Похожие презентации:
Богоявление и Крещение Господне. Искушение Господа в пустыне. (Лекция 6)
1.
Лекция 6. Богоявление и КрещениеГосподне. Искушение Господа в пустыне.
2.
Крещение Господне3.
Крещение ГосподнеМф. 3, 13-16
13. Тогда приходит Иисус из
Галилеи на Иордан к Иоанну
креститься от него.
14. Иоанн же удерживал Его и
говорил: мне надобно
креститься от Тебя, и Ты ли
приходишь ко мне?
15. Но Иисус сказал ему в
ответ: оставь теперь, ибо так
надлежит нам исполнить
всякую правду. Тогда Иоанн
допускает Его.
16. И, крестившись, Иисус
тотчас вышел из воды
Мк. 1, 9
9. И было в те дни, пришел
Иисус из Назарета
Галилейского и крестился от
Иоанна в Иордане.
Лк. 3. 21
21. Когда же крестился весь
народ, и Иисус, крестившись,
молился:
Евфимий Зигабен: «Креститель всякого
крещаемого,
погрузив
его
потеперь
шею вчтобы
воде,
Блж.
Евфимий
Феофилакт:
Зигабен:
«Чистый
«Перестань
крестится,
снимать
нас
удерживал,
поканепогрешимости
тотнам,
исповедовал
грехи, ине
покровы
омыть сиМоей
показать
что еслии свои
мы
Божества,
желаем
только
после исповеди
он выходил
из воды,
– но
время
креститься,
теперь
то
длядолжны
этого,
но
сперва
Я крещусь
очиститься,
от тебя
Христос,
не имея
грехов, не был
удерживаем в
чтобы
согласно
не Домостроительству».
осквернить
крещения»
воде, и потому евангелист сказал, что Он
тотчас вышел из воды»
Блж.
Феофилакт:
«Правдою
Свт.сИоанн
Златоуст:
«правда
Свт.
Иоанн Златоуст:
«С рабами Господь,
виновными
Судия
идет
Блж.
Иероним:
«Троякая
причина
была
для
того,
чтобы
Спасителю
(Иисусу)
называет
закон»
есть
исполнение
заповедей»
Прп. ИссидорНо
Пелусиот:
«остави
ныне,в -этом-то
то есть смирении
теперь время
обнищания,
креститься.
не
возмущайся
этим:
и
сияет
особенно
Согласно
Ев.
Луке «Иисус
крестившись,
молился».
о том,
принять
крещение
от Иоанна.
Во-первых,
чтобы,Несомненно,
так
как
Он родился
теперь
место
снисхождению,
по
которому
воспринял
Я
на
Себя
человека
и
высота
Его.
ДаНебесный
и чему удивляться,
если
принял
крещение
иАпостол
вместеПавел
с другими
чтобы
Отец
благословил
начало
Его
служения.
человеком,
исполнитьчтобы
всякуюего
правду
и смирение
перед
законом. Во-вторых,
принимаю
Крещение,
соделать
чистым
от преступления.
Теперь
пришел
к
рабу
Тот,
Который
благоволил
столько
времени
бытьвходя
в девической
вчтобы
послании
своем
к
евреям
(10,
5—9),
говорит,
что
Сын
Божий,
в
Своим
утвердить
значение
крещения Иоаннова.
Втребуется
не крещением
власть
Владычняя,
но рабское
уничижение:
остави
ныне
утробе,
родиться
с
нашим
естеством,
принять
заушения
и
крест,
мир,
говорил
слова,
открытые
некогда
пророку
Давиду:
«Иду
исполнитьи
третьих,
чтобы,
освящая
воды
Иордана,
показать
через
нисхождение
исполниться
милосердию,
чтобыОн?
не было
препятствия
к спасению
человеков»
претерпеть
все,
что (Пс.
претерпел
То чудно,
что Он, будучи
Богом,
восхотел
волю
Твою,
Боже»
39,
7—9).
голубя пришествие Святого Духа во время крещения верующих»
соделаться человеком; все же прочее было уже следствием этого»
4.
Богоявление5.
БогоявлениеБлж.
Иероним: «В крещении
Троицы:
Мф.
Мк. показывается
Лк.таинство [Святой]Ин.
получает
Дух нисходит в виде голубя,
слышится голос
16.Господь
и се, отверзлись
10.крещение;
И когда выходил
32. Ии свидетельствовал
Ему небеса, и
из
воды, дающего
тотчас
отверзлось небо,о Сыне».
Иоанн, говоря: я видел
Отца,
свидетельство
увидел Иоанн Духа увидел Иоанн
Духа, сходящего с неба,
Божия, Который
разверзающиеся
22. и Дух Святый
как голубя, и
сходил, как голубь, небеса и Духа, как
нисшел на Него в
пребывающего на Нем.
и ниспускался на
голубя, сходящего
телесном виде, как 33. Я не знал Его; но
Него.
на Него.
голубь, и был глас с Пославший меня крестить
17. И се, глас с
11. И глас был с
небес, глаголющий: в воде сказал мне: на Кого
небес глаголющий: небес: Ты Сын Мой Ты Сын Мой
увидишь Духа сходящего
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в
Возлюбленный; в
и пребывающего на Нем,
Блж.
Феофилакт:
««Как
голубь»
по
причине
незлобия
и
кротости
голубя
и
возлюбленный, в
Котором Мое
Тебе Мое
Тот
есть крестящий
Духом
Котором
Моечто голубь
благоволение.
благоволение!
Святым.там, где есть
потому,
есть самая
чистая
птица,
не гораздо
остается
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Естественно,
народ
почитал
Иоанна
Христа.
Тот всю
благоволение.
34. Ивыше
я видел
и
нечистота,так
и
Дух
Святой.
Но
и
при
Ное
голубь
возвестил
прекращение
жизнь свою проводил в пустыне, был сын архиерея, носил необычайную
одежду, призывал
засвидетельствовал,
что всех
Для
кого
было
это
сверхъестественное
явление?
Феофилакт:
«Адам
заключил
их,
а иХристос
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«А так
как
этот
глас:
«Сей
есть
Сын
возлюбленный»
потопа,
масличную
ветку;
так
здесь
Духже
Святой
показывает
СейМой
есть
Сын
коБлж.
крещению,
инеся
сверх
того,
родился
от
неплодной;
Иисус
произошел
отБожий.
незнатной
1)
для
Самого
Иисуса
Христа.
Поэтому-то
Матфей
говорит:
открывает,
чтобы
ты
узнал,
ты,
когда
(Мф.3:17)
многим
казался
относящимся
кЕвангелист
Иоанну,
то
Дух
Святый
сошел
в виде
разрешение
грехов.
Там
масличная
ветка,
а здесь
милость
Божия»
отроковицы
(рождение
от
Девы
не что
былоиеще
всем
известно),
воспитывался
в доме,
отверзлись
По объяснению
Ему небеса,
Иннокентия,
то
есть
Иисусу,
архиепископа
для
Иисуса.
небесный
надтайн
крещаешься,
открываешь
их»
обращался
сочтобы
всеми
иобратить
носил
обычную
одежду.
Так как
никто ещевсем,
не свод
знал
неизреченных
голубя,
глас
на Иисуса,
и Херсонского,
показать
что
слово «сей»
Евфимий
Зигабен:
«В
виде
же
голубя
Он
сошел,
потому
что
эта
птица
отмогло
домостроительства,
икак,
почитали
Христа
меньшим.
от это
Иоанна
еще во
более
главой
2) дляФеофилакт:
Предтечи,
Иисуса
так
по раскрытым
его
же
свидетельству,
наподобие
переданному
того, крестившемся.»
как
бывает
Евангелистом
время
сказанопредставился
нето
об
Иоанне
крестившем,
но обКрещение
Иисусе
Блж.
«Сходит
Дух,
чтобы
свидетельствовать,
что
Крещаемый
природыиудеев
во многих
отношениях
служит
образом
Духадругих
Святого.
Он любит
утверждать
в этом
мнении,
если
бы
даже
они
инебеса?
неКого
имели
побуждений
к тому.
Иоанном,
Пославший
сильного,
продолжительного
его
крестить
блеска
ему:
На
молнии
увидишь
из облаков.
Свт.
больше
Иоанн
крещающего.
Златоуст:
«Для
Ибо
чего
иудеи
жесказал
почитали
отверзлись
Иоанна
великим,
Для
того,
аДуха
Христа
чтобы-ты
не
человека
и нелегко
возбуждается
к гневу, терпеливо
переносит
лишение
Они сходящего
думали
о Иисусе,
и Он
из числа
обыкновенных
людей. ЕслиДухом
бы Он (Ин.
был необыкновенный
и Все
пребывающего
на
Нем,
Тот есть
крестящий
33).что
познал,
таковым.
что
причто
видели,
твоем
крещении
что
Дух
сходит
бывает
нато
Иисуса,
же самое;
чтобы
тогда
не подумали,
Бог1,призывает
детенышей
и неони,
нападает
на лишающих
его. Он
есть ссамая
чистая
птица
и
человек,
рассуждали
то не пришел
бы креститься
вместе
другими.
Напротив,
Иоанн
Предтеча
увидел
Духа
в
виде
голубя,
сходящего
на
Иисуса,
и
тотчас
же
понял,
тебя
голос:
к
горнему
Сей
есть
отечеству,
Сын
Мой
возлюбленный
и
убеждает
ничего
был
ради
уже
не
Иоанна,
иметь
но
общего
чтобы
с
все,
землею»
видя
Блж.
Иероним:
«А
небеса
открываются
не
через
движение
видимых
Блж.
«А голубь
воссел
на
голову
Иисуса,
чтобы
кто-либо
не подумал,
был вИероним:
глазах
их гораздо
более
и удивительнее
Его. Вот
почему,
чтобы
такая
мысль
не
любит
благовоние.
Прообразом
этого
голубя
был
голубь,
возвестивший
Ною
что
Этот
Иисус
и
есть
крестящий
Духом
Мессия,
Сын
Божий.
Духа,
уверовали,
что
этот
голос
относится
к
Иисусу».
составных
частей,
а тогда
дляОтца
них
Иезекииль
говорит
что
голос
был
к взора;
Иоанну,
а неиктак
Господу»
утвердилась
впотопа.
народе,
тотчас,
подуховного
крещении
Иисуса,
небеса,
нисходит
и
прекращение
Как
был
потоп
отоотверзаются
воды,
теперь
от
грехов,Дух,
и как
3) для
всего
народа.
начале
своего
свитка, что
они
былиИисуса,
открыты».
Духом
глас,
возвещающий
достоинство
как Единородного»
тотвместе
голубьсввозвестил
прекращение
того
потопа,
так этот
– настоящего»
6.
Искушение Господа Иисуса Христа в пустыне7.
Искушение в пустыне Иисуса ХристаМф. 4 гл.
Мк. 1 гл.
Лк. 4 гл.
1. Тогда
возведенВеликий:
был Духом «Для
в
12.
Немедленно
Свт.Иисус
Афанасий
чего
диавол при 1. Иисус, исполненный Духа Святаго,
пустыню, для искушения от диавола,
после того Дух
возвратился от Иордана и поведен был Духом
каждомсорок
искушении
спрашивает
обв этом в пустыню.
2. и, постившись
дней и сорок
ведет Его
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Так
как Христос
все
и терпел
для
нашего
ночей,
напоследок
взалкал.
пустыню.
2. делал
Там сорок
дней Он был
искушаем
от
Христа,
говоря:
аще
Сын
еси
Божий?
Слова
эти
3. И приступил к Нему искуситель и
13.
И
был
Он
там
в
диавола
и
ничего
не
ел
в
эти
дни,
а
по
и теперь
попускает
в пустыню
и
сказал: если
Тынаучения,
Сын Божий,сто
скажи,
сорок
прошествии Себя
их напоследок
взалкал.
сходствуют
тем,
чтó пустыне
сказано
им Он отвести
чтобы камни
сии сделались
хлебами.
дней,
искушаемый
И сказал
Ему и
диавол:
если Ты
Божий, то
поставить
всмотри,
борьбу
счто
дьяволом
для3.
того,
чтобы
никто
из Сын
Евфимий
«И
делает.
Он
слышал
от
Иоанна,
и от
первоначально
в раю.
аще
Сын
еси
Божий,
4. Он
же
сказал емуЗигабен:
в ответ:
написано:
сатаною,
и был сото вели этому камню сделаться хлебом.
крестившихся,
бычто
ему
случилось
после
крещения
неесть,
хлебом
одним
будет
жить человек,
зверями;
иесть
Ангелы
4.Божий,
Иисус
сказал
емупретерпевать
в ответ:что
написано,
голоса,
бывшего
сесли
неба,
это
Сын
но не
зная,
Сын что не
если
глас,
наименовавший
Тебя
Сыном
(Сей
но всяким словом,
исходящим
изпрежних
уст
служили Ему.
хлебом одним
будет
жить
человек, но всяким
еще
больше
ими,
как
чем-то
вочеловечился,–
тайна
вочеловечения
была
скрыта
от
него,– он
есть Сын
Мой),
истинен;
тоискушения,
почему
не не смущался
Божиих.Божий
словом
Божиим.
неожиданным,
но мужественно
переносил
бы всякое
искушение,
5. Потом
берет
Его диавол
в святой
5. И, возведя
Его на
высокую гору,как
диавол
подозревал,
что
это
человек,
но затебе?»
Свои добродетели
усыновленный
подтвердишь
сего,
сделав,
что
говорю
город и поставляет Его на крыле храма,
показал Ему все царства вселенной во
дело
обыкновенное»
Богу.Ему:
Посему
уже
завидовал
Ему
в столь великой
6. и говорит
если Тыон
Сын
Божий,
мгновениечести,
времени,как и древнему
бросься вниз, ибо написано: Ангелам
6. ичести,
сказал Ему
диавол:
Тебе дам власть над
Адаму,
и старался
лишить Его этой
как
и того».
Своим заповедает
о
Тебе,
и
на
руках
всеми
сими
царствами
и
Зигабен:
«тогда
онвискушал
издалека: во сне, в печали иславу
т. п.их,Аибо она
Евфимий
Зигабен:
«Многие
таком случае
понесут
Тебя, да не
преткнешься
о
предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
после
того,
как
увидел
Его алчущим,
приступает
ближе мне,
и то все
камень ногою
Твоею.
7. итак,
если Ты поклонишься
могут
увидеть
Его
чудо,–
а
внизу
7. Иисус сказал ему: открыто
написано также:
не
будет Твое.
склоняет
Его к свойственной
голоду страсти,
присутствующих
было
тогда
много.
Таким
искушай
Господа
Бога
твоего.
Иисус сказалвему
в ответ: отойди от Меня,
Свт. Иоанн Златоуст: «Это приводит его8.(диавола)
недоумение:
8. Опять берет Его диавол на весьма именно чревоугодничеству»
сатана; написано: Господу Богу твоему
образом
Он попадет
расставленную
припоминая
об Иисусе
Крещении),
он не
может
высокую
гору
иФеофилакт
показывает
Ему
все в сделай,
Блж
-сказанное
«Некоторые
под (при
поклоняйся, и Ему
одному
служи.
Зигабен:
«не
сказал
просто:
чтобы
камни
царства
мира
и
славу
их,
9. Исповел
Его в Иерусалим, видя
и поставил Его на
ловушку
тщеславия,
как
бы
бросившись
вниз
поверить,
чтобы
это
был
простой
человек;
другой
весьма
горой
разумеют
были
предпослал:
аще Сын
есикрыле
9. иэти
говорит
Ему:хлебами,
всевысокой
это
дамно
Тебе,
если,
храма, истороны,
сказал Ему: если ТыЕго
Сын
ради
похвалы
от
них»
пав,Иероним:
поклонишься
мне.
Божий,
бросься
отсюда
вниз,
«отвечает
Господь
так
что
алчущим,
не может
допустить,
чтобы
это
был Сын
Божий.
Находясь
в что
страсть
корыстолюбия,
вчто
которую
Божий,
чтобы
показать,
онпотому,
ищет
Блж.
Иероним:
«Несомненно,
что
возведен
Святым,
Зигабен:
«В
первых
искушениях
Он
терпеливо
отвечал;
но
когда
заметил,
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Мне
что он,
упомянув
оДухом
главных
искушениях,
10. Тогда
Иисус
говорит
ему: отойди
от кажется,
10. ибо написано:
Ангелам
Своим заповедает
Он
имел
в виду
одержать
победу
над
дьяволом
таком
недоумении,
он
приступает
к Нему
сосохранить
сомнения».
враг
старается
вовлечь
Иисуса;
но
они
превращения
камней
ввбожеского
хлебы
для
ибо
далее
следуют
слова:
Для
искушения
от Тебя;
дьявола»
Меня,
сатана,
ибо
написано:
Господу
о Тебе
тот
бесстыдно
ищет
себе
поклонения
исловами
требует
божеской
чести,
сказал:
«все»,
потому
что
этих
искушениях
заключаются
иТебя,
все да
другие.
В
Богу твоему
поклоняйся
и
Ему
одному
11.
и
на
руках
понесут
не
преткнешься
не
могуществом
Своим,
а
Своим
смирением.
неверно
думают.
Ибо
дьявол
явился
Ему
доказательства
того,
что
действительно
тогда
упрекнул
его,
говоря:
отойди,
сатано,
–камень
т.е.
удались,
противник….
иди
Зигабен:
«до
времени
означает
до времени
козней
иудейских,
потомутри
что
Блж.
Феофилакт:
«Кротко
отражает
его Онозол
служи.
ногою
Твоею.
самом
деле,
источниками
всех
бесчисленных
являются
следующие
Блж.
Иероним:
«Дьявол
с
гордостью
и
Итак,
не
питается
словом
Божиим,
тот
11. Тогда
оставляет
Его
диавол,
и«…первое
се,
12. Иисус
сказал
впотому
ответ:
сказано:
не
чувственно»
есть
Сын
Божий».
искушение,
закто
Мною,
сатано»
означают:
«удались
от
взоров,
что
Феофилакт:
«В
силу
своей
тогда
он
опять
боролся,
но
не
сам,
а чрез
иудеев,
как
быему
чрез
Христос,
поучая
нас
побеждать
демонов
порока:
служение
чреву,
тщеславие,
чрезмерное
пристрастие
к некоторого
богатству.
Блж.
Феофилакт:
«Поэтому
искушает
Его
с Моих
целью
удостовериться».
высокомерием
говорит
так
по
своему
Ангелы
приступили
и служили
Ему.
искушай
Господа
Бога
твоего.
неТри
живет».
объядение,
посредством
которого
он
пленил
и13. И, окончив
находящийся
сзади
кого-нибудь
бывает
для
того
невидим»
гордости
он считает
мир
все
искушение,
диавол отошел
рода
органы.
искушения
победил
Господь,
именно:
чревоугодия,
кротостью»
Зная
это,
и
гнусный
искуситель
сильнейшее
искушение,
т.
е. желание
большего,
хвастовству, а не потому,
что
имеет
от
Него
до
времени.
первого Адама»
своею всех
собственностью»
тщеславия
Ониксоставляют
основы
страстей»
концу»
власть иволюбостяжания.
всем мире».сберег
8.
Искушение в пустыне«Скажи,
чтобы камни
сделались
хлебами»
Написано: не хлебом одним будет
жить человек, но словом,
исходящим из уст Божиих»
«Если Ты Сын
Божий,
бросься вниз»
Иисус сказал: написано: не
искушай Господа Бога твоего
«Тебе дам все
царства мира,
если
поклонишься
мне»
Отойди от Меня, сатана, ибо
написано: Господу Богу твоему
поклоняйся и Ему одному служи
Зигабен: «Почему Матфей последним записал искушение любостяжания, а
Лука – тщеславия? Потому что Матфей заботился о порядке искушений, а
Лука только о повествовании».
9.
Домашнее заданиеПрочитать следующие отрывки:
• Начало общественного служения Господа.
Первые ученики (Ин. 1, 25-51).
• Возвращение Христа в Галилею; чудо в Кане
Галилейской (Ин. 2, 1-12).
• Свидетельство Иисуса Христа о Своем
Богосыновстве. Беседа Господа с
Никодимом (Ин. 3, 1-21).