960.28K
Категория: РелигияРелигия

Новейшая история западных исповеданий Лекция 1. Экуменическая политика РКЦ на современном этапе

1.

Новейшая история
западных исповеданий
Лекция 1. Экуменическая политика РКЦ на
современном этапе

2.

Этап сопротивления и запрета
1910-1948 гг.
Декрет Священной канцелярии от 1919 г. запрещал католикам участвовать
в конгрессах «отлученных христиан».
«Католики, ни в коем случае не могут одобрить эти попытки, основанные на
ложной теории, что все религии более или менее хороши и здравы…»
(“Mortalium animos” («Души смертных», 1928)
Запрет для католиков на участие в экуменическом движении был подтвержден
Священной канцелярией в 1948 г.

3.

Принятие и перехват
инициативы – 1958 г.
Декрет Второго Ватиканского
собора Unitatis Redintegratio
Энциклика
папы
Иоанна
Павла II Ut Unum Sint
Декларация Dominus Iesus

4.

Принципы католического
экуменизма
1.
католический
экуменизм
не
предполагает
«упразднения
межконфессиональных различий благодаря приведению догматов всех
церквей к единому компромиссному варианту — общему для всех
христианскому учению».
2. «вся полнота истины пребывает в Католической Церкви»

5.

Богословские диалоги РКЦ с
христианами-некатоликами
1. диалог с несторианскими сообществами
2. диалог с монофизитскими сообществами
3. диалог с Православной Церковью
4. диалоги с лютеранами, англиканами, старокатоликами,
методистами, пятидесятниками
5. диалог с ВЦС

6.

Богословский диалог РКЦ с
несторианами
- 1984-1994
гг.

неофициальный
период
диалога
в
рамках
работы
экуменической организации «Pro Oriente»
- 11 ноября 1994 года – христологическая декларация
- 1995 г. - начались ежегодные заседания Смешанной богословской комиссии
между Римско-Католической церковью и Ассирийской церковью Востока
- 2001 г. - «Руководящие принципы для участия в евхаристии между
Халдейской католической церковью и Ассирийской церковью Востока»
- 2005 г. – крах диалога
- 2017 г. – возобновление диалога; заявление «Сакраментальная жизнь»

7.

Богословский диалог РКЦ с
монофизитскими сообществами
- до 2003 г. отдельные диалоги с Коптской, Армянской и иными
древневосточными конфессиями
- в
2003
г.

переформатирование
диалога,
объединение
монофизитской стороны
- в 2009 г. - документ «Природа, устройство и миссия Церкви»
- 2015 г. - документ «Осуществление общения в жизни древней
Церкви и значение этого опыта в поиске общения сегодня»

8.

Богословский диалог РКЦ с
Православными Церквами
- до 1980 г. – неофициальный этап диалога
- 1964 г. – встреча Папы Павла 6 и Патриарха Афинагора (начало
общения )
- отмена взаимных анафем 1054 г., которая состоялась одновременно 7
декабря 1965 г. в Риме и Стамбуле
- 1979 г. – создание Смешанной богословской комиссии
- 1993 г. – Баламандская декларация
-
2007 г. – Равеннский документ

9.

Богословский диалог РКЦ с протестантами
Целью Рима при общении с иными христианами Запада является
доказать, что нормальным существование может быть только в
единстве с Католической церковью.

10.

Место христиан-некатоликов в структуре РКЦ
с точки зрения канонического права РКЦ
Католическая церковь по-прежнему признает себя единственным
истинно христианским сообществом (народом Божьим), «столпом и
утверждением истины» (1 Тим 3, 15), единственным истинным
мистическим «телом Христа», в котором присутствует вся полнота
божественного
откровения.
Христиане-некатолики
имплицитно
считаются каноническим правом РКЦ частью Католической церкви,
даже если они сами этого не признают.

11.

Различение межрелигиозного и
межконфессионального диалога
- 1993 г. - «Экуменическое воспитание» (документ совместной рабочей группой представителей
Римско-католической Церкви и Всемирного совета церквей)
-
«…должно быть ясно и то, что межрелигиозный диалог — с другими мировыми религиями, такими
как ислам, буддизм индуизм и т. д. — преследует иные цели, отличные от тех, достижение которых
предполагается в экуменическом диалоге между христианами. Уделяя серьезное внимание этой
важной деятельности, христиане должны проводить четкое различие между нею и экуменическим
диалогом»
-
брак как средство прозелитизма
-
Й.Ратцингер: «Мы переоценили собственные возможности, веря, что богословский диалог может
рано или поздно привести к единству веры»
-
«экуменизм крови»

12.

Выводы
Став активным участником экуменического диалога, сделав
значительный шаг в сторону конфессиональной толерантности,
РКЦ
все
же
ставит
себя
над
своими
собеседниками
в
экуменическом диалоге, а не рядом с ними, а свою экуменическую
деятельность Католическая церковь связывает с собственными
миссионерскими установками.
English     Русский Правила