Лекция 20. Беседа Иисуса Христа о Хлебе жизни (Ин. 6, 22-71).
235.53K
Категория: РелигияРелигия

Беседа Иисуса Христа о Хлебе жизни (Ин. 6, 22-71)

1. Лекция 20. Беседа Иисуса Христа о Хлебе жизни (Ин. 6, 22-71).

2.

Возвращение в Капернаум чудесно насыщенных в пустыне
22. На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там,
кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус
не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.
23. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где
ели хлеб по благословении Господнем.
24. Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в
лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
25. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда
пришел?
Блж. Феофилакт: «Нашедши здесь Господа, народ не падает пред Ним, не хочет
Зигабен:
стоявшим
по ту сторону
тех,
которыеговорит:
пришли,
узнать, «Народом,
как Он пришел,
не расспрашивает
об моря,
этом называет
чуде, но так
небрежно
Иисусахотели
Христанечаянно
и сделатьвзять
царем».
когда ты пришел чтобы
сюда? - взять
Те, которые
Его и сделать царем,
когда нашли Его, не желают уже ничего подобного. Они не обращают внимания на
Свт. Иоанн Златоуст:
чего вже
с такою
обстоятельностию
повествует Иоанн?
чудо, но«Для
желают
другой
раз насытиться,
как и прежде».
Этим Он хочет показать нам что Христос и народу, хотя не прямо, но косвенно, дал
возможность
уразуметь
случившееся.
Что
другое,
в самом деле,
было
Лопухин:
«Равви!
когда Ты сюда
пришел?»,
– народ
выражает
своюможно
догадку,
что
подумать,
кроме
того,
что
Он
перешел
море,
пешешествуя
по
нему.
Однако
ж
и после
прибытие Иисуса в Kапернаум не могло обойтись без чуда, так как пешком обойти
по
такого
чуда
они,
пришедши,
не
спросили
Его,
как
Он
переправился,
как
прибыл,
и
не
северо-западному берегу моря Иисус не мог бы так скоро, а лодки, на которой бы Ему
позаботились узнать оможно
такомбыло
чуде;приплыть,
а что говорят?
Равви, когда зде бысть?».
не было».

3.

Беседа Христа о Хлебе Небесном

4.

Композиция беседы о хлебе Небесном
Текст беседы делится на 4 части, заключающих в себе ответы
на возникающие в ходе беседы мысли слушателей и
дополняющие друг друга:
1) ст. 26 - 34. Иисус Христос обещает ниспослать для всего
мира Хлеб небесный.
2) ст. 35 - 50. Утверждение и доказательство Иисуса, что Он
Сам есть Хлеб жизни.
3) ст. 51 - 59. Объяснение, что пища, которую Он даст есть
Его Плоть и Кровь.
4) ст. 60 - 71. Описывается впечатление, произведенное
беседой на учеников и дается дополнительное
разъяснение для них по поводу учения

5.

1) Обещание Христа ниспослать Хлеб небесный
26. Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели
чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
27. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын
Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
28. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29. Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
30. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты
делаешь?
31. Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой
дает вам истинный хлеб с небес.
33. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
34. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
Свт.
Иоанн:
«Ничего«Христос
нет
бесчувственнее,
ничего
бессмысленнее
этих
слов.
Тогда
как
чудо
Свт
Иоанн
Златоуст:
«Поражает
словом
исей,
обличает,
но
не жестоко
и сильно,
атупым;
с большим
Блж.
Феофилакт:
Моисей
дал
вам
хлеб
то есть
не дал
хлебаум
истинного,
нои
Свт
Иоанн
Златоуст:
не
останавливается
наМоисей
обличении,
авам
присоединяет
к нему
Свт.
Иоанн:
«Нет«Не
ничего
хуже,
ничего
постыднее
чревоугодия.
Оно
делает
оно
было
еще
пред
их
глазами,
они
говорили
так,
как
будто
еще
не
сделано
ни
одного
чуда:
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«сего
бо
Отец
знамена
Бог,
то
есть
послал
с
тем,
чтобы
Он
принес
снисхождением.
Неплотскою;
сказал:
о,образом
сластолюбцы
иичревоугодники!
Я совершил
столько
чудес,
но
Зигабен:
«Тот
хлеб
был не
прообразовательный,
прообразующий
Меня,
есть
вседелает
бывшее
тогда
служило
того,
что
совершается
ныне.
Так,–Вот
Моисей
представлял
наставление,
говоря:
заботьтесь
нисколько
об этой пище,
но
оКоторый
той,
духовной…
Якое
душу
оно
ослепляет
не
позволяет
видеть.
смотри:
этоСама
Ты
твориши
знамение?
И, сказав
это,
не
предоставляют
Ему
напринимающих
произвол
выбор
чуда,
нои
вам
эту
пищу.
Впрочем,
это
изречение
допускает
иискали
толкование,
потому
что
вы
никогда
не тела,
последовали
заОн,
Мной,
и
не
подивились
совершенному;
но –пребывающей,
сМеня,
некоторою
образ
Бога,
истинного
Вождя
мысленных
израильтян,
а хлеб
оный
прообразовал
Который
Истина.
Подобно
тому
как
тот,
сходя
сверху,
питал
идругое
укреплял
его,
так
напитал
говорит
чтобы
вы
отселе
пищи
другой,
случилось
иваши
с иудеями…
Христос
поразил
обличением,
показал,
какой
должно
искать
пищи.
хотят
поставить
в необходимость
совершить
нене
другое
какое-либо
именно
Христос
ибы
ввы
другом
кто
слушает
Мои
слова,
сего
знамена
Отец,
яковас,
Бог
кротостию
ибыл
спокойствием…
Он
как
быкговорят:
так
говорит:
чудо
над
хлебами
поразило
сговорит
небес,
Который
истинно
питает
и истинно
существует.
Называет
Себя
Я;сшел
ноже
тот
с воздуха,
а Яместе:
–бежите
сничего,
самого
неба;
тот
питал
и укреплял
тела,чудо,
а Я хлебом
–аБожия?
души».
питающей
душу;
аЕго
пище
земной.
Значит,
вы
не
понимаете,
что
Я а
Что
они?
Как
неопять
слыхав
что
сотворим,
да
делаем
дела
такое,
какое
было
при
их манна
предках.
Потому-то
говорят:
наши
ядошажизнь,
ва
истинным
неесть
будто
была
ложна,
но и
потому,
чтоотцы
она
была
образом
тенью,
истинен
(Ин.
3, 33),
то то,
есть
показал
очевидно.
Это
же,
мне
иманну
здесь
что
вы
веду
вас
кпотому,
этой
несовершенной
пище,
а кнасытились».
той,
сообщающей
не
временную
но
Сказали
жене
это
(как
показывают
последующие
обстоятельства)
не
скажется,
тем,
чтобы
узнать
пустыни,
думаяИбо
тем
подстрекнуть
Его
совершить
такое
чудо,
которое
могло
бы
неозначает
самою
истиною,
единородный
Сын Божий,
сделавшийся
Человеком,
есть
в собственном
вышеприведенное
изречение.
ВЕго
самом
деле,
знамена
Отец
значит
неих».
другое
вечную,
питающей
неопять
тело,
но
душу».
и исполнить,
но чтобы
расположить
дать
им пищу
и насытить
смысле
«Манна»,«Он
поразительное
слово
иоткрыл
слышание.
Манна
значит:
«что
это?...тайн
И Господь,
Сын
напитать
ихисправить
телесно».
Блж.
Феофилакт:
«Но
иудеи,
еще
занятые
чревом
и всецело
будучи
земными,
понимают
что,
как – показал,
Своим
свидетельством».
Блж.
Феофилакт:
обличает
их
с желанием
и чрез
открытие
сердца
их
Божий,
стал
Человеком,
Сам естьипоражающая
всех
Манна,
так
что каждый
в недоумении
слова сии
о хлебе
чувственном
говорят:
дай
нам
такого
хлеба.
Безумствуя
таким
привести
ихв ктом,
большей
вере».
Блж.
Феофилакт:
«дело
Божие
состоит
чтобы
веровать
вхлеб,
Того,
Кого
Он день,
послал.
говорит:
что
Это?
Как
Сын
Божий
и
Сын
Человеческий?...
Как
хлеб
земной
поддерживает
слабое
образом, они обличали себя. Всегда, говорят, подавай
нам
такой
не
один
не
Блж.
Феофилакт:
«Они
просят
знамения
как
рабы
чрева…
Желая
возбудить
Его
совершить
Вера
в
Него
есть
дело
поистине
священное,
и
совершенное,
и
святящее
имеющих
оную;
естество
плоти
и
не
попускает
разлагаться,
так
и
Христос
действием
Духа
оживляет
душу,
Блж.
Феофилакт:
«Пищею
пребывающею
называет
таинственное
причастие
Блж.
Феофилакт:
«положил
печать
Свою»,
есть
показал,
подтвердил,
что ОнПлоти
есть Сын
два.
Говорили
этото
и по
сребролюбию».
такое
чудо,
которое
бы
могло
напитать
их
плоть,
они
напоминают
о
манне
по
крайнему
ибо
основательная
вера
руководит
всякому
доброму
делу,
добрая
деятельность
да
и самое
тело
поддерживает
в нетлении.
Ибо
даровано
естеству
человеческому
которую
Сам
дает
нам,
соделавшись
Сыном
Человеческим».
Его…
ТакГосподней,
как
Сын
есть
образ
Отца,
и ко
печать,
иХристом
отражение,
тоаОн
запечатлен
Отцом,
чревоугодию».
восстание
из
мертвых
и
нетление
тел».
сохраняет веру; и как делапоколику
без веры есть
мертвы,
так иивера
без дел мертва (Иак. 2, 17. 26)».
Его образ
печать».

6.

2) Свидетельство о Себе как Хлебе жизни
35. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в
Меня не будет жаждать никогда.
36. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
37. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
38. ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
39. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все
то воскресить в последний день.
40. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь
вечную; и Я воскрешу его в последний день.
41. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.
42. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я
сшел с небес?
43. Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.
44. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в
последний день.
45. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся,
приходит ко Мне.
46. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.
47. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48. Я есмь хлеб жизни.
49. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50. хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
Блж.
Феофилакт:
«Показывает,
что
имеющий
нуждается
во многом
содействии
Блж.
Феофилакт:
«Показывая
же,тогда
что
в веровать
Него
не
есть
дело
случайное,
но
дар
Божий,
Зигабен:
«Конечно,
Он
воскресит
всех,
ипотому
тех,
которые
спасутся,
ико
тех,
которые
Блж.
Феофилакт:
сказал:
хлеб
пищи,
но «жизни».
Поелику
все
было
умерщвлено,
то
Блж.
Феофилакт:
«иудеи
зароптали
навера
Него,
что
обманулись.
Ибо
доколе
они
Свт.
Иоанн:
«А что«Не
Он
хочет
сказать
словами:
все,
еже
дает
Мне
Отец,
Мне
приидет?
Блж.
Феофилакт:
«И
будут
все
научены
Богом
(Ис.
54,
13);
все,
разумеется,
желающие.
от
Бога.
Отец
привлекает
тех,
которые
имеют
способность,
по
их
произволению,
а
тех,
«Он
как
бы
так
говорит:
естественно
то,
что
вы
не
веруете
в
Меня,
Блж.
Феофилакт:
«Ужели
прежде
сего
они
не
были
учены
Богом
в
Ветхом
Завете?
Были,
Прп.
Исидор
Пелусиот:
«Господь
называется
хлебом,
Сам
Себя
именуя
сим
именем;
по
подаваемый
отСам
Отца
достойным
и благонравным
по
сердцу,
говорит:
«все,
что
дает
Мне
Отец,
погибнут,
как
верующих,
так
и неверующих;
но
воскресением
здесь
называет
воскресение
оживил
нас
ОнБога,
есть
Хлеб,
поколику
мы
веруем,
что
закваска
человеческого
думали,
что
ОнСобою.
говорит
оиудеев
хлебе
чувственном,
они
вели
себя
кротко,
надеясь,
что
Он
ВГлатков:
них
Он
обличает
неверие
и показывает,
что
неверующий
Ему
преступает
волю
«Никто
не
видел
кроме
Того,
Кого
Он
послал
в
мир;
только
один
Он
видел
Отец
есть
общий
Учитель,
чрез
откровение
достойным
дающий
знать
о
Своем
Сыне.
которые
сами
себя
сделали
неспособными,
не
привлекает
к простой,
вере.
Как
магнит
привлекает
не
потому
что
вы
не
были
привлечены
Отцом,
как
недостойные:
никтоже
может
прийти
ко
но
не
так.
Ибо
здесь,
то
есть
вбездушный,
Новом
Завете,
особенность.
Тогда
учились
разумению
первоначально
открывающемуся
-есть
как
соделавшийся
для
всех
спасительною
ко
Мне
приидет»,
то
есть
те
будут
веровать
всловами
Меня,
которых
дает
Мне
Отец.
Атолько
вы
-познанию
иудеи
-оа
как
Хлеб
жизни
хлеб
живой,
а
не
какой
была
манна.
Манна
питала
тело,
для
блаженства,
а
не
для
наказания.
Этими
показывает,
что
общая
воля
Отца
и
смешения
испечена
огнем
Божества;
Хлеб
«жизни»
не
обыкновенной,
но
даст
им
сего
хлеба
и
удовлетворит
их
чреву.
А
как
Он
открыл
им,
что
у
Него
речь
не
Отца,
только
говорит
об
этом
не
так
прямо,
но
прикровенно.
В
самом
деле,
если
в
том
Бога;
только
Он
может
знать
Его
волю и, железо,
зная
ее, научить
вас;
следовательно,
только
Ибо,
касаясь
сердец
простых
иот
незлобивых,
открывает
Сына,
подобно
как
иимеете
Петру
кта,
чему
приближается,
аводно
только
так
и им
Бог
коне
приближается,
но
Мне,
или
уверовать
Меня,
аще
не
Отец
пославый
Мя
привлечет
его».
овсе,
Боге
чрез
людей,
ааспаслись;
ныне,
когда
воплотился
Единородный,
познание
бывает
от
Самого
недостойные,
невсе
даетесь
Мне
Отца,
потому
ивне
приходите
ковсем
Мне.
Ибо
вы
не
пищею,
а
в
смысл
таинственном
как
вложивший
квас
в
человеческое
смешение,
потому
те,
кто
ее
ели,
умерли;
хлеб
же,
сходящий
с
небес
действительным
образом,
а
небудет
только
Сына

чтобы
для
этого
Тот
послал,
а
Этот
пришел:
Тот
дает
верующих,
особенной
и
не
пресекаемой
смертью.
Верующий
такой
Хлеб
будет
алкать,
не
чувственном
хлебе,
о
духовном,
то
они
в
отчаянии
ропщут.
Соблазнялись
об
Нем,
видя,
воля
Отца
и
для
того
пришел
(Христос),
чтобы
спасти
весь
мир,
то
неверующие
через
Него
вы
можете
быть
научены
Богом.
А
так
как
и
слова,
и
дела
Мои
доказывают
открыл
Его
(Мф.
16,тех,
17).
Итак,
слышащий
от
Отца,
тоСвоего,
откровение
привлекает
только
которые
способны
иБожества
обнаруживают
некоторое
сходство
сволю
Ним».
правого
сердца,
чтобы
Бог
иДа…
Отец,
возлюбивши
вас,
привел
кесть
впринимающий
Меня.
- «Абудет
ЯТебя,
приходящего
ко
Отца
во
Святом
Духе,
так
что
исполняется
пророческое
слово:
воЯ«жив
свете
Отца,
то
Зигабен:
«Не
творю
волю
Мою,
или
особую,
так
как
Явере
не
имею
особой
воли,
но
очистивший
ида
как
бы
испекший
оное
огнем
и
соделавшийся
единым
сИ
видимым,
как
манна,
таков,
что
кто
будет
есть
Его,
«не
умрет»,
но
во
веки».
а
Этот,
приняв,
спасает.
не
погублю,
т.е.
чтобы
кто-либо
не
погиб
по
Моей
воле.
терпеть
голод
слышания
слова
Божия
и
не
будет
иметь
разумной
жажды,
бывающей
с
одной
стороны,
Матерь
Его,
а
с
другой
стороны,
слыша:
сшел
с
небес».
преступают
волю
Отца».
вам,
что
Я
Тот,
Кого
Он
послал
в
мир,
то
всякий
слушающий
Меня
и
верующий,
что
Я
«Отец
привлекает
и
приводит
к
Сыну;
а
Сын
воскрешает
и
оживляет,
даруя
дыхание
в
добре
и
жизнь,
Отца
и делающийся
Его (Пс.
учеником,
конаслаждения.
Мне».
Мне
неИисус
изгоню
вон»,
то
есть
не
погублю,
но спасу
ии
доставлю
ему
много
Ибо
Я
есть
в Духе,
узрим
Свет,
который
есть
Сын
35,
10).приходит
Подлинно,
все
мы, которые
пославшаго
Мя,
т.е.
общую
Его
иистинным
Мою,
потому
что
у Них
как
одно
Божество,
так
икто
одна
Ним
лицом
и
единою
достопокланяемою
Ипостасью».
выше
Христос
сказал:
грядущаго
ко
Мне
не
изжену
вон.
Следовательно,
если
от
неимения
воды
крещения
освящения
Духа».
которая
есть
Дух
Святый.
Итак,
верующим
благодетельствует
вся
Святая
Троица,
а
не
в
частности
послан
Богом,
научается
через
Меня
Самим
Богом».
сошел с неба не затем,приняли
чтобы делать
что-нибудь
иное, кроме
воли
Отца. Говорит это, чтобы
веру
воно
Христа,
научены
добровольно
уйдет
и один
добровольно
погибнет,
то
потерпит
не
по Его
воле, так как
Бог
один только Отец
или
только
Сын,
какволя».
Естество
одно,ныне
такэто
иБогом».
действие
благотворения
одно:
узнали, что не принимающий Его противен Богу, как противящийся воле Отца».
Отец приводит, Сын оживляет,
Дух
для
оживляемых служит дыханием».
никого
неСвятый
влечет
силой».

7.

3) Объяснение, что пища, которую Он даст есть Его Плоть и Кровь
51. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я
дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына
Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в
последний день.
55. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий
хлеб сей жить будет вовек.
59. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
Блж.
чтоСвою
хлеб,власть,
вкушаемый
в Таинстве,
не раб
естьи образ
телаОтца,
Господня,
Блж.Феофилакт:
Феофилакт: «Заметь,
«Показывая
чтонами
Он распят
не как
меньший
но
Лопухин:
«Я
Хлеб
живый»,
т.
е.
имеющий
в
Себе
жизнь
и
могущий
сообщать
жизнь
Блж.
Феофилакт:
«Как
Я,
говорит,
«живу
Отцем»,
то
есть
потому,
что
родился
от
Отца,
но
самая
Господа.
Ибо
не сказал
Он,
что
хлеб,
который
Я дам, Он
образ
плоти
поесть
Своей
воле,Плоть
говорит,
что
«Я т.е.
отдам»
плоть
Мою
за
жизнь
мира…
отдал
плоть
Зигабен:
«Истинно
есть
брашно,
важнейшее,
так
как
оно
питает
важнейшую
часть
Блж.
Феофилакт:
«Ядущий
и пиющий
плоть
и кровь
Господа
пребывает
весть
Самом
Господе,
и
верующим,
«сшедший
с
небес»,
т.
е.
в
известный
момент
принявший
плоть
Который
есть
Жизнь,
так
«и
ядущий
Меня
жить
будет
Мною»,
соединившись
и
как
бы
Моей,
но:
«есть
плоть
Моя».
Ибо
хлеб
сей
неизреченными
словами,
чрез
таинственное
Свою
на всмерть
заравным
жизньимира,
ибоисмертью
Своею
разрушил
смерть.
Разумей,
пожалуй,
человека
– душу;
образом
кровь.бывает
Или
Иисус
Христос сказал
это,
уверяя,
что Онв
Господь
нем.
Странное
непостижимое
соединение,
так что
Бог
пребывает
благословение
и
наитие
Святаго
Духа,
претворяется
в
плоть
Господа.
Никто
да
не
страшится
человеческую.
Kто
будет
есть
этот
хлеб,
тот
будет
жить
вовек,
т.
е.
такой
человек
и
претворившись
в
Меня,
могущего
животворить».
под ажизнью
мира
и воскресение.
Ибо смерть
Господа
произвела ивсеобщее
воскресение
для
не Бога,
загадку
нас,
мы в Боге.
Мы
вкушаемговорит
не Самого
ибоили
Он притчу».
неосязаем
бестелесен,
и необъятен
веровать,
что хлеб
становится
Плотию.
когда
Господь ходил
во плоти
и принимал
теперь живет
настоящей
жизнью,
и Ибо
будет
продолжать
жить,
несмотря
на то,пищу
чтоиз
всего
рода
человеческого».
нихлеба,
для глаз,
ни
для
зубов;
ни
опять
вкушаем
плоть
простого
человека,
ибо
она
не
может
то хлеб сей, вкушаемый,
применялся
Его тело и уподоблялся
душа его
в смертивразлучится
с телом». святой Его плоти, и, по
принести
никакой
пользы.
Но
как
Бог
неизреченным
смешением
Сам
с Собою
Свт. Иоанн
Златоуст:
«Непрестанно
повторяет
одноииукреплению.
то жесоединил
для того,
чтобы
обычаю
естества
человеческого,
служил
к возрастанию
И ныне
хлеб
сей
плоть,
то
и
плоть
животворит
не
потому,
будто
пременилась
в
Естество
Божие,
- нет,
Зигабен:
«принимающий
это
Его
учение,
которое
есть
пища,
питающая
душу,
вкушает
применяется вэто
плоть
Господа.
Как же, скажут
нам,
является
не плоть,
хлеб? Это
для того,
напечатлеть
в душе
слушателей
(так как
учение
об этом
былоа почти
последнее),
и
но
по
подобию
раскаленного
железа,
которое
и
остается
железом,
и
обнаруживает
силу
Его
Самого.
Жив
будет
во
веки,
т.е.
всегда,
потому
что
он
никогда
не
умрет
духовной
чтобы у нас не
было утвердить
отвращенияверу
к яству.
Ибо если
бы нам показывалась
мы неприятно
чтобы
в догмат
о воскресении
и жизни плоть,
вечной».
огня.
Так идуховная
плотьбы
Господня,
пребывая
плотию,
как плоть
Бога
Слова».
смертью;
же
смерть
есть
отделение
от
Бога,снисходит
подобно
тому
телесная
располагались
к Причастию;
а теперь,
когдаживотворит
Господь
нашейкак
слабости,
смерть естьПища
отделение
от души.
Тело какая
оживляет
душа, а обыкновенно».
душу – Бог».
таинственная
нам является
такою,
у нас бывает

8.

4) Многие ученики соблазняются и отходят от Христа
60. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
61. Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
62. Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
63. Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
64. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто
предаст Его.
65. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано
будет ему от Отца Моего.
66. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
67. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
68. Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
69. и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
70. Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.
71. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из
двенадцати.
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«к кому
идем? Этот ответ
обнаруживает
великую
любовь.есть
Он
Блж.
Феофилакт:
«Отец
благодетельствует
и дает
дар веры тем,
у которых
Блж.Феофилакт:
Феофилакт:
«Смотри,
какоедороже
неразумие.
Нужно
бы
спросить
и узнать,
чего
не
показывает,
что
для
Учитель
всего
и отцов,
и
матерей,
имений,Божией.
и что,
Блж.
«Проявляя
свойство
божества,
открывая
говорит
произволение.
Ибо
нених
имеющий
произволения
не–именно
получит
пользы
и сокровенное,
от ипомощи
знают,
а они
отступают
инайти,
ничего
недьявола.
понимают
в духовном
смысле,
но духовно;
все
по
Зигабен:
«диавол
есть,
т.е.
дьяволов,
слуга
Отсюда
видно,
что
отучеников.
воли
человека
оставив
Его,
они
недает
могли
бы
уже
куда
прибегнуть…
глаголы
живота
вечнаго
имаши.
Свт.
Иоанн
Златоуст:
63всем
ст.
говорится
обо Мне,
тому
должно
внимать
им,
что
некоторые
из«что
вас не
веруют;
сказав
«некоторые»,
исключил
И и,а
Объяснюсь.
Бог
Свои
дары.
Одни
принимают
и хорошо
употребляют
данное
внешности.
Слыша
о
плоти,
они
и
думали,
что
Он
принуждает
их
сделаться
зависит
спастись
илипоказывают
погибнуть.
Итак,
нет
ничего
том,
во
время
избрания
Другие
внимали
(словам
Христовым)
чувственно
истранного
спрежде
умствованиями
человеческими;
аиони
евангелист,
желая
показать
Онприобретает
знал
все
мира,
говорит,
что
кто
внимает
чувственно,
тотнам,
ничего
не
и устроения
нев получает
никакой
пользы».
сохраняя
оное,
дарчто
Божий.
А другие
принимают,
ночто
теряют
данное
плотоядцами
и
кровопийцами».
Иуда
имел
добрую
волю,
а
потом
он
переменился,
так
как
воля
его
была
свободна».
(Апостолы)

духовно,
предоставляя
все
вере».
Иисус отничего
началане
знал,
кто суть неверующие,
и злобу говорит,
предателя.
А кому
это было
оказываются
получившими.
Итак, когда знал
евангелист
что
не будет
доказательством
истинного
Божества.
пророк
говорит
ото
Боге:
«ведающий
всякпрежде
дано
от Отца,
не может
прийти
кИбо
Сыну,
то слова
его значат,
что
приходит
Сыну
«Глаголы,
яжетот
Аз
глаголах
вам,
дух суть
и живот
суть,
есть
божественны
и
Блж. Феофилакт: «Петр сказал: мыбытия
узналиего»
все и(Дан.
уверовали.
А
он
говорит:
не
думай
так;
вы
не
13,
42)».
тот,
кому
дает
Отец
и
кто
сохранит
поданный
ему
от
Бога
дар».
духовны,
не
заключают
в
себе
ничего
плотского
и
не
подлежат
естественному
Говорит
пришествии
и мы
будущем
возвращении
на Бог
небо.
«Сказалдобрыми
сие для
все
верны,ои Своем
не все узнали
Меня…свыше
Отселе
научаемся
и тому, что
не делает
порядку,
но чужды
всякой
этого
рода
необходимости
выше законов,
действующих
того,
чтобы
отвлечь
их от
мнения
оизбрание
Нем
какБожие
сыне Иосифовом.
Ибо
кто
поверил, что
принужденно
и насильственно,
и что
не истесняет
нашего
произвола.
А
на
земле,
и имеют
смысл
другой,
особенный».
Он прежде
был
наотошли
небе,
тот,
безто
сомнения,
поверит,
что
Он
и не
Сын
не Иосифов,
а но
избрание
состоит
в том,
что
Бог
предрасполагает
нас
добру
и пошли
дарует
Свою
«Многие
изБожие
учеников
назад»;
есть,
отделившись
откНего,
к нам
лучшему,
и, наконец,
поверит
и кречам
благодать. Спастись жеБожий,
ивозвратились
поступить
достойно
- илиЕго».
наоборот - это зависит от
назад,
тоизбрания
есть
неверию».
нашей мысли и воли».

9.

Домашнее задание
Прочитать следующие отрывки:
• Беседа Иисуса Христа с фарисеями о предании старцев
(Мф. 15, 1-20; Мк. 7, 1-23).
• Исцеление бесноватой дочери сирофиникиянки (Мф. 15,
21-28; Мк. 7, 24-30).
• Чудеса Христа в пределах Десятиградия: исцеление
глухого косноязычного и многих других; насыщение
четырех тысяч семью хлебами (Мф. 15, 29-38; Мк. 7, 31 - 8,
9).
• Ответы фарисеям и саддукеям на требование знамения.
Предостережения учеников от закваски фарисейской,
саддукейской, Иродовой (Мф. 16, 1-12; Мк. 8, 11-21).
English     Русский Правила