Похожие презентации:
История Церкви
1. История Церкви
2. Что такое история?
3.
Кому и зачем она нужна?Каждому
Правителю
«Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости;
кочующие племена не имеют ни истории,
ни дворянства» (А. С. Пушкин)
Народу
4. Пирамида осведомленности Н.С. Борисова
ПосвящённыеУвлечённые
Приобщённые
Несведущие
5. История как …
• воспоминание: «историкпытается приблизиться к
разгадке тайны спасения,
принесенного Тем, Кто
пребывает в средоточии
времен» (Ги Бедуелл)
• исполнение Писания:
христоцентричность
• таинство: как постичь
историю святости?
• дар
6. История Церкви
• Наука, в систематическом порядкеизлагающая и объясняющая
достопамятные события общества
верных Богу людей
• Это продолжение экклезиологии
• Это Предание Церкви
• Это богословие в истории
• Это история святых
7. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986². С. 6.
«…наша цивилизация всегда многождала от своей памяти –– и наследие
христианское, и наследие античное.
Греки и латиняне, наши первые
учителя, были народамиисториографами. Христианство ––
религия историков… центральная ось
всякого христианского размышления,
великая драма греха и искупления,
разворачивается во времени, т.е. в
истории»
Блок М. Апология истории или ремесло
историка. М.: Наука, 1986². С. 6.
8.
Христианство – историческая религия, основанная на вере всобытия, описанные в Евангелии
9. Понятие об источниках
Источник – это любоесвидетельство об эпохе,
которое ей современно.
Но они могут
фальсифицироваться
10. Периодизация
I. 34–313 гг. – от времен апостолов до Миланского эдиктаII. 313–1054 гг. – внутреннее устроение Вселенской Церкви,
ставшей государственной на Востоке и на Западе
III. 1054–1453 гг. – благоустройство Церкви на Востоке и
соблюдение ею вселенского вероучения
IV. XVI-XX вв. – самостоятельное существование поместных Церквей
наряду с существованием разнородного христианского
сообщества в мире. Возвращение государства к борьбе против
веры и Церкви
11. Ветхий Завет – путеводитель ко Христу
12. Жизнь в раю и грех
• История о сотворении человека –исходный пункт истории спасения
• Смерь и горе – последствия греха
• Жизнь в раю – образ близости к
Богу
• Надежда на спасение:
эсхатологизм
• Народ Израиля станет орудием
спасения всех народов
13.
14.
15.
«Эритрейская Сивилла написала кое-что,ясно касающееся и Христа» (Блж. Августин)
Звуки судной трубы раздадутся, и лик земли потом
покроется.
Вот, грядет с неба Царь, и навеки Его будет царствие,
В коем, в плоти явившись, судить будет мир этот
горестный.
В этот час лицезреть будут Бога неправедный с
праведным
В окруженьи святых, ибо века конец у ж приблизился.
И на суд Его души предстанут, вновь плотью своею
облекшися.
Dies irae, dies illa
solvet saeclum in favilla
teste David cum Sibylla
16. Эсхатологические пророчества
• Пророки изображали продолжавшуюсякартину истории спасения
• История и эсхатология: Осия предсказывает,
что заново воссоздаст Израиль в пустыне и
вернет его в Землю Обетованную, Исаия
предвидит Сион, который «спасётся
правосудием», где Бог «поставляет судей» и
появляется новый Давид, «отрасль от корня
Иессеева», на Котором «почиет Дух
Господень», Иеремия предсказывает новый
завет между Богом и Израилем, который
будет отличаться от первого
• Тема грядущего суда в «день Господень»,
день наказания и благословения
17. «День Господень»
Перед ними потрясётся земля,поколеблется небо; солнце и луна
помрачатся, и звёзды потеряют свой
свет. И Господь даст глас Свой перед
воинством Своим (Иоил. 2:10-11),
И возгремит Господь с Сиона, и даст
глас Свой из Иерусалима; содрогнутся
небо и земля (3:16),
Близок великий день Господа… День
гнева – день сей, день скорби и
тесноты, день опустошения и
разорения, день тьмы и мрака, день
облака и мглы, день трубы и бранного
крика (Соф. 1:14-16).
18. Иезекииль: «воскресение» Израиля
Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня средиполя, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма
много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын
человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И
сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие!
слушайте слово Господне!». Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу
дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою
вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек
пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел
шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел
я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа
не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки
пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от
четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек
пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на
ноги свои – весьма, весьма великое полчище.
19. Царь как мессия
• Поставление царя – помазание елеем:власть и особое покровительство
• Помазанник (Машиах) исполнял
религиозные дела и царствовал над
народом
• Так каждый царь (даже язычник Кир)
был образом для иудея грядущего
Мессии, Который спасёт Израиль: он
будет идеальным царём, новым
Давидом
• На рубеже эр идеи мессианства
распространялись и приобретали
разнообразные трактовки
20. видения
• Адам и Ева «услышали голос Господа Бога,ходящего в раю во время прохлады дня»
(Быт. 3:8)
• Моисей видит пламенный куст (Исх. 3:2), и
на Синае Бог является в виде огня
• Илие Бог является по-другому: «глас хлада
тонка» (3 Цар 19:11-12)
• Исаия видит Господа на престоле (Ис. 6:14), а Иезекииль видит его в окружении
крылатых животных (Иез. 1:3-28)
• Малахия, последний пророк, описывает
пришествие Мессии и вестника (Мал. 3:1-5)
21. Даниил: «Сын Человеческий»
«Видел я в ночных видениях,вот, с облаками небесными
шел как бы Сын человеческий,
дошел до Ветхого днями и
подведен был к Нему.
И Ему дана власть, слава и
царство, чтобы все народы,
племена и языки служили Ему;
владычество Его - владычество
вечное, которое не прейдет, и
царство Его не разрушится»
(Дан. 7:13-14)
22. Даниил: седмины
«70 седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрытобыло преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы
приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан
был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о
восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки 7 седмин и 62 две седмины; и
возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
• Священник Ездра, получив пожертвование
от царя, отправляется восстанавливать
Иерусалим «в седьмой год царя» (7:8)
• Артоксеркс I правил с 465 по 424 гг., то есть
повеление вышло в 458/7
• 70 седмин – 490 лет. 69 – 483
458
25
23. Даниил: седмины
«70 седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрытобыло преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы
приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан
был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о
восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки 7 седмин и 62 две седмины; и
возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
И по истечении 62 седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и
святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как
от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
• Лука пишет, что «в пятнадцатый же год
правления Тиверия кесаря…» (3:1) крестил
Иоанн Предтеча. Это 29/27 г.
• В 70 г. Тит Флавий осадил, а потом сжёг и
разрушил Храм.
458
25
70
24. Даниил: седмины
«70 седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрытобыло преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы
приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан
был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о
восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки 7 седмин и 62 две седмины; и
возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
И по истечении 62 седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и
святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как
от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится
жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и
окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9:24-27)
• Вспомним, что седмин 70, в последняя из
которых – Страстная Неделя
• Половина седмины – время общественного
служения Христа
458
28,5
25
32
70
25. Хронология
• Древнеегипетская хронология: 365,25суток – время движения Сириуса. Год
разделен на 12 месяцев
• Библейская хронология: LXX, Vulgata,
סֹורה
ָ ָמ
• 325 г. – новые хронологические
принципы на основе 70: техническое
сложение жизни патриархов
• Крещение Руси – лето 6496
• де-Виньоль, живший в XVIII веке,
насчитал 200 способов исчисления: от
3491 до 5872
26. Хронология
• В 525 г. один из «скифских монахов»Дионисий Малый составил новое
летоисчисление, установив, что
Воскресение Христа приходится на 25
марта 31 года от Его рождества
• Но: комета Галлея (12 г. до н.э.) и
перепись (7 г. н.э.)
• Во время европейских посольств Петр I
решил в России сделать реформу
календаря: от 31.12.7201 к 1.01.1700
• (+ 8 лет)
27. Межзаветный период
• Эдикт Кира (538 г. до н.э.),освобождающий евреев из
вавилонского плена: Иудея –
персидская провинция
• Александр Македонский завоёвывает
Персию (333 г. до н.э.), после чего
провинцией управляла египетская
династия Лагидов (301–197 гг. до н.э.,
уважали веру евреев), а затем –
сирийские цари Селевкиды (197–167
гг. до н.э.),
• среди которых был гонитель евреев
Антиох Епифан (175–164 гг. до н.э.),
спровоцировавший восстание (167 г.
до н.э.)
28. Эллинизация и сопротивление
• Завоевания Александра дали почву дляразвития эллинистической культуры и
философии, языческих культов, что стало
угрозой для Израиля
• Элита содействовала эллинизации, а низы
ожесточённо сопротивлялись
• При Ироде Великом в Иерусалиме построен
ипподром и театр, а евреи состязались с
греками на Олимпийских играх
• Молодые жители Иерусалима, увлечённые
греческой философией, ровнялись тем, кто
прилежно изучал Тору
• К моменту рождения Христа греческий язык,
образ мыслей, искусство и обычаи
пронизывали жизнь Палестины
• В Самарии Ирод освятил храм в честь
императора Августа
• Всё это способствовало появлению различный
партий и сект, противостоящих или
поддерживающих обстоятельства
29. Религиозные секты и политические партии
Книжники• Ещё со времён Ездры появляется особая
группа знатоков Закона, которые хранили
предание, заучивая Писание
• Обучали Закону учеников (появлялись
организованные школы при синагогах), были
экспертами в Законе и практиками в
исполнении
• Входили в Синедрион и были, м.с., теми, кто
заменил место пророков
• Они отвечали за окончательное составление
еврейского богослужения
30. Религиозные секты и политические партии
Саддукеи• Священническая аристократия
• Противились любым социальным
переменам и поддерживали власть
римлян
• Не принимали ни устную традицию, ни
какие-либо новые идеи
• Не заботились об участи язычников
• Отвергали существование ангелов и
воскресение
31. Религиозные секты и политические партии
Фарисеи• «Отделившихся» отличало строгое
благочестие и неуклонное соблюдение
законов
• Стремились сохранить Тору, но сами
выходили за его пределы, принимая устную
традицию как равноценную Закону
(«предания старцев»)
• Вера в воскресение мёртвых и сложнейшая
ангелология
• Первые иудейские миссионеры
• Две школы: Шамая (крайняя строгость) и
Гиллеля (свобода)
32. Религиозные секты и политические партии
Зелоты• Сопротивление римлянам, опиравшееся на
доктрину теократии
• Основоположник – Иуда Галилеянин (+ 6 г. н.э.)
• Сыграли решающую роль в иудейской войне
(66–70 гг.); те, кто остался жив, покончили с
собой в Массаде в 73 г., чтобы не попасть в
руки римлян. Но кому-то удалось бежал в
Египет, где они также подстрекали
• Среди учеников Христа – Симон Зелот
33. Религиозные секты и политические партии
Ессеи• Община монашеского типа, противостоящая
Хасмонеям и иерусалимскому священству:
отвергали их авторитет
• Эзотерическое учение преподавалось только
посвященным
• Проповедовали «holy war» против «сынов
тьмы» (язычники и признававшие их евреи)
• Жили в иудейской пустыни близ Мёртвого
моря, молились и изучали Закон, ожидая
последних времён
• Не упоминаются в Новом Завете (sic!)
34.
35. Из находок Кумрана (100 г. до н. э. – 70 г. н.э.)
• Члены закрытой общины («яхад», «новыйзавет») верили в спасение и загробную
жизнь, которые осуществятся у них – «в
пустыни уготовайте путь Господу»
• Ритуальный омовения, отрицание
богатства, крайний аскетизм, призывы к
покаянию и противостояние светскости
современным им иудеям и язычникам
• Общие особенности иудаизма того времени
36.
• Уцелело лишь колено Иуды (и небольшие остаткидругих колен):
- «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на
хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца
твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой,
поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как
львица: кто поднимет его?» (Быт. 49)
• На престоле Иудейского царства Ирод (37–4 гг.) из
идумеев, которого поставил Рим, захвативший эти
территории
⁻ «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от
чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему
покорность народов» (Быт. 49.)
⁻ «Оскуде князь от Иуды, время наста прочее, в
неже явится языков надежда, Христос; ты же, како
Сего рожду, Дева сущи, скажи?» (Канон
Благовещенью)
• После смерти Ирода Иудея распадается и подчиняется
Риму
37. Стихира Кассии
Августу eдиноначальствующу на земли, / многоначалие человеков преста; / иТебе вочеловечшуся от Чистыя, / многобожие идолов упразднися, / под
eдинем царством мирским гради быша, / и во Eдино Владычество Божества
языцы вероваша. / Написашася людие повелением кесаревым, / написахомся,
вернии, Именем Божества, / Тебе, вочеловечшагося Бога нашего. / Велия Твоя
милость, Господи, слава Тебе
Когда Август стал единовластным на земле, / прекратилось многовластие
среди людей; / и с Твоим вочеловечением от Девы чистой / идольское
многобожие упразднилось. / Одному мирскому царству подчинились страны,
/ и в единое владычество Божества племена уверовали. / Переписаны были
народы по указу Кесаря, / записались и мы, верные, во имя Божества / – Тебя,
вочеловечившегося Бога нашего. / Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе
38.
39.
• «Мессианские притязания»:⁻ «Ибо незадолго перед сим явился Февда,
выдавая себя за кого-то великого, и к нему
пристало около четырехсот человек; но он был
убит, и все, которые слушались его, рассеялись
и исчезли. После него во время переписи
явился Иуда Галилеянин и увлек за собою
довольно народа; но он погиб, и все, которые
слушались его, рассыпались. И ныне, говорю
вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо
если это предприятие и это дело - от человеков,
то оно разрушится, а если от Бога, то вы не
можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам
не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5)
⁻ «Так не ты ли тот Египтянин, который перед
сими днями произвел возмущение и вывел в
пустыню четыре тысячи человек разбойников?»
(Деян. 21)
⁻ «Бар-Кохба» (II в.), «Моисей и мессия» на Крите
(IV в.), сирийские «мессии» (VII в.)
• Иудеи ждали битвы добра и зла, поэтому они уходят
в пустыни, объединяются вокруг бродячих
проповедников, учителей