Лекция 32. Первосвященническая молитва Иисуса Христа. Моление в Гефсиманском саду.
286.20K
Категория: РелигияРелигия

Первосвященническая молитва Иисуса Христа. Моление в Гефсиманском саду

1. Лекция 32. Первосвященническая молитва Иисуса Христа. Моление в Гефсиманском саду.

2.

Первосвященническая молитва Иисуса Христа
Ин. 17, 1-5 – Молитва Христа о Себе
1. После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына
Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
2. так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь
вечную.
3. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою
Иисуса Христа.
4. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
5. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде
бытия мира.
Зигабен:
«когда
употребляет
выражение
дал
еси
и т.п.,
то
конечно,
говорит
о Себе
Блж.Свт.
Феофилакт:
«Справедливо
прибавляет:
«на
земле».
ИбоБогопознание,
на небесах
Он
был
прославлен,
Иоанн
Златоуст:
«Теперь,
после
увещания,
Он
обращается
к молитве,
научая
наскак
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Но
ведь
дело
только
было
еще
начато
или
даже
еще
исоединенное
не
начато:
Зигабен:
«И
действительно,
вечную
жизнь
доставляет
свв
Блж.
Феофилакт:
«Естество
плоти
еще
не
было
прославлено,
так
как
оно
не
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Что
же
значит:
всякия
плоти?
Ведь
известно,
что
не
все
уверовали.
Блж.
Феофилакт:
«Показывает
и
то,
в
чем
состоит
слава
Его
и
Отца;
слава
Божия
уничиженно
и для
объяснения
различных
Божественного
будучи
поклоняем
от
ангелов,
земля
не
знала
его.
АОн
как
Сынпрестола.
всем
возвестил
о все,
Нем,
то и
искушениях
оставлять
все
и априбегать
кпланов
Богу.
Так
как
словами:
вДомостроительства,
мире
скорбни
будете
же
Он
говорит:
соверших?
Это
–иили
потому,
что
с Своей
стороны
сделал
или
верой
и
добрыми
делами».
сподоблялось
еще
нетления
не
приобщалось
царского
Посему-то
и
Сколько
от
Него
зависело,

все
уверовали.
Если
же
не
внимали
словам
Его,
то
в
этом
вина
том,
чтобы
уверовала
ипосеяв
была
облагодетельствована
всякая
плоть.
Ибо
благодать
не
как
об
этом
уже
сказано
несколько
раз, о–опять
или
жеободряет
Он
говорит
это,
как
Человек».
говорит:
Я
прославил
Тебя,
богопознание
по
всей
земле
и
совершив
то
дело,
которое
Он
поколебал
души
учеников,
то
молитвою
их.
А
впрочем,
евангелист
потому,
что
о
будущем
говорит,
как
уже
совершившемся,
или

что
всего
лучше
говорит:
«прославь
Меня»,
то
есть
Мое
человеческое
естество,
которое
теперь
не
в
не учащего,
но
не принимающих
(учения)».
Блж.
Феофилакт:
Дарование
жизни
«это
- власть
Единородного
Божества.
Ибо
давать
ограничится
одними
только
иудеями,
но прострется
наивсю
вселенную».
Ты
поручил
Мне.
Ибо
дело
воплощения
Единородного
было
освятить
нашу
природу,
Лопухин:
«Истинная
вечная
жизнь
состоит,
таким
образом,
только
в
богопознании.
Но
и
не
называет
этого
действия
молитвою,
но
как
говорит?
Возведе
очи
Свои
на
небо.
сказать
– потому,
что
все
действительно
было
уже
совершено,
когда
положен
был
чести,
которое
будет
распято,
и возведи
оное
в ту
славу,
которую
Я - Слово
и Сын
Твой
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Он
намерен
был
послать
Апостолов
к
язычникам;
а
чтобы
они
не
жизнь,
и
притом
вечную,
может
только
Бог».
низвергнуть
миродержца,
которого
прежде
боготворили,
насадить
богопознание
между
Христос
не
мог
высказать
такую
мысль,
потому
что
истинное
не
Значит,
по
его
словам,
это
скорее
была
беседа
с
Отцом».
корень
благ,
из
которого
непременно
должны
были
произрасти
плоды,
и
Он
уже
-Свт.
имел
у
Тебя
прежде
бытия
мира.
Ибо
естество
человеческое
Он
с
Собою
посадил
на
Иоанн
Златоуст:
«А когда, – –спрошу
я еретиков,
– Он
получил
эту
власть?
Сам их
Он
почли
этого
нововведением,
так
как
Он говорил:
несмь
послан,
токмо
ко это
овцам
Зигабен:
«Если
же
некоторые
не
уверовали
и
не
получили
вечной
жизни,
то
тварью».
ограждает
человека
от
оскудения
любви
(1Кор.13:2).
Правильнее
будет
сказать
соприсутствует,
соприкасается
тому,
должно
было
совершиться
впоследствии».
престоле
царском,
и15,
теперь
поклоняется
Ему
всякая
тварь».
говорит:
распятия
и (Мф.
воскресения,
так
какСын
тогда
сказал:
дадеся
Ми
всяка
власть.
погибшимпосле
дому
Израилева
24), что
–чтобы
Он
показывает,
что
это
угодно
и вОтцу.
Таким
собственная
вина.
Бог
Отец
благоволил,
всех
покорил
через
веру
Себя,
чтобы
Свт.
Иоанн
Злаоуст:
«Снова
показывает
нам,
что
Он
не
неволею
идет
на
крест.
Иначе
поэтому, что здесь под «познанием» понимается не только теоретическое
усвоение
Шедше
научите
вся
языки
(Мф.
28,
18,
19).
Что
ж?
Ужели
Он
не
имел
власти
над
делом
образом
Он
и
их
(Апостолов)
тогда
назидал,
и
тех,
которые
будут
после,
и
такою
всекак
стали
под
ярмо
Егоазаповедей.
Сын
Божий
также
всем
людям дал
черезславою
апостолов
бы Он
стал
молиться
о том,
чтобы
это
сбылось,
иистинная
называть
крест
не
истин
веры,
влечение
сердца
к Богу
и Христу,
любовь».
Блж.
Феофилакт:
«Он
сделал
то,
что
больше
всего:
всадил
в
нас
корень
добра,
победив
Своим?
Ужели
Он
только
сотворил
людей,
а
власти
над
ними
после
сотворения
не
имел?
чрезмерностию
уничижения
всегда
ясно
внушал,
что
Он
говорит
приспособительно».
Свое
Евангелие,
которое
сообщило бы
всем
людям
познание
Бога,
или силу
чтои то
же не
–Моей
вечную
«Наступил
час
Моих
страданий:
дай
Мне
проявить
в этот
час всю
любви
только
Самого
Распинаемого,
но
и для
Отца?
Так
действительно
было:
Сын
диавола,
идля
Самого
Себя
предал
всепожирающему
зверю
- смерти,
а отнаказывает
этого
корня
пок
Но
и
в
предшествующие
времена
Он,
как
видно,
все
делает
Сам:
одних
как
жизнь
(Если
же некоторые
неОтец.
покорились
вере,приях
не
приняли
тоЕго:
конечно,
ониже,
сами
Тебе
и кпрославился,
созданному
миру,
дабы
через
предстоящий
подвиг
искупления
только
но
и
До
креста
даже
иговорит,
иудеи
неМне
знали
Израиль
Блж.
Феофилакт:
«Когда
слышишь:
дал
еси,
(Ин.
10,закона,
18),
исовершил
тому
подобное,
то
Блж.
Феофилакт:
«Назвал
Отца
«Единым
истинным
Богом»
для
от
лжеименных
необходимости
пойдут
иТобой
плоды
богопознания.
Итак,
Яотличия
дело,
потому
грешников;
других,
обращающихся,
исправляет:
еда
утаю,
говорит,
от
Авраама
раба
виновны
вчто
своей
погибели,
так
как
Спаситель
никого
не(прочь
принуждает
насильно)».
человечества
явилась
слава
Твоя».
сказано,
Мене
позна
(Ис.
1,Самого
3);
акорень,
после
креста
притекла
вся вселенная».
понимай
так,
это
сказано
по
снисхождению.
всегда
остерегаясь
говорить Или
Сам о
богов
языческих,
а не
отделяя
от
Отца
такая
мысль!)».
чтоне
Я
посеял,
посадил
аИбо,
плоды
вырастут».
Моего,
яже
Аз
творю
(Быт.
18,
17);
а иных
иСебя
удостаивает
чести
как праведников.
СебеОн
что-нибудь
великое,
Он снисходит
немощиНо
слушателей.
И может
как они соблазнялись
тогда
имел, а теперь
потерял
и опять кполучил?
какой демон
сказать это?».
слыша о Нем великое, то Он возвещает то, что для них доступно».

3.

Ин. 17 , 6-19 – молитва Христа о Своих учениках
6. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их
Мне,Блж.
и они
сохранили«Теперь
слово Твое.
Феофилакт:
объясняет, что значат слова: Я прославил Тебя на земле, 7.именно:
Ныне
уразумели
что
все,
что
Ты
дал
Мне,
от
Тебякак
есть,
Я возвестил
имя
Твое.
КакИ
же
Сын
возвестил?
Ибо
Исаия
еще
говорил:
Зигабен:
«былиони,
Твои,
как
Бога.
Мне
их
дал
еси…
равному
с Тобою.
Речьи «клянитесь
идет
об
Блж.
Феофилакт:
««Они
сохранили
слово
Твое»,
потому
что
поверили
Мне
не вняли
8. апостолах.
ибо
слова,
которые
Ты
дал
Мне,
Я
передал
им,
и
они
приняли,
и
уразумели
истинно,
что
Яи
БогомИбо
истинным»
(8,
1). Но мы
много
раз говорили,
если
тогда
имя
БожиеЗакон.
иБогу,
было
И этими
словами
Иисус
Христос
показывает,
что
Онесть
не противится
иудеям.
кто
верит
Христу,
тот
сохраняет
слово что
Божие,
то
Писание,
Ибо
исшел
от Тебя,
уверовали,
чтоиудеям,
Тыволе
послал
Меня.
известно,
тоиодним
и притом
не
всем,
аговорил
теперьвГосподь
говорится
о язычниках,
что только
только
по
Отца
апостолы
уверовали
Сына». ученикам,
Писание
возвещает
о Христе.
Еще
иначе.
Все,
что
9. Я очто
нихим
молю:
не
о
всем
мире
молю,
но
о
тех,
которых
Ты
дал
Мне,
потому
что
они Твои.
будет известно
имя Божие,
так как Христос
дал
семена
богопознания,
принадлежало
Отцу.
Ибо
Я,выслушали
говорит,
говорю
не
отуже
Себя
(Ин.
14,
10)». то, что Я
Зигабен:
«Ныне,
т.е.
после
того
как
Мое
учение,
ученики
разумеша
10.низложив
И всеФеофилакт:
Моедиавола,
Твое, и««Ты
Твое
Мое;Мне»,
иидолослужение.
Яэто
прославился
вИних.
Блж.
Феофилакт:
«Он
говорит
Отцу не для
чего-нибудь
другого,
только
ради
введшего
иначе.
и знали
Бога,
то
знали
неих,
как
Блж.
дал
показывается,
что ЯЕсли
неи похитил
их,анет
но
Тыничего
соизволил,
говорю
и
чему
учу,
от
Тебе
суть,
все

это
Твои
заповеди,
что
у
Меня
Своего,
11.
Я ужеони
не
впознали,
мире,как
но
они
в Посему
мире,
а не
Яих
квражду,
Тебе
иду.
Святый!
соблюди
ихимеешь
во
имя
Твое,
тех,а
чтобы
они
что
Он
любит
и печется
оНем,
них,
-Твои
говорит:
молю
ии
прошу
оеси,
них,
Отца,
а только
Творца;
но Сын
возвестил
оОтче
как
Отце,
иЯисловами
делами
дав
чтобы
пришли
ко
Мне.
но
единомыслие
и любовь
Ты,
Отче,
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«так
как
Он
многократно
говорил:
суть,
Ты
Мне
их
дал
то,
особенного
и
чуждого
Тебе.
Затем
Иисус
Христос
говорит,
откуда
ученики
узнали
это».
которых
Ты
Мне
дал,
чтобы
они
были
едино,
как
и
Мы.
не
о мире.
этимкто-нибудь,
Я, без сомнения,
доказываю,
что
люблю
их, Он
когда
не только
то,
что у
знать
о Самом
Себе».
ко
Мне».
чтобы
не Ибо
подумал
что
власть
Его недавняя
и что
только
теперь
принял
12. Когда
Я был
с ними
в мире,
Яособлюдал
во
имя
Твое;Отец
тех,
которых
Тывзял
дал
Мне,
Меня
Самого,
даю,учениках,
ноихи
Тебя
прошу,
хранить
их».они
Аверкий:
Блж. Феофилакт:
«Господь
«Им
молится
Своих
было
опечалиться,
чтобы
коль
Небесный
скоро
остаются
их подЯ Свое
без
их,
– естественно
Он,
устраняя
эту
неправую
мысль,
говорит».
сохранил,
и
никто
из
них
не
погиб,
кроме
сына
погибели,
да
сбудется
Писание.
особое
помощника.
покровительство
Он объявляет
в этом
им, что
враждебном
Он вручаетдля
их них
Отцу
мире,
и Его
в котором
дает им вони
хранителя,
остаются
и
13.одни,
Ныне
же
к
Тебе
иду,
и
сие
говорю
в
мире,
чтобы
они
имели
в
себе
радость
Мою
затем
после
говорит
отшествия
Отцу:
Господа,
так
как Человек,
иТы
сохранил
призываешь
их чистыми
Меня
к Себе,
и святыми
то
храни
вМеня,
их Сам
«во
единении
Зигабен:
Зигабен:
«Когда
«Не
оЯвсем
был
мире
ввласть
мире,
Я молю
как
Тебя,
нопотому
только
что
об уверовавших
как
Бог
Я был
втому
вдуховном
нем
всегда,
потому
–имя
что
тогда
Зигабен:
«Я
имею
даже
над
Твоими,
как
над
Своими,
подобно
как
и
Ты
имеешь
совершенную.
веры и любви
Твое»,
между
то есть
собой,
Твоею
единении,
помощью
подобном
ичтобы
силою,
единению
Бога
Тыних».
дал
Отца
Мне».
и Бога Сына».
неуверовавшие
Я сохранял
не
их
хотят,
Твоею
силой
от
Я которую
молился
падения».
за
власть
над
Моими,
как
над
Своими.
Или:
Я
прославился
в
данных
Мне
учениках,
14. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, каккоторые
и Я не от
Лопухин:
«Христос
намеренно
говорит
Свою молитву
о них
вслух, пока
ещеБогом».
остается с
признают
Меня
Господом
своим,
покланяются
Мне
и
признают
Меня
мира.
Блж.
«В же,
чем
же хранить?
«Чтобы
они
были
едино».
если
они
будут
ними
«вФеофилакт:
мире». Пусть
они Господи,
слышат,
пусть
знают,
Kому
их поручает.
Это
знание,
что
Блж.
Феофилакт:
«Как
никого
не
погубил
Ты,Он
когда
ИудаИбо,
погиб,
и всех
многие
иные
Лопухин:
«Христос
есть
Ходатай
всего
мира
(1Тим.2:5–6)
и
хочет
спасти
людей
15.
Не
молю,
чтобы
Ты
взял
их
из
мира,
но
чтобы
сохранил
их
от
зла.
Зигабен:
«Я
передал
ученикам
Твое
слово,
т.е.
то,
которое
содержится
в
Евангелии,
и
иметь
любовь
к другу,
и нестороны,
будет между
ними
разделений,
то
они будут
Сам
Отец
стал
ихдруг
покровителем,
сохранит
их от
упадка
духа не
припогубил.
надвигающихся
отошли
обратно
(Ин.
6,
66)?
Со
Своей
говорит,
Я
никого
Что
только
(Ин.10:16).
Нои вничто
настоящий
момент
Его
мысли
заняты
судьбой
только
тех,
которые
16.
Они
не отвозненавидели
мира,
как и не
Я не
мира.
злые
люди
их,оттак
как
по
своему
незлобию
ученики
уже не
принадлежали
непобедимы,
одолеет
их.защитить
И
не
просто,
чтобы
были
едино,
но
так
как
Я и Ты
испытаниях».
Лопухин:
«Kонечно,
для
того
чтобы
учеников
от
ненависти
мира,
можно
бык
зависело
от
Меня,
Я
ничего
не
оставил
без
исполнения,
но
соблюдал
их,
то
есть
всячески
Ему
и которые
продолжать
на земле
Его
дело».
17.их
Освяти
ихИпоручены
истиною
Твоею;
слово
Твое
есть истина.
прежде
Господь
говорил
кдолжны
ученикам:
аще
от мира
бысте
были,
мир
убо свое
имели
одно
мудрствование
и одно
желание».
Блж.
Феофилакт:
говорит,
нуждаются
в сильной
поддержке,
ибо
уних
них,
ставших
ихчислу.
взять
из
мира.«Они,
Но
мир
не
может
обойтись
без
них,
он
должен
через
получить
старался
сохранить
их.
Если
же
они
сами
собою
отпадают,
это
нисколько
не
относится
18.
Как Ты
послал
Меня
вИмир,
так
и Я их
послал
ихс землею.
в мир.
любил
бы
(Ин.
15,
19).
там,
и нет
здесь
под
миром
Он
разумеет
злых
людей,
причине
Блж.
Феофилакт:
«Слова
«освяти
истиною
Твоею»,
означают
нечто
и по
иное,
именно;
гражданами
ничего
общего
ИДуха,
какГосподь
весь
мир
будет
обращаться
весть
онебесными,
совершенном
Христом
искуплении.
Поэтому
просит,
чтобы
в ихис
Блж.
Феофилакт:
«Сделай
их
святыми
чрез
преподание
сохрани
их
в правоте
слова
к
Моей
вине».
19.любви
И
за
них
Яих
посвящаю
Себя,
чтобы
ии
они
были
освящены
истиною.
к миру
удовольствиям
его.
Так
как
учеников
Моих,
говорит
Христос
Богу
Лопухин:
««Во
имя
Твое»:
правильнее
читать
«в
имени
Вони
имени
Божием
или,
отдели
слова
иих,
проповеди
соделай
их
жертвою;
пусть
послужат
этой
ними,
как
синаставь
чужими,
то
Небесный,
уже
помоги
им,
как
гражданам
небесным».
Лопухин:
«Освящение
апостолам
нужно
ввиду
их
высокого
призвания:
они
посылаются
предстоящей
апостолам
деятельности
злоТвоем».
не
победило
их».
догматов
идля
иТы,
научи
истине.
Ибо
святость
состоит
в Иисус
хранении
правых
«Господь
освятить
их словом
Божественной
т.е.
сообщить
иммежду
особые
Отцу,
возненавидели
за
Твое
слово,
тоистины,
Ты и сохраняй
их».
иначе,
впросит
Самом
Боге
апостолы
найдут
опору
сохранения
такого
истине,
посвятят
ейдля
собственную
Блж.
Феофилакт:
««Чтобы
и пусть
они»,
как
«были
освящены»
и жизнь».
принесены
Тебе,
Богу,
не как
Христом
с великими
полномочиями,
был
послан
в мир
и единения
Сам
Христос».
Зигабен:
«Я добровольно
приношу
Себяидогматов».
вЯ,как
жертву,
чтобыОтцом
и ученики
Мои
принесены
были
в
благодатные
дары для
успешного
служения
распространению
учения
истины
по всему
собой,
какое
существует
между
Отцом
и
Сыном.
А
это
единение
им
крайне
нужно,
для
жертвы
подзаконные,
закалаемые
в
образе,
но
«истиною».
Итак,
освяти
и
посвяти
души
Зигабен: «Он молится Отцу за учеников,
чтобы
они более ободрились, зная, что они не
истинную
жертву».
миру.
Говорит,
что
Он
посвящает
Себя
за
них,
т.е.
приносит
Сам
Себя
в жертву,
дабы за
они
того
чтобы
вся
их
деятельность
была
успешна.
едиными
усилиями
смогут
учеников, и сделай ихумрут,
истинными
приношениями,
или
их потерпеть
иони
смерть
прежде
чем исполнятТолько
делоукрепи
проповеди».
последовали стопам Его
и стали истину».
бы свидетелями
и жертвами за истину».
одержать
победу
над миром».

4.

Ин. 17, 20 -26 – молитва Христа за всех верующих в Него
20. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
21. да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да
уверует мир, что Ты послал Меня.
22.Аверкий:
ИЛопухин:
славу, которую
Ты дал Мне,
Яхристиан
дал им: или
да
будут
едино,
как
Мы едино.
«Здесьединение
указаны
три
три и
цели,
на которые
устремлено
внимание
«Такое
всехпредмета
в вере
любви
сможет
содействовать
тому,
23. что
Я в них,
и Ты
во придет
Мне;
да кбудут
совершены
воедино,
и да
познает
мир,
что
Ты
послалвека
Меня
молящегося
Христа
(три
раза
употреблена
частица
ἵνα
– чтобы).
цель
заключена
в
и весь
мир
вере
во Христа,
как
в Мессию.
Это мыПервая
иучения
видим
в еще
первые
Блж.
Феофилакт:
«Какую
славу
дал
Он?
Славу
чудес,
догматов
и
славу
«даих,
будут
все едино,
как Ты,
Отче,христиан
во Мне, и Я
Тебе».и Единение
верующих
понимается
ипросьбе:
возлюбил
какглядя
возлюбил
Меня.
христианства:
на
жизнь
первых
и виудеи
язычники,
кроме
совершенно
единомыслия,
«да
будут
едино».
Ибо
эта
слава
больше,
чем
слава
чудес.
Как
мы
изумляемся
здесь,
очевидно,
как
в хочу,
побуждениях
исердцем,
цели
стремлений.
Kонечно,
такого
24.
Отче!
которых
Ты согласие
дал
Мне,
чтобы там,
где их
Я, духовных
ипленялись
онивмещали
были
со Мною,
видят
славу
Блж.
Феофилакт:
«Сим
показывает,
что
апостолы
в себя ида
Отца.
Ибо
Я, в
ослепших
Духовно
и
ожесточившихся
возвышенной
красотой
пред
Богом, единения,
потому
что впотому
Его естестве
нет ни
восстания,
ни борьбы,
имира.
это величайшая
точности
между
Отцом
и Христом,
между
людьми
не
Мою,
которую
дал
что
возлюбил
Меня
прежде
говорит,
вТы
них;
а Мне,
Я какое
в Себесуществует
имею
Тебя,
следовательно,
и Тыоснования
в них.
В другом
жебыть
месте
Христова
учения
и
становились
сами
христианами».
слава:
так,
и они
да
будут
тем
же,и то
есть
единомыслием».
может.
Но, воговорит,
всяком
случае,
это
высшее
между
лицами
Божества
должно
25. Отче
праведный!
и мир
Тебя
не
познал;
аславны
Я единство
познал
Тебя,
сии
познали,
что
Ты
послал
говорит,
что
Отец
и
Сам
Он
придут
и
обитель
сотворят
(Ин.
14,
23)».
Блж.
Феофилакт:
«Итак,
сказав,
что
они
будут
в
безопасности,
что
они
будут
святы,
восприниматься верующими как идеал. Вторая цель определена словами «и они да будут
в Нас
Меня.
многие
чрез
них,
что
они
получат
великую
славу, говорит
ио иЯ
едино».
Верующие
только
смогут
сохранить
взаимное
единение,
когда
будут
пребывать
26.
Ичто
Я открыл
имуверуют
имя
Твоетогда
и открою,
да
любовь,
которою
Ты
возлюбил
Меня,
втеперь
них
будет,
Блж.
Феофилакт:
«Говорит:
Отче
Праведный!
Я
желал
бы,
чтобы
и
все
люди
получили
наградах,
венцах,
предлежащих
им по отшествии
отсюда.
«Хочу»,
говорит, «чтобы
в Отце и и
Сыне:
единение,
существующее
между Отцом
и Сыном,
будет содействовать
и
в них.
такие
блага,
каких
Я
просил
верным,
но
они
не
познали
Тебя
и
потому
не
получат
той
укреплению единства между верующими.
– особенная: «да уверует мир, что Ты
там, где Третья
Я, и оницель
были»».
Зигабен: «И сказах
им
имя
Твое…
славы и тех наград».имя Отца».
послал
Аверкий: «25 и 26 стихи представляют
собоюМеня»».
заключение первосвященнической молитвы, в
котором
Господь
обращается
к Богу
Отцу,
как ким
Всеправедному
«Не
сказал:
да«Как
получат
славу
Мою,
но: «да
видят»,
дляМздовоздаятелю.
человека
величайшее
Блж.
Феофилакт:
же открою?
Ниспослав
Духа, ибо
который
наставит
их наГосподь
всякую
указывает
здесь
на«Здесь
превосходство
верующих
над
остальным
в что
том,они
чтобудут
они
«познали
Блж.
Феофиалкт:
Он опять
ободрил
души
апостолов
тем,
иметьв
наслаждение
- созерцать
Сына
Божия.
И в этом
- слава
для миром
всех
достойных...
Показывает
истину.
И когда
они
узнают,
Кто
Ты,
тогда
любовь,
которою
Ты
возлюбил
Меня,
будет
Бога»,
а
потому
они
способны
к
восприятию
даров
Божественной
любви.
Господь
и
просит,
Лопухин:
высказывает
атак,
желание
(«хочу»),
чтобы
верующие
много
утешает
их,теперь
объявляя,
что
многих
будут
виновниками
веры
жеучеников...
что
тогда
будут
созерцать
Егоони
не для
как
ныне
видят
Его,
не
в Я и–
них,
иэтим,
Я в«Сын
них.
Ибо
они узнают,
что Яненепросьбу,
отчужден
от
Тебя,
ноони
весьма
любим,
что
чтобы
Бог Отец
отличил
перед
Своими
щедротами
и сделал
ихОчень
соучастниками
той
неистинный
только
апостолы
– были
вместе
с Ним
и созерцали
бы Его
славу.
вероятно,
что
спасения».
уничиженном
но
вихславе,
которую
Он
имел
прежде
сложения
мира.
Имел
же Я,
Сынвиде,
Твой и
соединен
смиром
Тобою.
Узнавши
же
это,
они
соблюдут
веру
в Меня
и
любви,
которую
Он
имеет
к
Сыну:
«да
любы,
еюже
Мя
возлюбил
еси,
в
них
будет».
Для
этого
Христос
говорит
здесь оэту
Своем
втором
пришествии
начто
землю,
пришествии
во славе
говорит,
славу
потому,
чтотаковы,
Ты возлюбил
Меня».
любовь,
и, наконец,
я пребуду
в них
за
то,
что
они
Тебя
познали и Меня
чтут,
Сам Господь Иисус обещает «быть в Них»,
дабы
любовь
Отца,
неразлучно
пребывающая
на
(Мф. 24,30)».
как
Бога.
И
они
веру
в
Меня
сохранят
непоколебимою».
Сыне,опять
от Сына
и ради Сына простиралась
и нато
тех,
в ком
пребывает
Так, любовьречь
«Говорит
о единомыслии,
и с чего начал,
есть
с любви,
тем Сын.
и заканчивает
всесозидающая
и всесовершающей
славном и
Царстве
Отца
и
и всеобъемлющая,
говорит: «да будут
все едино»,будет
то есть
да имеют мирвивечном
единомыслие,
в Нас, то
есть
Сына
и Святаго полное
Духа». согласие».
по вере в Нас,
да сохранят

5.

Моление о Чаше Иисуса Христа в Гефсиманском саду
Мф.
Мк. 14,
32-42
Лк. 22,
39-46 где
Ин.
18,26,1.36-46
Сказав сие, Иисус вышел
с учениками
Своими за поток
Кедрон,
36. Потом приходит с ними
32. Пришли
в селение,
39. И, выйдя,
был сад,
в который
вошел Сам и ученики
Его. пошел по
Иисус на место, называемое называемое Гефсимания; и Он обыкновению на гору Елеонскую,
Гефсимания, и говорит
сказал ученикам Своим:
за Ним последовали и ученики Его.
ученикам: посидите тут, пока посидите здесь, пока Я
40. Придя же на место, сказал им:
Я пойду,
помолюсь
там. толкователи
помолюсь.(из древних – блж. молитесь, чтобы не впасть в
Лопухин:
«Некоторые
37. Феофилакт,
И, взяв с Собою
Петра иЗигавин,
33. И взял
с Собою Петра,
искушение.
Евфимий
и большинство
новых)
обоих
сыновей
Зеведеевых,
Иаковакивеличине
Иоанна; и начал
41. И Сам отошел от них на
относят
это
сравнение только
густоте
началкапель
скорбеть
и тосковать.
ужасаться
и тосковать.
вержение камня, и, преклонив
пота.
Но такое явление
едва
ли заставило
38. Тогда
говорит Луку
им Иисус:
34.упомянуть
И сказал им:
душавМоя
колени, молился,
евангелиста
особенно
о нем:
этом
душаеще
Моя
скорбит
скорбит
смертельно;
побудьте
42. говоря: Отче! о, если бы Ты
нет
ничего необычайного.
Лучше
толкуют
те,
смертельно;
здесьуказание
здесь ина
бодрствуйте.
благоволил пронести чашу сию
которыепобудьте
видят здесь
действительное
и бодрствуйте
со Мною.
35. И, капель
отойдя крови.
немного,
выделение
с лица Христа
За пал на мимо Меня! впрочем не Моя воля,
39. правильность
И, отойдя немного, палпонимания
землю иговорит
молился,ичтобы,
если но Твоя да будет.
греческое
Блж. Феофилакт:такого
«А скорбит и тоскует
благопромыслительно,
дабы уверовали, что Он был
на лице
Свое,
молился
и
возможно,
миновал
Его
час
43.
Явился
же Ему Ангел с небес и
слово,
переведенное
по-русски
выражением
«капли»

истинным
человеком,
ибо человеческой
природе
свойственно
бояться смерти. Смерть
говорил:
Отче
Мой!
если не сей;
укреплял Его.
θρόμβοι.
Оно
означает
просто
«капли»,
но сгусток
вошла
вне
человеческий
род
не
по расстояние,
природе;
поэтому
природавблизи
человеческая
боится смерти
«Он
и
отходит
на
дальнее
но
находится
трех учеников,
чтобы, и
возможно,
да минует
Меня
36.
и говорил:
Авва
Отче!
всетроих,
44. И,
находясь
в борении,
свернувшейся
жидкости.
Поэтому
можно
сказать,
что
Блж.
Феофилакт:
«
Не
всех
берет
учеников,
а
только
которым
показал
славу
на
бежитЕго,
отони
нее.помнили
Скорбитовместе
с тем
и для того,
чтоб утаить
Себя от
дьявола,
чтоб
слыша
том,
что
Он
делает,
и,
впадши
в
искушения,
сами
бы
молились
чаша
сия;
впрочем
не как
Ямолящимся
возможно
Тебе;
пронеси
чашу
прилежнее
молился,
иоставляет
был пот Его,
душевное
напряжение
душевные
Фаворе,
дабы, на
видя
Его как
иЕго
скорбящим,
не
соблазнились.
Однако
и сих
дьявол
напал
Него,
наХриста,
простого
человека,
и
умертвил
Его,
а
чрез
это
и
сам
был бы
подобно
Ему».
хочу,
но
как
Ты.
сию
мимо
Меня;
но
не
чего
Я
как
капли
крови,
падающие
страдания
были
так
сильны,
что
с
лица
Его
катились
и,
отойдя,
молится
наедине».
«Страдание Свое Он называет чашею или
по причине успения, или же по причине того,начто
низложен».
хочу,
а чего
Ты.
землю.
капли
кровавого причиною
пота, такие
темные
и густые,
что их
оно соделалось
нашего
веселия
и спасения.
Желает,
чтобы мимо прошла чаша
можно
было
издали
видеть
при
ярком
сиянии
луны,
сия, или для того, чтобы показать, что, как человек, Он по естественным законам
Свт.
«Христос
Иоанн Златоуст:
желает,
« да
Онбудет
имел
обыкновение
воля
Отча,
молиться
и мы чтоб
научились,
без них.
Делал
что
же
хотя
это
быстоль
Он
природа
длятяжко,
того,
и
освещавшей
лицопотому,
Христа».
отвращается
от смерти,
или
чтодабы
не
желал,
евреи
согрешили
отвращала
чтобы и наснас,
научить
но за
должно
доставлять
повиноваться
себе бы
во время
Богу,
молитвы
нежели
безмолвие
совершенный
собственнуюпокой
волю.».
».
что
их
грехболее
случилось
разрушение
храма
иисполнять
гибель инарода».

6.

40. И приходит к ученикам и находит их
37. Возвращается и находит их 45. Встав от
спящими, и говорит Петру: так ли не могли спящими, и говорит Петру:
молитвы, Он
вы один час бодрствовать со Мною?
Симон! ты спишь? не мог ты
пришел к
41. бодрствуйте и молитесь, чтобы не
бодрствовать один час?
ученикам, и
впасть в искушение: дух бодр, плоть же
38. Бодрствуйте и молитесь,
нашел их
немощна.
чтобы не впасть в искушение:
спящими от
42. Еще, отойдя в другой раз, молился,
дух бодр, плоть же немощна.
печали
Аверкий:
«Ученикам
предстояло
великое
искушение,
великое
испытание
их
а потому
Блж.
Иероним:
« Невозможно,
чтобы
подвергалась
искушению.
говоря:
Отче
Мой! если
не может чаша
сия душа
39. И,человеческая
опять отойдя,немолился,
46.веры,
и сказал
им:
Господь
и
убеждает
их
в
необходимости
бодрствовать
и
молиться,
чтобы
преодолеть
Бодрствуйте
и
молитесь,
чтобы
не
быть
искушаемыми,
а:чтобы
не
впасть
в
искушение,
миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да сказав то же слово.
что вы спите? это
искушение.
«Дух
бодр, плоть
же немощна»
– значит:
ваша
расположена
к борьбе
т.воля
е. чтобы
искушение
не преодолело,
не
идуша
не удержало
вас в встаньте
своих сетях.
». с
будет
Твоя.
40.победило
И,
возвратившись,
опять
и
искушением
способна
побороть
его, но
при
43. И,этим
придя,
находит ихиопять
спящими,
нашел
ихчеловеческая
спящими, ибоприрода
глаза у немощна
молитесь,и,чтобы
ослаблении
бодрствования и молитвы,
способна
к великому
ибо у них глаза
отяжелели.
них отяжелели,
и они
не знали,падению».
не впасть в
44. И, оставив их, отошел опять и
что Ему отвечать.
искушение.
Зигабен: в«отяжелели
не только
сна, но
печали,вкак
сказал
помолился
третий раз, сказав
то жеот
слово.
41.иИот
приходит
третий
разЛука
и (22, 45), так как
они ужеСвоим
были иубеждены
в смерти
45. Тогда приходит к ученикам
говорит
им: выСпасителя».
все еще спите и
говорит им: вы все еще спите и почиваете? почиваете? Кончено, пришел
становился
Господь
на молитву.
В вот,
первый
раз Он Сын
молился об отвращении от
вот,«Трижды
приблизился
час, и Сын
Человеческий
час:
предается
Него чаши
страданий,
во второй раз Он изъявил
уже прямую
предается
в руки
грешников;
Человеческий
в руки покорность воле Божией, и
Ему послан
был Ангел,
чтобы окончательно
укрепить Его в этой воле, после чего Он в
46. встаньте,
пойдем:
вот, приблизился
грешников.
Свт. Иоанн
Златоуст:
« в руки грешников,
- Твоя».
служат
к ободрению
духа, показывая,
что
полной
решимости
воскликнул:
«буди воля
Помолившись
вих
третий
раз, Он пришел
предающий
Меня.
42.
Встаньте,
пойдем; вот,
над Ним есть
дело злобы
грешников,
а не
Его вины
в каком-либо
грехе».
ксовершающееся
ученикам предупредить
их о приближении
предателя:
«спите
прочее
и почиваете:
се
приблизился
предающий
Меня.
Зигабен:
«И этим
что
умер добровольно.
Зная
наперед,
идут
против
приближися
час, ипоказал,
Сын
Человеческий
предается
в руки
грешников»:
показывая,
чтоиНего
не
«Молился
второй
и третий
раз, показывая,
что
должночто
чаще
молиться
не
вместенужды
с Приходит
предателем,
не только
не
убегает,
дажеизобличить
спешит
выйти
навстречу
им,
имеет
в их помощи,
когда
былно
предаться,
Он говорит:
теперь
ослабевать.
во второй
разнамерен
к ученикам,
чтобы
слабость
их. уже
Так
как
пойдемноких,
ним».
спите;
илиупрека
произносит
чтобы
пристыдить
какзаспались,
бы так говоря:
предатель
после
они не это,
только
неговоря:
исправились,
так
что не«вот
могли
даже
приблизился; если вам угодно и время
позволяет
спать, спите» (Блаж. Феофилакт). ».
отвечать
Ему».

7.

Домашнее задание
Прочитать следующие отрывки:
• Взятие Христа под стражу (Мф. 26, 47-55; Мк. 14, 43-52; Лк.
22, 47-53; Ин. 18, 2-12).
• Суд над Господом у первосвященников Анны и Каиафы
(Ин. 18,12-23; Мф. 26,57-60; Мк. 14,53-65; Лк. 22,54;63-65).
• Отречение Петра (Мф. 26,69-75; Мк. 14,66-72; Лк. 22,55-62;
Ин. 18,16-18; 25-27).
• Суд синедриона (Мф. 26, 59-75; Мк. 14, 53-72; Лк. 22, 5471; Ин. 18, 13-27).
• Погибель Иуды Предателя (Мф. 27,3-10).
• Христос на суде у Пилата и у Ирода (Мф. 27, 1-2; 11-26; Мк.
15, 1-15; Лк. 23, 1-25; Ин. 18, 28 – 19, 16).
English     Русский Правила