2.00M
Категория: ФилософияФилософия

Философия. Тема 2: онтология

1.

ФИЛОСОФИЯ
ТЕМА 2: ОНТОЛОГИЯ

2.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Краткие сведения: определение, историческая справка, предмет
2. Основные категории и понятия «Онтологии»
3. Бытие и сущее
4. Поиск первопричины бытия в Древней Греции
5. Учение Платона и Аристотеля о бытии
6. Трансформация бытия в Средние Века
7. Онтология в Новое время
8. Критическая философия И. Канта
9. Онтология сегодня

3.

ОНТОЛОГИЯ учение о бытии как таковом, раздел
философии,
изучающий
фундаментальные принципы бытия.
Иногда Онтологию отождествляют с
метафизикой, но чаще рассматривают
как ее основополагающую часть, как
метафизику бытия.

4.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В научный оборот термин «Онтология» впервые
упомянут в Философском словаре (1617 г.) немецким
врачом,
психологом
и
философом
Родольфом
Гоклениусом (1547-1628). Полностью словарь звучал так:
„Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae
fores aperiuntur“. Он трактовал онтологию как учение об
объекте, взятом в абстракции от субъекта и его
жизнедеятельности, или как нечто среднее между
натурфилософией и теологией.

5.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Бытие – это категория для обозначения всего
существующего (Универсум).
Материя – это объективная реальность, с
которой мы можем взаимодействовать через
ощущения.
Движение – любые изменения. Движение
бывает абсолютно и относительно.
Пространство – протяжённость и взаимное
расположение материальных объектов и их
элементов.
Время – философская категория для
обозначения продолжительности протекания
различных процессов и степени
интенсивности изменений этих процессов.

6.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
Бог как сущее
Фома Аквинский,
Ансельм
Кентерберийский
(схоластика)
Мир идей
Платона
(Академия)
Зенон
Элейский
(школа
Элеатов)
Мир вещей
Аристотеля
(Перипатетики)
Бытие в рамках
познающего субъекта
Дж. Локк, Р. Декарт, Фр.
Бэкон, Б. Спиноза, Г.
Лейбниц
Критическая
философия И.
Канта

7.

БЫТИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ:
ЭЛЕАТЫ
Школа элеатов – философская школа, основанная
Парменидом в Элее. Парменид ввел в оборот понятие
«Бытие», подразумевая под ней нечто неизменное,
целостное, совершенное. Философию определял как знание
о бытии.
Зенон Элейский – его ученик, известен разработкой своих
апорий (от др.-греч. ἀπορία «трудность») – философских
парадоксов на тему движения в Пространстве.
Пример на картинке – апория «Ахиллес и Черепаха»:
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем
черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу
шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это
расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов.
Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё
десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до
бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

8.

БЫТИЕ В ДРЕВНЕЙ
ГРЕЦИИ: ПЛАТОН
Платон ставит вопрос о бытии следующим
образом: Что есть «истинное бытие»?
Мир он поделил условно на «мир вещей» и «мир
идей»:
Вещи, по Платону, никак не могут быть
«истинным бытием», так как они находятся в
постоянном изменении.
Идеи же, или эйдосы (др.-греч. εἶδος — вид,
облик, образ) – бестелесны, их мы можем узреть
умом. Идея постоянна, поэтому и входит в
«истинное бытие».

9.

БЫТИЕ В ДРЕВНЕЙ
ГРЕЦИИ: АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель – ученик Платона, выступал против выделенного
Платоном «мира идей», считая, что на самом деле не существует
чистых «идей», не связанных как-то с материей. Для него
существуют лишь единичные объекты реальности. Исчезают они
– исчезает и «идея» о них.
Любая вещь суть синтез материи и формы. Именно форма
определяет, чем является вещь. Материя – пассивное начало,
вечная «возможность» для возникновения вещи, а форма –
действительностью вещи.
Разработал теорию о 4-х первопричинах любой вещи.

10.

«
Ведь вполне возможно, что для одного и того же
имеются все виды причин; например, у дома то, откуда
движение, - строительное искусство и строитель; "то,
ради чего"- сооружение; материя-земля и камни;
форма-замысел дома (logos).
»
Аристотель «Метафизика»
Таким образом он говорил о 4-х первопричинах: Материи, Форме, Движении, Цель
(«То, ради Чего»)

11.

БОГ КАК СУЩЕЕ: СРЕДНИЕ ВЕКА
Фома Аквинский
Ансельм Кентерберийский
1. «Верю, чтобы понимать»
2. «Бог – нечто, больше чего нельзя ничего помыслить».
1. Бог обладает подлинным Бытием.
2. Исследует проблему не только бытия, но и
сущего

12.

БОГ КАК СУЩЕЕ: СРЕДНИЕ ВЕКА
Фома Аквинский
Ансельм Кентерберийский
Аргументы:
Аргументы:
1. Движущая причина: был кто-то третий, кто привел в
движение весь остальной мир.
1. В силу ограниченности нашего ума и предпосылки, что
Бог – сущее, мы не можем помыслить нечто вне
Божественного создания.
2. Производящая причина: кто-то третий создал Мир в его
единстве.
2. Идея Бога существует в уме. Мы знаем, что Он есть
уже по определению.
3. Существование в действительности выше, чем
существование в уме.
4. Бог существует с необходимостью.
3. Необходимость: Все в мире существует либо
потенциально, либо случайно. Случайно сущ.вещи
должны были быть порождены кем-то.
4. Степень бытия: у всех вещей в мире есть степени
совершенства, и градацию вообще можно выстраивать
только относительно чего-то наибольшего, абсолютного
(как идеального образца)
5. Целеполагание: Разумное устройство мира и стремление
всех существ к благу для себя (следовательно, к благу
вообще). Значит, должен быть организатор всего
процесса, поставивший цель в виде блага.

13.

ОНТОЛОГИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Возникает такая концепция бытия, которая обосновывала бы научные знания человечества. Бытие
мыслится в контексте анализа познающего его субъекта. Для европейской натуралистической философии
этого времени Бытие - предметно сущее, противостоящее и предстоящее знанию. Бытие ограничивается
природой миром естественных тел, духовный мир в Бытие не входит. Наряду с этой натуралистической
линией, отождествляющей Бытие с физической реальностью и исключающей сознание из бытия, в
философии Нового Времени появляется новый тип толкования – через гносеологический анализ
действительности.
Основные направления мысли того времени:
Б. Спиноза
(1632-1677)
Бог как
субстанция, т. е
Бог и Природа –
одно и то же
(пантеизм).
Р. Декарт.
Фр. Бэкон
Дж. Локк
Г. Лейбниц.
(1596-1650)
(1561-1626)
(1632-1704)
(1646-1716)
Допускал наличие не
зависящего от нашего
сознания существование
материи.
Бог – творец мира
«Врожденных идей» нет,
которые представляли
собственно некую
естественную потенцию
понимания идей.
Под субстанцией он
понимал неделимое,
самодостаточное,
способное к
восприятию
(перцепции) начало
бытия – монаду.
Материя – не «тень
Творца», она
субстанциальна.
Бог – «сам из себя» и сам
Есть простые законы
Душа – чистый лист (tabula
является своей
природы, все остальное
rasa). Лишь опыт
первопричиной, а для
– производное от них. (посредством чувственного
человека – гарантом
познания) заполняет его.
истинности познания.

14.

КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
И. КАНТА
И. Кант (1724-1804) пытался последовательно ответить на три
вопроса:
«Что я могу знать?»
«Что я должен делать?»
«На что я смею надеяться?»
«Что такое человек?»
Выделял два мира: НМ (ноуменальный мир) и ФМ
(феноменальный мир). Первый – трансцендентная реальность,
божественная реальность, мир свободы, мир «вещей-в-себе».
Второй – наличный мир, мир явлений, феноменов,
сконструированный познающим субъектом, мир детерминации,
т.е. мир не свободный, мир без Бога.

15.

КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
И. КАНТА
Материя не существует как таковая, исчезая в
бесконечном делении. Эфирные модели не
соответствуют реальному миру, поэтому они есть
порождение Логоса.
«вещь-в-себе» (объект) воздействует на субъект и
порождает («аффицирует») в нем некоторое
содержание.

16.

ОНТОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
• В XX веке идет существенный сдвиг в сторону
«антионтологии» - вместо разграничения мира
на объективную реальность физического и
идеальное бытие сознания, принятого в
классической философии, у нас на повестке дня
– «текст» и «дискурс» как основные ориентиры
к интерпретации реальности.
• Мир воспринимается в лингвистических
рамках, в рамках интерпретации даже не
Автором текста, а зачастую Читателями.
• «Абсолютного субъекта» познания (в
кантовском и гегелевском смысле) не
существует.
• Предпосылки – «философия жизни»
Шопенгауэра и Ф. Ницше (концепция «Бог
умер»).
• Постмодернисткая «вакханалия»: вещи
обретают бытие только внутри
лингвистических горизонтов, которые не
являются вечными структурами разума, но
исторически определенными событиями.
• «Ослабленное» бытие (Джанни Ваттимо) – в
силу отсутствия объективных абсолютных
оснований.
• Основные направления: постмодернизм,
постструктурализм, принцип деконструкции
текста.

17.

ВЫВОД:
Несмотря на различные взгляды на Онтологию, она все равно
остается одной из основополагающих разделов философского
знания, так как непосредственно связана с отношением «Человек –
Мир».
Другое дело – ракурс восприятия Бытия с течением времени
менялся. На данный момент мы видим акцент на
«интерпретирующем субъекте», который познает Бытие через язык
и интерпретацию.

18.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Goclenius R. Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philosophiae fores
aperiuntur, informatum opera... Rodolphi Goclenii... - Francofurti [Frankfurt
a. d. O.] : typis viduae Matthiae Beckeri, impensis Petri Musculi et Ruperti
Pistorii, 1613. - [6] л., 1143, [1] с.; 4°
2. Vattimo G. Al di là del soggetto: Nietzsche, Heidegger e l'ermeneutica. Milano: Mursia, 1981.
3. Аристотель. Метафизика. // пер. с греч. П. Д. Первова и В. В. Розанова.
М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.
4.
Барт Р. Смерть автора // Эстетика и теория искусства XX века:
Хрестоматия. / под ред. H.A. Хренов, A.C. Мигунов. М., 2008. М., 2008.
5. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть.
6. Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Книга 2: Тысяча
плато.
7. Кимелев Ю.А. Современная философская онтология. М.: РАН. ИНИОН.,
2015.
8. Никулин Д.В. Пространство и Время в метафизике XVII в.
9. Патнем Х. Философия сознания. М.: Дом интеллектуальной книги.
1999.
10. Фома Аквинский. Сумма теологии. с комм. Бандуровского К. М. 2019.
English     Русский Правила