Похожие презентации:
Аристотель. Биография
1.
Выполнил : Рахимов АндрейГруппа :ТАОП-312
2.
БиографияВеликий древнегреческий философ Аристотель
родился в 384 г. до Р. X. в Стагире – греческой
колонии на северном берегу Эгейского моря, близ
Македонии. Семья Аристотеля по происхождению
принадлежала не к местным «варварским»
племенам, а к природным эллинам. Его отец
Никомах был личным врачом македонского царя
Аминты II, отца знаменитого Филиппа 2. Близкие
связи Аристотеля с македонским двором идут ещё
с детских его лет.
Ещё ребёнком Аристотель лишился родителей и
жил в доме своего опекуна Проксена, который дал
ему хорошее воспитание. В 367 году 17-летний
Аристотель поехал в Афины, чтобы изучать там
философию. В этом самом славном из греческих
городов он прожил двадцать лет. Аристотель
поступил учеником в Академию – школу,
открытую великим мыслителем Платоном.
Заметив блестящие таланты Аристотеля, Платон
стал отличать его среди прочих своих учеников. Но
молодой философ вскоре начал отступать от
многих идей своего учителя и вырабатывать
собственное мировоззрение. Заметив
это, Платон с горечью сказал, что «Аристотель
оттолкнул нас от себя, как жеребенок – свою мать».
Однако личные отношения двух гениев греческой
мысли долго оставались дружескими.
3.
Аристотель и Платон.Скульптор Лукка Делла Роббиа
Более всего Аристотель
оспаривал платоновские идеи
об учениях. Платон считал,
что идеи образуют особый
высший бестелесный мир, а
Аристотель видел в них лишь
сущности материальных
явлений, заключённые в
самих этих последних.
Именно по поводу этого спора
Аристотель и произнёс
однажды довольно длинную
фразу, более известную в
сокращённом переводе:
«Платон мне друг, но истина
дороже».
4.
Разделы философии АристотеляУчение Аристотеля чаще всего подразделяют на четыре раздела.
I. Логика (излагается в группе трудов, получивших общее название
«Органон»).
II. Теоретическая философия. Она в свою очередь делится на: 1.
«Первую философию» – учение об основах истинного бытия. В
своде сочинений Аристотеля «первая философия» была
размещена после его сочинений по физике и из-за этого чисто
случайного обстоятельства получила название «метафизики»,
получившее затем у философов гораздо более важный смысл. 2.
Математику – учение о количестве и протяжении; 3. Физику –
учение о движении предметов. Понятие «движения» Аристотель
толкует весьма широко, понимая его как любое изменение
качества.
III. Практическая философия – учение о принципах человеческой
жизни и деятельности. Она состоит из: 1. Этики (науки о цели
жизни отдельного человека). 2. Экономики (науке о домашнем
хозяйстве). 3. Политики (науки о государстве).
IV. Поэтическая философия: трактаты Аристотеля о поэзии и
риторике.
5.
Логика АристотеляВ основу философской логики Аристотель кладёт ряд «категорий» – наиболее
общих понятий, обозначающих самые общие характеристики бытия. Их
перечень и число различны в разных его сочинениях. Чаще всего он называет
десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время,
положение, обладание, действие, страдание. Категория сущности – то есть,
ответ на вопрос, чем именно является тот или иной предмет (человеком,
лошадью, деревом, камнем и т. п.) – играет в философии Аристотеля особую
роль.
Из сочетания различных категорий создаются сложные высказывания, которые
логика Аристотеля делит на четыре вида общеутвердительные,
общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные.
Высказывания могут обладать различными типами модальности (возможность
и невозможность, случайность и необходимость). Чтобы содержать в себе
истину, они должны подчиняться законам логического мышления (закону
тождества, закону исключения противоречия, закону исключённого третьего).
Высказывания тоже могут сочетаться, образуя силлогизмы с новыми
логическими выводами. Например, из двух разных высказываний: 1. Все люди
смертны и 2. Сократ – человек, вытекает третье: Сократ смертен. В своей
философской логике Аристотель подробно разбирает различные виды
силлогизма, различая в нём три фигуры с 16 модусами каждая. Силлогизмы
могут давать как общие, так и частные выводы.
В сочинении «Топика» Аристотель анализирует свыше 300 «топов» – общих
приемов мышления, направленных на достижение истины. Он излагает правила
диалога, который следует вести посредством топов, и вскрывает недостатки
отдельных их видов.
6.
Главное содержание метафизики Аристотелясводится к критике платоновского учения об
обособленности мира идей от мира вещей.
Аристотель доказывает, что «идея» – лишь
конкретная форма материи, которую последняя
приобретает при помощи «движения» . Материя и
форма нераздельны, они не могут существовать друг
без друга. В природе нет ни чистой, бесформенной
материи, ни нематериальной идеи. Материя каждого
предмета содержит в себе возможность его
существования, а форма даёт этой возможности
осуществление. Материи всегда присуще внутреннее
стремление воплотить содержащиеся в ней
возможности – получить тот или иной конкретнопредметный вид. Эта присущая материи внутренняя
тяга к «оформлению» в философии Аристотеля
именуется энтелехией.
7.
Метафизика АристотеляГлавное содержание метафизики
Аристотеля сводится к критике
платоновского учения об
обособленности мира идей от мира
вещей. Аристотель доказывает, что
«идея» – лишь конкретная форма
материи, которую последняя
приобретает при помощи «движения».
Материя и форма нераздельны, они не
могут существовать друг без друга. В
природе нет ни чистой, бесформенной
материи, ни нематериальной идеи.
Материя каждого предмета содержит в
себе возможность его существования, а
форма даёт этой возможности
осуществление. Материи всегда присуще
внутреннее стремление воплотить
содержащиеся в ней возможности –
получить тот или иной конкретнопредметный вид. Эта присущая материи
внутренняя тяга к «оформлению» в
философии Аристотеля
именуется энтелехией.
8.
Физика АристотеляАристотель признаёт четыре первоначальные
«стихии», образуемые четырьмя возможными
сочетаниями двух главных материальных
противоположностей: холода – тепла и сухости –
влажности. Стихия теплая и сухая – огонь; теплая и
влажная – воздух; холодная и влажная – вода; холодная
и сухая – земля. Понятия о силе тяжести у Аристотеля
нет. По его мнению, огню и воздуху просто изначально
свойственно стремление вверх, а воде и земле – вниз.
Путём этого своего разнонаправленного движения
стихии смешиваются, порождая всё многообразие
предметов и мира.
9.
Физика АристотеляЗемля и Вселенная, по Аристотелю, имеют
форму шаров. Вселенная ограничена небом,
образованным из пятой, божественной, вечной
и неизменной стихии – эфира. Небо состоит из
нескольких концентрических сфер. Одна из
них, звездное небо, искони пребывает в
совершеннейшем виде движения – круговом.
Расположенные на ней звёзды – вечные,
блаженные, живые существа, которые по своей
организации неизмеримо превосходят
человека. На других небесных сферах
находятся планеты (включая Солнце и Луну),
чей ранг ниже звёздного. Наглядно это
подтверждается тем, что движение планет не
чисто круговое. Их орбиты имеют не совсем
правильное, косое положение. Шарообразная
земля образует центр вселенной.
10.
Аристотель о душеВсе живые существа земли
обладают собственной
энтелехией – душой.
Аристотель в своей философии
подразделяет души на три вида:
питающаяся (растительная),
чувствующая (животная), и
разумная (человеческая). Как
любая форма не может
существовать без материи, так и
душа не имеет бытия без тела.
Впрочем, последнее
утверждение Аристотель, судя
по всему, относил лишь к
первым двум видам души, а
третью, разумную, её сторону,
сопричастную Богу, он в
некоторых отрывках признаёт
бессмертной.
Человеческую волю Аристотель
решительно полагает
свободной.
11.
Аристотель о природеВследствие вечного
стремления материи ко всё
более совершенному
«оформлению»
неорганический мир малопомалу переходит в
органический, а
растительное царство – в
животное. Таким образом,
вся природа составляет
одно целое, и жизнь,
развиваясь вся ярче,
достигает высшей ступени
совершенства в человеке.
Все эти «эволюционные»
идеи подробно развиваются
в научно-философских
трактатах Аристотеля «О
животных», «О душе» и др.
12.
Этика АристотеляДобродетель состоит не в знании добра, ибо это знание само по
себе не удерживает от дурных поступков. Философская этика
призвана через многократное упражнение выработать в
человеке сознательную тягу к доброму, сделав её постоянным
качеством воли.
Суть добра – в господстве разумного элемента души над
чувственными страстями. Истинное этическое поведение состоит
в том, чтобы занимать разумную средину между
противоположными крайностями, которые и есть пороки. Без
добродетели невозможно счастье, составляющее цель жизни.
Аристотель признаёт важность наслаждения, но считает высшей
его разновидностью чувство довольства, вызываемое в человеке
сознанием, что его поступки нравственны и хороши.
Добродетель является совокупностью целого ряда нравственных
качеств. Каждый класс людей имеет свои особые этические
обязанности, но некоторые из них – в первую очередь,
справедливость – являются долгом всех. Истинная нравственность
теснейшим образом связана с идеей блага государства, потому
Аристотель считает этическую философию очень близкой к
общественной – «политике».