике.
• Неопозитивизм сложился как третья историческая форма
позитивизма в начале 20-х годов XX века
• В структуре неопозитивизма выделяется:
• логический позитивизм - Как философию науки его
характеризуют методологические принципы: верификации,
конвенционализма, физикализма.
• лингвистическая философия- философия обыденного языка
– течение аналитической философии

13.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ
ПОСТПОЗИТИВИЗМА
• Принцип фальсификации – принцип, предложенный
Поппером в качестве демаркации науки от «метафизики»,
ненауки как альтернатива принципу верификации,
выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует
принципиальной опровержимости (фальсифицируемости)
любого утверждения, относимого к науке.
• Принцип фаллибилизма – принцип концепции Поппера,
утверждающий, что любое научное знание носит лишь
гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост
научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и
осуществлении их решительных опровержений.

14.

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
XX ВЕКА
• Прагматизм
- Прагматизм (от греч. прагма – практика, действие, дело) в качестве
истины утверждает принцип полезности, практической ценности
тех или иных научных положений: истинно то, что выгодно, что
приносит пользу.
Основной принцип – плюрализм истин. Эта идея развернута в
работе У. Джемса «Вселенная с плюралистической точки зрения».
Крупнейшими представителями прагматизма являются У. Джемс, Д.
Дюи, С. Хук, Ч. Пирс.

15.

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ XX
ВЕКА
Экзистенциализм это способ интеллектуальной
самозащиты человека перед лицом социально-политических
потрясений, несоразмерных его личному бытию. На
экзистенциализм оказали влияние философия жизни и
феноменология Э. Гуссерля.
Экзистенциалисты подчеркивают определяющее значение
будущего и рассматривают
его в
связи с
такими
экзистенциалами, как «решимость», «проект», «надежда»,
отмечая тем самым личностно- исторический

не
безлично-космический) характер времени и утверждая его
связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением,
ожиданием.

16.

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ XX
ВЕКА
Экзистенциализм
Основными
вопросами,
находящимися
в
поле
внимания
экзистенциалистов, являются:
- Отчуждение человека – проблема, вышедшая на первый план с
началом 20 века;
- Проблемы, принявшие глобальный характер. Их занимают
вопросы поиска собственного Я, преодоления безысходности,
обретения свободы, смысла жизни;
- Проблемы бытия мира и человека;
- Существование и сущность человека. Если сущность
предшествует ее существованию, то сущность человека проявляется
только в течение его жизни. Человек сам себя превращает в человека;
- Человек – уникальное существо.

17.

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ XX
ВЕКА
Неотомизм
- Это официальная философия Ватикана. Основными
представителями являются: Ж. Маритен, Ортега-и-Гассет.
Сущность учения неотомизма заключается в утверждении о
необходимости доказательства бытия божия всей системой
наук, в том числе философией. К традиционным
доказательствам бытия божия неотомисты добавляют
современные данные науки: гармоничность, соразмерность,
закономерность, упорядоченность мира.
Современные
представители
технократизма
особое
внимание уделяют компьютерной технике и процессам так
называемой компьютерной революции

18.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА
1. Отказ от истины, а следовательно, от таких понятий, как «исток»,
«причина». Взамен вводится термин «след»
2. Неприятие категории «сущность», ориентирующей исследователя на
поиск глубин, корней явлений приводит к появлению понятия «поверхность»
3. Отказ от категорий истина, цель, замысел есть, по сути, отказ от
категориально-понятийной иерархии.
4. Постмодернизм противопоставляет «метафизике» «иронию», а
«трансцендентному» – «имманентное».
5. Постмодернизм тяготел к «неопределенности», делая это понятие
одним из центральных в своей интеллектуальной практике.
6. На смену терминам «жанр», «граница» текста приходят «текст» или
«интертекст», что дает мыслителю свободу творить.
7. Постмодернизм нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на
«деконструкцию» и «деструкцию», т. е. перестройку и разрушение прежней
структуры интеллектуальной практики и культуры вообще.

19.

ГЕРМЕНЕВТИКА
• Герменевтика (древнегреч. hermeneia – толкование) – одно
из направлений философии — зародилась как теория о
процессе понимания, использовавшаяся в основном при
смысловом прочтении библейских текстов с целью их более
точного толкования.
Герменевтика
как
направление
оформилась благодаря деятельности Х.Г. Гадамера, особенно его единственной
крупной работе «Истина и метод».
Гадамер представляет отношения между
языком и текстом не как отношения
между системой и ее использованием,
но как отношения между сущностью и
Гадамер
ее отчужденным проявлением.
(1900−2002)

20.

Основные тенденции в западной
философии в ХХ – ХХI вв.
Изменения в XX−XXI вв. отразились на содержании
философских
размышлений,
для
которых
характерны
следующие черты:
антропологизация
пристальное внимание к человеку как главному
предмету исследования
психологизация
проникновение во внутренний мир людей, в сферу
потребностей, спонтанных порывов, волевых актов и
душевных аффектов
эстетизация
изменение стиля самого философствования, обращение
к художественно-образным способам изложения
информации
архаизация
вовлечение в контекст анализа наиболее древних
пластов интеллектуального наследия человечества, а
также тех артефактов, которые ранее оставались на
«обочине» рассмотрения

21.

Основные тенденции в западной
философии в ХХ – ХХI вв.
фрагментация
дробление некогда крупных философских течений на
множество разнообразных направлений
плюрализация
отказ от признания единых общепринятых стандартов
и эталонов истинного знания
диалогизация
сближение мировоззренческих установок Востока и
Запада, философии и науки, научного и вненаучного
подходов
Указанные признаки, сочетаясь друг с другом и усиливая уже
имеющиеся неклассические устремления философии XIX в.,
образуют феномен постмодернизма

22.

ФИЛОСОФИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. ПСИХОАНАЛИЗ
И НЕОФРЕЙДИЗМ
Философия бессознательного представляет собой первую
попытку обобщения ранее существовавших представлений
о феномене бессознательного, а также дальнейшее
исследование его на основе синтеза точек зрения
рационалистического и иррационалистического толка.
Философию бессознательного создал немецкий философ
XIX в. Эдуард Гартман (1842-1906). До него в философии
господствовала точка зрения Р. Декарта о том, что сознание
является
единственной
формой
духовной
жизни.
Бессознательное по Гартману, есть единая духовная
субстанция, общая для природы и людей и лежащая в основе их
деятельности. В человеке бессознательное действует на уровне
инстинкта, который никогда не ошибается. Одно из свойств
бессознательного – моментальность действия.
З. Фрейду удалось начать новую эру в изучении
бессознательного.

23.

ФИЛОСОФИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.
ПСИХОАНАЛИЗ И НЕОФРЕЙДИЗМ
Основоположник психоанализа.
Психоанализ
основан
на
нескольких
фундаментальных
принципах:
- детерминизм;
- топографический подход;
- динамический принцип;
- генетический подход.
Зигмунд Фрейд
(1856−1939)
Фрейд выделяет три уровня сознания:
- сознание;
- предсознание;
-бессознательное.

24.

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ З.ФРЕЙДА ПРЕДСТАЕТ КАК
КОМБИНАЦИЯ ТРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В
ОПРЕДЕЛЕННОМ СОПОДЧИНЕНИИ ДРУГ С ДРУГОМ:
• «Оно» (Id) – глубинный слой бессознательных влечений, психическая
«самость», основа деятельности индивида, такая психическая инстанция,
которая руководствуется своими собственными законами, отличными от
законов функционирования остальных составных частей личности;
• «Я» (Ego) – сфера сознательного, посредник между бессознательным,
внутренним миром человека и внешней реальностью, в том числе природными и
социальными институтами, соизмеряющий деятельность бессознательного с
данной
реальностью,
целесообразностью
и
внешне
полагаемой
необходимостью;
• «Сверх-Я» (Super-Ego) – внутри личностная совесть, инстанция,
олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура,
которая возникает как посредник между бессознательным и сознанием в силу
неразрешимости конфликта между ними, неспособности сознания обуздать
бессознательные порывы, стремления, желания человека и подчинить их
требованиям культурной и социальной реальности.

25.

З.ФРЕЙД ВЫДВИГАЕТ ГИПОТЕЗУ О ТОМ, ЧТО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОБУСЛОВЛЕНА НАЛИЧИЕМ
КАК БИОЛОГИЧЕСКИХ, ТАК И СОЦИАЛЬНЫХ ВЛЕЧЕНИЙ,
ГДЕ ДОМИНИРУЮЩУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ:
1.
Инстинкт Жизни или Эрос включает в себя понятие либидо и
влечение к самосохранению, то есть силы, служащие цели поддержания
жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида.
Признавая большое значение инстинктов жизни в физической
организации индивидуумов, наиболее существенными для развития
личности Фрейд считал сексуальные инстинкты.
Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от
лат. «хотеть» или «желать»), или энергия либидо – термин,
употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в
целом.
Либидо – это определенное количество психической энергии,
которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

26.

2. Инстинкт Смерти или Танатос совершенно
отделен от либидо и фактически представляет
внутреннюю деструктивность и агрессию,
направленную в первую очередь против себя.
В то время как инстинкт Жизни является
созидательным, инстинкт Смерти – это та сила,
работа которой постоянно направлена к смерти и,
в конечном счете, на возвращение к
первоначальному неорганическому состоянию
полной свободы от напряжения или усилия.
English     Русский Правила