3.32M
Категория: КультурологияКультурология

Народные костюмы Болгарии и Киргизии

1.

Тамбовский государственный музыкальнопедагогический институт им.
С.В.Рахманинова
Хореографическое отделение
Выполнила студентка первого курса
Гаврилова Виктория

2.

Презентация на тему:
"Народные костюмы
Болгарии и Киргизии"

3.

Болгарский Флаг
Один из
государственных
символов страны,
представляет собой
прямоугольное
полотнище с
соотношением
сторон 3:5, состоящее
из трёх
горизонтальных
равновеликих полос:
верхней - белой,
средней - зелёной и
нижней - красной.

4.

Болгарский орнамент
Вышивка болгарским крестом
— одна из самых старинных и
красивых разновидностей
рукоделия, распространенных в
Восточной Европе. Болгарский
крест – перекрещение
простого креста и прямого, в
результате получается
снежинка. Такой вид крестика
еще часто называют «крестснежинка», «крест-звездочка»,
«двойной крестик», благодаря
этим названиям можно
догадаться, как выглядит
такой стежок.За счет
сплетения двух видов крестов
вышивка в данной технике
получается легкой, объемной,
будто воздушной. Чаще всего
используется для заполнения
больших фонов – подушек,
покрывал , пледов, а также для
вышивания пейзажей. Многие
рукодельницы, освоив этот
метод, используют эту технику
чаще, чем другие, даже не смотря
на кажущуюся сложность.

5.

Болгарский костюм
История болгарского национального костюма
нащитывает собой много веков. На нее влияли
культуры других стран, определенные
внутригосударственные события,
территориальные факторы и т.д.
В далеком прошлом ткань для национальной
одежды в Болгарии население изготавливало
самостоятельно, и отношение к этому было весь
трепетное и уважительное. К примеру, ткать и
шить могли только исключительно женщины в
определенные дни. Своей работой они доказали
всему миру, что являются искуснейшими
рукодельницами.

6.

Мужской болгарский
костюм
Традиционный мужской костюм — расшитая
вышивкой рубашка, безрукавка, шерстяной пояс
красного цвета, брюки из шерсти и цырвули. В
мужской одежде различают два стиля:
преобладающий белый «белодрешна» и
преобладающий черный «чернодешна».
Белодрешна узкие и длинные штаны с
ноговицами, обхватывающими ноги, называются
«беневрецы», а широкие с короткими штанинами
— «димии». В чернодешна широкие штаны, в
изобилии отделанные тесьмой, называются,
«потури». Ширина таких штанов, особенно в
основании, указывала на состоятельность их
обладателя..

7.

Женский болгарский
костюм
Основу женского национального
костюма составляет «сукман» —
шерстяной сарафан темного цвета с
широким вырезом. Традиционно он
украшался разноцветными вышивками
и декоративными шнурами. Носится
«сукман» обычно с белой, пышно
вышитой по рукавам и пазухе рубашкой,
цветным тканым поясом с тяжелой
застежкой и ярко украшенный
передник. Самый типичный женский
головной убор — платок. Короткая
безрукавка «елече» и кофта «забунче»
служили верхней одеждой, а в зимнее
время болгарки надевали пальто
«далакатник» или длинные безрукавки
«дорамче».

8.

Детский болгарский
костюм
Национальная одежда для
детей в Болгарии отличается
своей яркостью и
красочностью. Особенно это
касается девочек. Пестрые,
пышные венки,
декорированные монетами и
камнями, привлекающие
взгляд и чарующие своей
красотой вышивки на одежде
не оставляют равнодушными
никого.

9.

Киргизский флаг
Государственны
й символ
Киргизской
Республики.
Утверждён
постановлением
Жогорку Кенеша
Киргизской
Республики от 3
марта 1992
года.

10.

Киргизский орнамент
Основным орнаментальным мотивом является
завиток,— выполненный в разных вариантах.
Иногда весь узор состоит только из завитков,
заключенных в квадраты или треугольники. Такое
убранство «ала кийиза» наиболее типично для
Баткенского района. Чаще разрабатываются
мастерицами простые и более сложные розетки,
включающие мотивы завитка в разных
комбинациях и положениях.
По мнению многих исследователей, рогообразный
орнамент имеет зооморфное происхождение,
отражает скотоводческое направление
хозяйства, возник в древние времена и до наших
дней дошел в сильно стилизованном виде. Этот
мотив носит укоренившееся у киргизов и
общераспространенное в Средней Азии и
Казахстане название кочкор муйуз. Вариации
узора называются сынар муйуз (один рог), кош
муйуз (двойной рог). Но большинство мастериц,
относящих себя по происхождению к ичкиликам,
мотив завитка называют кайкалак.

11.

Народный костюм
Киргизии
Традиционный костюм кыргызов
является важной составной
частью культуры кыргызского
народа в целом. Ей были присущи
своеобразные черты, типичные
для одежды кочевников, что
находит объяснение всему
исторически сложившемуся
образу жизни, связанному с
кочевым скотоводческим
хозяйством. Климатические
условия также оказывали
большое влияние на одежду ,
преобладал тёплый вид одежды
на ватной основе или из меха
диких животных..Главной
особенностью было то, что
одежда простого народа и
богатых семей отличалась
только качеством материала и
количеством украшений у
женщин.

12.

Мужской киргизский
костюм
Мужской костюм традиционно состоял из нательной и верхней
одежды. Нательная одежда состояла из распашной рубахи - «койнек»,
шаровар - «шым». Имелось в комплекте с рубахой несколько
разновидностей мужских штанов из выделанной кожи или замши «жаргак шым», «кандагай», «чалбар». Низ шаровар из замши обычно
расшивался цветными шелковыминитями. Такие шаровары носили
богатыри и богатые люди. Кстати, в них с легкостью можно было
заправить полы халата. Верхняя одежда мужчин состояла из
войлочного халата без подкладки, который назывался «кементай»,
различных видов стеганого халата - «чепкен», («тое чепкен», «тепме
чепкен» из верблюжьей или кустарной шерстяной материи), с
подкладками и без них. Зимними видами одежды служили меховые
шубы - «ичик», крытые темной тканью и с меховыми воротниками.
Особо ценились шубы из меха таких диких животных, как волка,
лисы, рыси. Другой разновидностью зимней одежды являлись
нагольные овчинные тулупы «тон», с воротником (или без него)
«постун». Мужской головной убор состоял из тюбетейки - «топу»,
войлочной шляпы - «калпак», меховойшапки без отворотов «малакай», меховых шапок - «тебетей». И, наконец, еще одним
атрибутом мужского костюма киргизов был пояс - «кемер», ремень «илгич» с принадлежностями. Обычно пояса одевали поверх халатов
- «чепкен». Мужскую обувь составляли кожаные сапоги - «отук»,
кожаные калоши на каблуках - «кепич» и мягкие выворотные
сапожки - «маасы». Старинной обувью были сапоги, сшитые из
сыромятины - «чарык», с подошвой, короткими голенищами и со
слегка загнутыми кверху носками.

13.

Женский киргизский
костюм
Женский традиционныйкостюм. Женскийкиргизский гардероб также как и
мужской состоял из нательнойи верхней одежды. К нательным относились
платье-рубаха - «койнек» и шаровары. На груди женских рубах всегда имелась
вышивка или надевалсянагрудник - «ёнур», «жака », расшитые цветными
нитками. Уникальнымиэлементамиженской одежды являласьраспашная
юбка - «бельдемчи», головной убор тюрбан - «элечек». Однако эти виды
одежды носили только замужниеженщины. «Бельдемчи», кстати,
использовалии мужчины, но в качестве боевой одежды. В этих случаях их
обычно покрывали металлическимипластинами. Головные уборы девушек
обычно украшалиперьями птиц, пришивали к ним различные украшенияиз
серебра, жемчуга , кораллов. Так же женщины носили тюбетейки и меховые
шапки, которые назывались «топу» и «тебетей» соответственно. Поверх
платья-рубахиженщины надеваликороткуюилидлинную безрукавку «чыптама », камзолс короткими рукавами - «кемсел», халат - «чапан»,
стеганый халат - «чепкен». Зимняяодежда состояла из меховых шуб - «ичик».
В состав головного убора «элечек», «келеек» или «илеки» входил «такыя» или
«кеп такыя», которую надевали на голову прежде, чем намотать тюрбан.
Обувь для женщин обычно покупалиготовую. Это были цветные, чаще
зеленыеили красные сапожкина каблуках, иногда орнаментированные. В
зависимостиот возрастных категорийнаряд женщины дополнялся
различнымисеребряными украшениями и амулетами. Кроме того, известно,
что женщинам и девушкам было свойственно прятать свои косы. Дляэтих
целей они носили специальные «накосники» - длинные бархатные полоскив
виде трубочек - «чачпак», на которые нашивали различныеукрашения. В
зависимостиот возрастных категорийженщины носилиразличные
серебряныеукрашенияи амулет: это накосные украшения - «чач учтук», «чач
мончок», серьги - «сойке», «сойке желбурееч », нагрудные - «тумар», «бой тумар»,
браслеты - «билерик», кольца - «шакек».

14.

Детский киргизский
костюм
Распашную рубаху жегде
мужчины начинали носить с
шести-семи лет и не
изменяли формы до конца
жизни. .Рубахи подпоясывали
и носили поверх шаровар.
Основным отличием киргизок
был головной убор. Девочки
примерно до 17 лет носили "куу
топу"Молодые девушки до
замужества надевали тебетей.

15.

Российский флаг
Один из официальных
государственных
символов Российской
Федерации, наряду с
гербом и гимном.
Представляет собой
прямоугольное
полотнище из трёх
равновеликих
горизонтальных полос:
верхней - белого, средней синего и нижней красного цвета.

16.

Российский орнамент
Русская культура зародилась
много веков назад.Издревле
русичи украшали себя и
пространство для жизни (дом,
двор, предметы быта)
оригинальными узорами. Если
рисунок повторяет и чередует
отдельные детали, он
называется
орнамент.Народный орнамент
обязательно использует
традиционные мотивы. Они
свои у каждого народа. Русские
орнаменты не исключение.
Когда мы слышим это
словосочетание в воображении
сразу возникают вышитые
рубахи, рушники. На них лошади,
уточки, петухи и
геометрические фигуры.

17.

Российский народный
костюм
Русский национальный костюм — сложившийся на
протяжении веков традиционный комплекс одежды,
обуви и аксессуаров, который использовался русскими
людьми в повседневном и праздничном обиходе.
Имеет заметные особенности в зависимости от
конкретного региона, пола (мужской и женский),
назначения (праздничный, свадебный и повседневный)
и возраста (детский, девичий, замужней женщины,
старухи).
При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения
русский костюм имел свои особенности. Русский
народный костюм представляет два основных
типа — северный и южный. На севере России
крестьяне носили одежду, существенно отличную от
крестьян южных районов. В центральной России
носили костюм, близкий по характеру к северному,
однако, в некоторых отдельных местностях можно
было увидеть костюм с чертами южнорусской
одежды. В крестьянской одежде русских Урала и
Сибири также преобладали северные черты. Большое
влияние на неё оказал старообрядческий костюм.
Отличительная особенность русского национального
костюма — большое количество верхней одежды.
Одежда накидная и распашная. Накидную одежду
надевали через голову, распашная имела разрез сверху
донизу и застёгивалась встык на крючки и пуговицы.

18.

Мужской русский костюм
Ткань:
Льняное полотно вместе с сукном и шелком часто использовали для пошива
костюма. Для знати применяли материалы дороже, такие как парча, шёлк,
атлас и бархат.
Рубаха:
Рубахи носили все от млада до велика. Выкройка была одинаковой. Рубахи
отличались лишь качеством и вышивкой. К какому сословию принадлежит
человек можно было понять как раз по вышивке. Было три вида: для работы, для
обряда и для праздника.
Рубахи были с длинными рукавами, они закрывали пальцы и колени.
Интересный факт: рубаха в штаны не заправлялась.
Штаны:
Их изготавливали из шерсти или холщовой ткани. Они были укороченными и
облегающими. Их заправляли в сапоги. Штаны были однотонными и с белой
полосой. К штанам привязывали пояс, а к нему цепляли различные мелочи.
Пояс:
Он использовался для привязки чего-либо. Его также украшали вышивкой.
Молодые парни повязывали пояс на талии, а старики — под животом.
Головной убор
Уборов было много. Зимой мужики носили ушанки, а в остальное время —
соломенные шляпы, грешевики, картузы. Обычно головные уборы декорировали
лентами, цветами, бисером.
Сапоги
Было 3 разновидности: ичиги, чеботы и валенки. Ичиги имели мягкий носок и
жесткий задник. Чёботы отличались коротким голенищем. Они изготавливались
из бархата или атласа.
Верхняя одежда
Часто сверху рубахи надевали зипун. У человека из состоятельной семьи верхнюю
одежду украшали меховыми воротниками, а из — нищей, то ворот делали
стойким и высоким, так как он лучше защищал от холода.

19.

Женский русский костюм
Рубаха:
Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент
русского костюма. Составная или цельнокроеная,
из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая.
Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную
часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета
и орнаменты различались в зависимости от области
и губернии. Воронежские женщины предпочитали
вышивку черного цвета, строгую и изысканную.
В Тульской и Курской областях рубахи, как правило,
плотно вышиты красными нитями. В северных
и центральных губерниях преобладали красный, синий
и черный, иногда золотой. Русские женщины часто
вышивали на рубахе заклинательные знаки или
молитвенные обереги.
Рубахи надевали разные в зависимости от того,
какую работу предстояло выполнить. Были рубахи
«покосные», «пожнивные», была и «рыболовка».
Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда
богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

20.

Сарафан:
Слово «сарафан» произошло от персидского
«саран па» — «через голову». Впервые оно
упоминается
в
Никоновской
летописи
от 1376 года. Впрочем, заморское слово
«сарафан» в русских деревнях звучало редко.
Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк
или косоклинник. Сарафан был, как правило,
трапециевидного силуэта, он надевался
поверх рубахи. Сначала это было чисто
мужское одеяние, парадное княжеское
облачение с длинными откидными рукавами.
Его шили из дорогих тканей — шелка,
бархата, парчи. От вельмож сарафан
перешел к духовенству и лишь после
закрепился в женском гардеробе.
Сарафаны были нескольких видов: глухие,
распашные, прямые. Распашные сшивались
из двух полотнищ, которые соединяли при
помощи красивых пуговиц или застежек.
Прямой сарафан крепился на лямках.
Популярен был и глухой косоклинный сарафан
с продольными клиньями и скошенными
вставками по бокам.

21.

Понева:
Понева — мешковатая юбка —
была обязательным элементом
гардероба замужней женщины.
Понева
состояла
из
трех
полотнищ, могла быть глухой или
распашной. Как правило, ее длина
зависела от длины женской
рубахи. Подол украшали узорами
и вышивкой. Чаще всего поневу
шили из полушерстяной ткани
в клетку.
Юбку
надевали
на
рубаху
и оборачивали вокруг бедер,
а на талии ее держал шерстяной
шнур (гашник). Сверху обычно
носили передник. На Руси для
девушек,
которые
достигли
совершеннолетия,
существовал
обряд надевания поневы, который
говорил о том, что девушка могла
быть уже просватанной.

22.

Пояс:
На Руси было принято, чтобы
нижняя женская рубашка всегда
была подпоясана, существовал
даже
обряд
опоясывания
новорожденной
девочки.
Считалось, что этот магический
круг защищает от нечисти, пояс
не снимали даже в бане. Ходить
без него считалось большим
грехом. Отсюда значение слова
«распоясаться» — обнаглеть,
забыть о приличиях. Шерстяные,
льняные или хлопковые пояса
вязали крючком или ткали. Иногда
кушак мог достигать в длину
трех метров, такие носили
незамужние девицы; покромку
с
объемным
геометрическим
узором надевали те, кто уже
вышел замуж. Желто-красным
поясом из шерстяной ткани с
тесьмой и лентами оборачивались
в праздники.

23.

Передник:
Передник не только
защищал одежду
от загрязнения,
но и украшал праздничный
наряд, придавал ему
законченный
и монументальный вид.
Передник гардероба носили
поверх рубахи, сарафана
и поневы. Его украшали
узорами, шелковыми
лентами и отделочными
вставками, край оформляли
кружевом и оборками.
Существовала традиция
вышивать передник
определенными символами.
По которым можно было,
как по книге, прочесть
историю женской жизни:
создание семьи, число и пол
детей, почивших
родственников.

24.

Головной убор:
Головной убор зависел от возраста
и
семейного
положения.
Он предопределял всю композицию
костюма. Девичьи головные уборы
оставляли
часть
волос
открытыми и были довольно
простыми: ленты, повязки, обручи,
ажурные
венцы,
сложенные
жгутом платки.
Замужние женщины должны были
полностью покрывать свои волосы
головным убором. После венчания
и обряда «расплетения косы»
девушка носила «кичку молодухи».
По древнерусскому обычаю поверх
кички надевали платок — убрус.
После рождения первенца надевали
рогатую кичку или высокий
лопатообразный головной убор,
символ плодородия и способности
деторождения.
Кокошник был парадным головным
убором замужней женщины. Кичку
и кокошник замужние женщины
надевали, когда выходили из дома,
а дома носили, как правило,
повойник (чепец) и платок.
English     Русский Правила