85.80K
Категория: ПедагогикаПедагогика

Дипломный реферат «Организация вокально-хоровой работы со старшим хором детской школы искусств»

1.

ДИПЛОМНЫЙ РЕФЕРАТ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ
СО СТАРШИМ ХОРОМ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ИСКУССТВ»
Выполнил: студент гр.29Б-18
Золотухин Г.Г.

2.

Оглавление
Введение……………………………………………………
………………
Глава 1. Историко-психологические основы и
значение хорового пения в музыкальном
образовании детей…………………………
1.1. Значение хорового пения, как одной из важных
основ музыкального образования детей………
1.2. Возрастные вокально психофизиологические
особенности детского хора……………………

3.

Введение
В музыкальном воспитании хорового коллектива детей старшего возраста
важную роль играет правильная организация вокально-хоровой работы с
хором, учитывающая возрастные, психофизиологические особенности детей,
а также их музыкальную подготовленность. В этот период с учащимися
можно заниматься вокально-хоровой работой более интенсивно и
плодотворно.
Но к сожалению не всегда дети старшего возраста хорошо
вооружены музыкальными вокально-хоровыми знаниями
и навыками.

4.

К тому же именно в этом возрасте происходит постепенный переход
детского голоса во взрослый, сопровождающийся техническими,
физическими изменениями в организме детей старшего возраста, что
тоже немаловажно в организации вокально-хоровой работы с хором.
Исходя из этого, правильная организация вокально-хоровой
работы в старшем хоре, учитывающая физические и
музыкально исполнительские возможности хорового
коллектива, является актуальной и на сегодняшний день.
Актуальность также связана с ростом числа детских
коллективов, расширением их концертно-исполнительского
мастерства.

5.

Объект исследования: вокально-хоровая работа со старшим хором
Предмет исследования: развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего
возраста.
Исходя из объекта и предмета исследования ставится
Цель работы: организация вокально-хоровой работы со старшим хором
Поставленная цель определила решение следующих задач исследования:
Задачи исследования:
1.Анализ методической литературы по теме исследования;
2.Изучение особенностей развития вокально-хоровых навыков в старшем
хоре;
3.Использование методических аспектов развития вокально-хоровых навыков
в старшем детском хоровом коллективе;
4.Воспитание художественного вкуса детей;
Методологическая основа работы. Изучение научной и методической
литературы Стуловой Г.П., Петрушина В.И., Коноваленко В.В и Коноваленко
С.В., Емельянова В., Огородного Д.Е., Абрамовой Г.С., Выготского Л.С. и
других.

6.

Учитывая, выше сказанное, можно выдвинуть следующую
гипотезу
Гипотеза исследования: если правильно организовать вокально-хоровую
работу в старшем детском хоре, направленную на приобретение
разнообразных знаний и навыков, то дети старшего возраста будут
развиваться не только в музыкальной, но и в эстетической, психической и
физической областях, следовательно и процесс вокальной-хоровой работы
в хоре будет становится более осознанным и продуктивным.
База исследования: старший хор «Элегия» детской школы искусств № 4
Практическая значимость работы:
Дипломная работа может быть использована при работе с детьми
старшего школьного возраста на уроках музыки, занятиях хорового класса,
в классах общеобразовательной школы, а также для дальнейших
исследований в этой области музыкальной педагогики.

7.

Глава 1. Историко-психологические основы и значение хорового пения в
музыкальном образовании детей
1.1.Значение хорового пения, как одной из важных основ музыкального
образования детей
Первая глава содержит историческую справку развития детского
хорового пения, значение хорового пения в жизни ребенка и этапы
развития вокально-хоровых навыков детей с учетом
психофизических особенностей.
В средние века отношение к искусству определялось догматами церкви, не
приемлющими гедонестичности и элитарности эстетической мысли
античности, но все же, не отрицалось чудодейственное воздействие
хорового пения. Одним из наиболее значительных реформаторов в области
хорового пения средневековья был Гвидо Д’Ареццо. Он был руководителем
детского хора кафедральной школы.

8.

В эпоху Возрождения на смену средневековой теологии, иерархии божественного и
человеческого приходит новое понимание мира антропоцентрическое,
провозглашающее идею самоценности человеческой личности. Появляется новая цель
воспитания – всестороннее развитие личности. В эту эпоху, одной из важнейших форм
обучения хоровому пению были певческие школы при католических храмах. В них с
ранних лет обучались пению мальчики.
В эпоху Просвещения, значимость певческого воспитания, облагораживающего
человеческую природу, определялась в трудах видных педагогов, в частности:
Песталоцци, Жан Жак Руссо, Ш. Л. Монтескьё и др.
В XIX веке господствующей формой хоровой музыки становится ее концертное
исполнение. Характерной чертой этого времени стало стремление к
приобщению детей к высокой профессиональной культуре пения. В это время
продолжают свою деятельность консерватории, академии, высшие
музыкальные школы, колледжи, где дети обучались наряду со взрослыми.

9.

В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало,
поэтому профессиональная русская музыка, вплоть до XVIII века,
развивалась главным образом в хоровых жанрах. Хоровому пению
обучались на Руси в церковных и монастырских школах, в храмовых
хорах. С приходом в Россию партесного пения, появилась
необходимость в детских голосах в хорах. Открывались музыкальные
школы, где дети обучались пению и игре на музыкальных инструментах.
В конце XVIII века в России появились методические работы,
переведенные с французского и итальянского языков. Среди
рекомендаций, содержавшихся в них, важно указание на
необходимость развивать у детей слуховой контроль.

10.

В «Правилах гармонических и мелодических для обучения
всей музыке» В. Манфредини перечисляет и раскрывает
ценные методические требования:
1. Рот при пении «растворять... умеренно, естественно...от
этого зависит ясность голоса и чистое произношение слов».
2. Петь в удобной тесситуре, «никогда не должно
форсировать через силу...».
3. Надо петь напевно и додерживать звук (ноту по
длительности) до конца.
4. Ясно произносить слова, уверенно, «крепко, а не в
половину духа или между зубов».
5. Петь сознательно и эмоционально.
6. Рекомендует петь без сопровождения. [12, 13]

11.

Вокальные указания М.И. Глинки и созданная позже «Полная
школа пения» А.В. Варламова – всё это целая эпоха в русской
вокальной педагогике. Здесь выражены все принципы, на которых
основано пение, учтены особенности детского голоса. [4]. Детские
голоса воспитывались звонкие, серебристые, нежные. Глинка считал
это
звучание
непременным
условием
развития
голоса.
Голосообразование свободное, естественное, при средней силе звука,
ровное от первой до последней.

12.

На рубеже XIX и XX столетий стали появляться и
отечественные теоретические труды, отразившие основные
проблемы музыкальной педагогики, авторами которых были
Д.И. Зарин, А.К. Карасёв, П.П. Мироносецкий и др.
В XX столетии приход в исполнительскую среду
выдающихся музыкантов, дирижеров, педагогов,
таких как Свешников, Соколов, способствовал росту
профессионального совершенствования многих
детских хоров.

13.

Хоровое пение – один из самых активных видов
музыкальной практической деятельности учащихся, и в
эстетическом восприятии детей всегда имеет
позитивное начало.
Известно, что в музыкальном воспитании огромное значение имеют
формы массового музицирования, особенно хорового, как наиболее
доступного (так как в хоре могут петь все, даже не зная нот).
Известный венгерский педагог Х. Сабо отмечает, что музыкальное
воспитание, основанное на пении, открывает путь к широкому
познанию музыки.

14.

В условиях музыкального образования и воспитания хоровое пение выполняет
несколько функций:
во-первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся
знакомятся с разными сочинениями, получают представления о музыкальных
жанрах, приёмах развития и соотношения музыки и слова в вокальных
произведениях, осваивают некоторые черты народного фольклора и музыкальный
язык произведений профессиональных композиторов;
во-вторых, хоровое пение решает задачи развития слуха и голоса учащихся,
формирует определённый объём певческих умений, навыков, необходимых для
выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения;

15.

в-третьих, является одним из самых доступных видов
исполнительской деятельности;
в-четвёртых, содержание певческого репертуара нацелено на
развитие у ребёнка позитивного отношения к окружающему
миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла
каждого произведения, через формирование личностной оценки
исполняемой музыки.

16.

1.2. Возрастные вокально психофизиологические особенности детского хора
Вокально-хоровая работа в детском хоре проводится в соответствии с
психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп, каждая
из которых имеет свои отличительные черты в механизме голосообразования.
Руководитель
хора
должен
обязательно
учитывать
эти
особенности.
Придерживаться однородности возрастного состава коллектива.
Детский голосовой аппарат отличается от взрослого, прежде всего величиной
и формой. Он находится в состоянии непрерывного роста и развития.

17.

Голосовой аппарат очень хрупок. В целом для школьников начальных
классов характерно фальцетное голосообразование не большой силы
звучания в пределах от p до mf. Дыхательные мышцы у них еще слабы,
емкость легких мала, поэтому и сила голоса меньше, чем у более
взрослых ребят. Рабочий диапазон детского хора в пределах октавы от
«до» до «ре – ми» второй октавы.
Голоса мальчиков и девочек мало отличаются по характеру
звучания.
Хоры
младших
школьников
в
основном
совершенствуется в одноголосном и двухголосном нении. Репертуар
состоит из народных песен, а также произведений отечественных и
зарубежных композиторов.

18.

Хор, состоящий из детей среднего школьного возраста 4-6
классы (10-14лет), отличается большей насыщенностью и
динамичностью
звука.
У
мальчиков
в
этом
возрасте
появляется грудное звучание, однако, преобладает звучание
головное. У девочек шестиклассниц
появляется тембр
женского голоса. У детей к двенадцати годам в основном
заканчивается
укрепляется
формирование
нервная
и
голосовой
дыхательная
приобретает большую выносливость.
мышцы:
система,
голос

19.

Из – за физической слабости детских голосов отношение
к
ним
должно
быть
чрезвычайно
бережным,
осторожным, без излишнего использования крайних нот
диапазона, с умеренной динамикой, удобной тесситурой.
Неудобной
высокого
тесситурой
или
низкого
считается
регистра
использование
на
длительном
протяжении времени, что приводит к чрезвычайному и
быстрому переутомлению детского голоса.

20.

В основной массе хоры, состоящие из детей среднего школьного
возраста имеют диапазон от «ля» - «си» малой октавы до «до» «соль» второй октавы и выше. В среднем хоре возможно
разделение хоровых партий на группы. В группах первых сопрано дискантов включаются мальчики и девочки с хорошо развитым
головным регистром. Тембр их голосов легкий, чистый, звонкий,
серебристый. Сила звука небольшая. В группу вторых сопрано дискантов включаются дети с более плотным по тембру голосом, у
которых нижняя часть диапазона звучит как правило лучше
верхней.

21.

Оптимальный количественный состав детского хора 60-80
учеников. Не большим в количественном отношении детским
хором
трудно
исполнительские
успешно
задачи.
решать
многие
Исполнительские
художественновозможности
среднего школьного хора весьма широки. Ему доступно
народные песни, разнообразные произведения классиков и
советских композиторов, а также
переложения и обработки с женских и смешанных хоров,
сделанные с учетом исполнительских возможностей детского хора.
English     Русский Правила