1.15M
Категория: ФилософияФилософия

Онтология и философия природы

1.

7. Онтология и философия природы
План:
1. Понятие бытия и его основные формы
2. Основные онтологические концепции
3. Онтологические проблемы современной науки
4. Онтологические проблемы религиозной философии
и метафизики
5. Понятие природы и представления о ней в истории
философии
6. Дух, материя, жизнь, сознание как атрибуты
природного бытия
7. Движение и развитие в природе
8. Философские проблемы пространства и времени

2.

Бытие – философская категория,
служащая для обозначения всего того,
что существует; сущее вообще;
всеохватывающая реальность.
Является синонимом понятий
«существование» и «сущее». Часто
выступает как элемент понятийной
оппозиции (например, бытие и
сознание, бытие и мышление, бытие и
сущность).

3.

• Онтология – раздел философии,
учение о бытии, в котором
исследуются всеобщие основы,
принципы бытия, его структура и
закономерности.

4.


бытие вещей (тел), процессов
бытие человека
бытие духовного
бытие социального
виртуальный мир

5.

Оформление категории «бытие» в философии
было вызвано необходимостью дать ответ на два
важных мировоззренческих вопроса
Окружающая человека
реальность наполнена
многообразием разнородных
вещей, идей, понятий,
несхожих друг с другом.
Отделены ли они друг от
друга или мир целостен и в
его основании есть нечто,
что обеспечивает единство
мира?
Ничто из видимого нами
не является вечным: всё
возникает, изменяется,
разрушается и уходит из мира.
Есть ли в мире нечто,
существующее всегда, то, что
никогда не изменяется или всё,
что есть, обречено на распад и
гибель?

6.

Что общего можно найти между
указанными явлениями?
Камень
Человек
?
?
Явление природы
Произведение искусства

7.

Общее воплощено в слове
«есть»
И камень, и
человек, и
произведение
искусства, и
явление природы,
и мудрость и
безумие – всё это
ЕСТЬ
Все многообразные вещи и
идеи мира связаны воедино
общим признаком «быть».
Это общее, объединяющее
свойство и получило название
бытия

8.

БЫТЬ
Значит находиться
в наличии,
обладать бытием

9.

Отдельные вещи
разрушаются и
гибнут
Мир в целом
существует
За всеми возникающими и уходящими
явлениями стоит нечто неизменное –
определяющее то, что они есть
В мире есть нечто стабильное,
устойчивое и вечное
Бытие, лежащее в
основе мира

10.

Возникновение понятия «бытия»
V-IV вв.
до н.э.
Понятие «бытие» возникает в
учении древнегреческого
философа-элеата Парменида
Историческая предпосылка
введения понятия «бытие»
Необходимость преодоления
ситуации общественного
кризиса в Греции, когда рушился
привычный уклад мира и ничто
не казалось стабильным
Парменид
(540-450 до н.э.)

11.

До Парменида философы искали
начало мира в существующих вещах
Из чего всё
произошло?
Вода
(Фалес)
Апейрон
(Анаксимандр)
Воздух
(Анаксимен)

12.

Парменид попытался найти новые гарантии существования
мира и человека. Человек, считал он, не сможет жить
спокойно, если ему не на что будет опереться. Утратив
традиционную веру, человек с необходимостью должен был
обрести веру в новую силу, властвующую над миром.
Осознав трагическую
ситуацию, Парменид
попытался успокоить
смятенную душу
античного человека

13.

Бытие по Пармениду
Бытие – это то, что является
причиной всего и ни от чего не
зависит, оно не возникает и не
исчезает; оно неделимо, всегда есть
всё целиком; оно не может,
следовательно, быть меньше или
больше, оно здесь и сейчас, его не
может быть завтра или вчера; оно
завершено, закончено, существует в
строгих границах

14.

Два понимания бытия в философии
Бытие –
это нечто
неизменное, единое,
неподвижное,
самотождественное
Линия Парменида
Бытие – это
изменчивое и
претерпевающее
постоянное
становление
Линия Гераклита

15.

Бытие в Средневековье
Бытие рассматривается с
религиозных позиций
Единственное
истинное
бытие
Мир и
человек
Бог
Вторичное,
несамостоятельное,
сотворённое бытие, которое
исчезнет без божественного
попечения

16.

Бытие в Новое время
Бытие
Тождественно предметному
миру, вещественной
реальности,
противостоящей человеку
В конце XIX века
многие
философы
призывали
отказаться от
понятия бытия
как лишнего для
науки

17.

Монизм
Это способ
рассмотрения
многообразия
явлений мира в
свете единой
основы всего
существующего.
Дуализм
Это философское
учение, исходящее
из признания двух
начал – духа и
материи.
Плюрализм
Это философское
учение, согласно
которому
существует
несколько
независимых
начал бытия или
оснований знания.

18.

Онтология Нового Времени
• Дуализм Р. Декарта.
• Плюрализм Лейбница.
• Пантеизм Спинозы.

19.

Онтология Нового Времени.
• По Декарту,субстанциальная основа мысли о
бытии обнаруживается в чистом акте
самосознания («когито»). В «когито» Я открывает
мышление как первый, непосредственно данный
сознанию объект – мыслящую субстанцию, в то
время как существование другой, материальной
субстанции открывается ему опосредованно,
через Бога. Мыслящая субстанциянепротяженна, неделима, поэтому является
предметом метафизики.
• Телесная субстанция – протяженна, делима на
части, имеет форму и движется. Она составляет
предмет физической науки.

20.

Онтология Нового Времени
• Спиноза. Бог как субстанция – это творящая
сила, тождественная себе, в конечном счете,
во всех творениях, т.е. Бог и природа одно и
то же (пантеизм), это то начало, которое
исключает существование какого-либо
другого начала, а, следовательно, является
причиной самого себя.
• Лейбниц. Под субстанцией он понимает
простейшее, неделимое, неповторимое,
самодостаточное, активное и способное к
восприятию (перцепции) начало бытия –
монаду.

21.

Онтология Классической Немецкой
философии
• И. Кант. Мир чувственных предметов, созданных
познающим, представляет опытную данность.
Быть, по Канту, значит актуально или
потенциально присутствовать в опыте. Предмет
как факт опыта не дается нашими органами
чувств, а производится в результате соединения
(синтеза) чувственной материи (ощущений) и
априорных форм трансцендентального субъекта.
В мире опыта или явлений нет места
традиционным метафизическим сущностям –
субстанциям души, природы, Богу. Это
непознаваемые «вещи в себе».

22.

Онтология Немецкой
классической
философии.
• Г. Гегель.
• Абсолютный идеализм.
• Тождество мышления и
бытия. Диалектический
метод.

23.

Понимание бытия в XX веке
Мартин Хайдеггер предпринял
попытку реабилитировать категорию
бытия. Чтобы прийти к бытию,
человеку нужно «вынести за скобки»
свои обыденные представления о
вещах, обществе – и открыться
вечности. В этом случае личность
обретает свою подлинность и
понимание извечного единства мира
Мартин Хайдеггер и человека. Бытие мира может
раскрыться только через бытие
человека: никакая безличная наука
не способна привести к этому.

24.

Онтология экзистенциализма
• 20-21 век. Представители:. М. Хайдеггер, Ж.
П. Сартр, А. Камю, С. Кьеркегор, М. Шеллер.
• Онтология, которая ориентируется на бытие
человека в мире, считая, что только через
«погружение» в поток человеческой жизни,
где объективное и субъективное неразделимо,
могут быть прояснены тайны бытия мира,
ибо человеческое бытие единственное в
универсуме, способное к вопрошанию Бытия.

25.

Уровни бытия
Материальный мир
(объективная
реальность)
Духовный мир
(субъективная
реальность)
Природная,
биологическая и
социальная реальность,
существующая
объективно, т.е.
независимо от сознания
и воли человека
Мир психической жизни,
человеческих
отношений, языка,
культуры и т.п., т.е. того,
что связано с сознанием,
волей, характером,
познанием и
переживанием человека

26.

27.

Основные сферы материального
бытия
Природа
Общество
Живая
природа
Неживая
природа
«Вторая
природа»

28.

«Вторая природа»
Это искусственный мир, исторически
воссоздаваемый обществом для
обеспечения своего выживания,
функционирования и развития
Орудия
труда
Машинная
техника
Производственная,
военная, бытовая
инфраструктура
Здания
Одежда
Мебель

29.

Сферы духовного бытия
Объективный дух
Духовные образования,
возникшие в процессе
совместной деятельности
людей в обществе и
являющиеся их
совместным достоянием:
Субъективный дух
Сфера,
охватывающая
внутренний
психический мир
отдельного человека:
-язык
- мораль
-бессознательное
- религия
- сознание
- искусство
- самосознание
- наука и др.

30.

Виды бытия
Бытие
Природное
бытие
Бытие естественных
природных вещей и
процессов
Социальное
бытие
Бытие общества как
объединения разумных
существ
Духовное
бытие
Бытие в сфере субъективной
психической реальности –
внутреннем мире разумного
существа
Компьютерное
бытие
Бытие в сфере искусственной
компьютерной реальности

31.

Своеобразие бытия человека
Своеобразие бытия человека обусловлено
тем, что человек является «точкой
пересечения», узловым звеном
разнокачественных и во многом
противоположных друг другу миров

32.

Естественный
мир
Искусственный
мир
Человек
Материальный
мир
Духовный
мир

33.

Материя
Материя – это объективная (существующая вне и независимо от духа)
реальность,неуничтожимая и неисчерпаемая
Свойства материи
Атрибуты (существенные, изначально
присущие,неотьемлимые)
Движение,
развитие
Пространство,
время
Модусы (производные,возникающие)
Структурность
Отражение

34.

Материя как объективная реальность
МАТЕРИЯ
Общие свойства
материи
Объективность
- Неуничтожимость
- Неисчерпаемость
Способ существования
материи
Движение
Основные формы
существования
материи
Пространство
Время

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

Формы движения
В неорганической природе
пространственные перемещения, движение
элементарных частиц и полей – электромагнитных,
гравитационных и др., движение и превращение
атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые
колебания, геологические формы движения материи,
изменения космических систем.
В живой природе
обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции,
управления и воспроизводства, экологические
системы и т.д.
Общественные формы движения материи:
многообразие проявлений деятельности людей.

43.

44.

45.

46.

47.

Пространство и время – формы
существования материи
Пространство и время – общие формы координации
материальных объектов и их состояний
Пространство – это совокупность
отношений,
выражающих
координацию
сосуществующих
объектов,
их
взаимное
расположение и относительную
Пространство:
-трехмерно;
-однородно (равноправие всех его
точек);
-изотропно (равноправие всех его
направлений)
величину
Время – порядок смены явлений
и состояний, их
последовательность
и
длительность
Время:
-одномерно;
-однородно (равноправие
всех моментов времени);
-необратимо
Свойства:
-объективность пространства и времени;
-всеобщность пространства и времени

48.

Формирование представлений о
пространстве и времени
В науке исторически сложилось две концепции
в понимании пространства и времени
Субстанциональная концепция
Пространство и время – нечто
самостоятельно существующее наряду с
материей, как ее пустые вместилища.
Пространство – чистая протяженность.
Время – чистая длительность, в
которые как бы «погружены»,
«помещены» материальные объекты
(Демокрит – И.Ньютон)
Реляционная концепция
Пространство и время не особые
субстанциональные сущности, а формы
существования материальных объектов.
пространство выражает сосуществование
объектов. Время – последовательность их
состояний.
(Аристотель – Г.Лейбниц)
English     Русский Правила