Похожие презентации:
Проблемы и опыт дифференцированного подхода к организации процесса обучения на уроках русского языка и литературы в гимназии
1. Проблемы и опыт дифференцированного подхода к организации процесса обучения на уроках русского языка и литературы в гимназии
2.
3. Виды работы
Индивидуальные задания разного уровнясложности
Работа по развитию речи с дополнительными
(разного уровня сложности) заданиями
Задания с опорой на различные способы
осмысления материала (воспроизводящего,
эвристического и проблемного характера)
Домашние задания разного уровня сложности
4. Тема урока: «Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»».
Цель урока: обобщение материала по теме, контроль заусвоением изученного материала.
Задачи: развитие навыков письменной речи,
закрепление навыков обобщающей работы по теме с
помощью дифференцированного подхода.
5. Примеры тем сочинений для разноуровневого контроля:
Для сильных учащихся:«Изображение чиновников в «Ревизоре» и в «Мертвых
душах»;
Лирические отступления и их роль в повествовании в
«Мертвых душах»;
Для средних учеников (с кратким планом):
«Души «мертвые и живые» в поэме Н.В. Гоголя»;
Для слабых учащихся ( с тезисным планом):
«Рыцарь копейки». (См. приложение).
6. «Рыцарь копейки»
1.Чичиков в ряду героев русской литературы XIX века. Ф. М. Достоевский считал Чичикова одним из героев русской литературы, ставя его рядом сОнегиным и Печориным. По мнению Ф. М. Достоевского, у гоголевского героя были свои взлеты и падения, в его душе происходила борьба Бога и
черта. В ряде критических статей авторы проводят параллели между пушкинским Германом и Чичиковым, другие отыскивают сходство с
грибоедовским Молчаливым.
2. Чичиков в системе персонажей поэмы «Мертвые души». Образ Чичикова в отличие от образов помещиков (за исключением Плюшкина) и
чиновников дан в развитии. Он усложнен, противоречив: в Чичикове намеренно то и дело появляются черты, казалось бы, ему чуждые. Авторские
размышления порой тесно переплетаются с чичиковскими (о балах, о Собакевиче, о губернаторской дочке и т. д.). В Чичикове наиболее сильно
проступает изменчивость и неисчерпаемость живой души — пусть не Бог весть какой богатой, пусть скудеющей — но живой.
3. Новизна исследуемого Гоголем характера потребовала от писателя новых художественных решений. Характер Чичикова в отличие от других
героев поэмы показан в постоянном развитии, в столкновении с препятствиями, то и дело возникающими у него на пути.
4.Перед читателем проходит вся жизнь героя, с самого детства. Мы видим, как формировался его характер, где лежат его истоки. Догадываясь с
самого начала о какой-то афере Чичикова, мы только в последней главе окончательно понимаем, «...какие биографические, личные причины
подвели Чичикова к этой афере. История дела оборачивается историей характера» (Ю. В. Манн).
Жизнь сразу глянула на него «кисло-неприятно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве».
Духовное завещание отца: «Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».
«Отцовское наставление... пошло впрок».
5.Комическое и трагическое в образе Чичикова. Неукротимая энергия приобретателя оборачивается утратой нравственных понятий, всего
человеческого в себе. Цель Чичикова — благополучие, семейная идиллия, достойная свободная жизнь. Средство достижения — деньги. Но свое
благополучие Чичиков строит на чужих бедах, обмане, предательстве, мошенничестве. Преступая нормы христианской морали, создавая для
себя особую шкалу ценностей, он становится на путь деградации, нравственного обнищания.
6. Подлец — в роли главного героя? Обличение «пошлости пошлого человека» — главная задача Гоголя? Нет! Гоголь-художник хотел, чтобы
читатель возненавидел пошлость, а не человека. Чичиков, как и Плюшкин, — предупреждение: убивая в себе духовность и открывая простор
животному началу, человек совершает преступление в первую очередь против своей бессмертной души. VII. По замыслу Гоголя, в следующих
томах два героя первого тома — Чичиков и Плюшкин — должны были пережить духовное возрождение. Намеки на это есть в сохранившихся
главах второго тома. Муразов, вызволяя Чичикова из тюрьмы, говорит ему: «...Подумайте не о мертвых душах, а о своей живой душе, да с Богом
на другую дорогу!»
Последнее описание Чичикова выглядит так: «Это был не прежний Чичиков. Это была какая-то развалина Чичикова. Можно было сравнить его...
состояние души с разобранным строением, которое разобрано с тем, чтобы строить из него новое...»
7. Вера в бессмертие души давала писателю надежду на способность человеческой души к изменению и, следовательно — к возрождению. Путь
этот бесконечно труден, но он есть. Показать его считал своей миссией на земле Н. В. Гоголь. «Рыцарь копейки» должен был стать рыцарем
христианских добродетелей. Намек на это содержится в имени Чичикова — Павел. Апостол Павел, согласно преданию, был одним из самых
ревностных гонителей Христа, а затем не менее ревностным его приверженцем.
7.
Сделайте вывод о Плюшкине , основываясь на авторскиххарактеристиках.
«Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревянных строениях:
бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето
Окна в избенках были без стекол…балкончики…покосились и почернели
даже не живописно.
Из-за изб тянулись… огромные клади хлеба; … цветом походили они на
старый, плохо выжженный кирпич
.
Из-за хлебных кладей и ветхих крыш …мелькали
две сельские церкви,
одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная,…
испятнанная, истрескавшаяся.
Частями стал выказываться господский дом…, обнесенный низкою,
местами изломанною городьбою.
Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…
на темной крыше ..торчали два бельведера…, оба уже пошатнувшиеся,
лишенные когда-то покрывавшей их краски.
Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку…»
8. Сделайте вывод о Плюшкине , основываясь на авторских характеристиках. Подчеркните в тексте недостающие эпитеты, создающие
характер пейзажа.«Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревянных строениях:
бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето
Окна в избенках были без стекол…балкончики…покосились и почернели
даже не живописно.
Из-за изб тянулись… огромные клади хлеба; … цветом походили они на
старый, плохо выжженный кирпич
Из-за хлебных кладей и ветхих крыш …мелькали две сельские церкви,
одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная,…
испятнанная, истрескавшаяся.
Частями стал выказываться господский дом…, обнесенный низкою,
местами изломанною городьбою.
Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…
на темной крыше ..торчали два бельведера…, оба уже пошатнувшиеся,
лишенные когда-то покрывавшей их краски.
Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку…»
9.
Гоголь «Мертвые души»Сделайте вывод о Плюшкине , основываясь на авторских
характеристиках. Подчеркните в тексте эпитеты, создающие
характер пейзажа.
«Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревянных строениях:
бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето
Окна в избенках были без стекол…балкончики…покосились и почернели даже
не живописно.
Из-за изб тянулись… огромные клади хлеба; … цветом походили они на старый,
плохо выжженный кирпич
Из-за хлебных кладей и ветхих крыш …мелькали две сельские церкви,
одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная,…
испятнанная, истрескавшаяся.
Частями стал выказываться господский дом…, обнесенный низкою,
местами изломанною городьбою.
Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…
на темной крыше ..торчали два бельведера…, оба уже пошатнувшиеся,
лишенные когда-то покрывавшей их краски.
Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку…»
10.
«Смелый купец», «молодой купец»,«статный молодец»,
Калашников – герой московского
люда, «народа христианского»;
«…..медный крест со святыми мощами
из Киева.»
«Злой охальник»,
«лукавый раб», «раб
недостойный.» и т.д.
Кирибеевич – молодой
опричник, испорченный
властью и всевольем, с
низкими нравственными
устоями и моральными
принципами.
Под покровом суровости и угрюмости
мы различаем в Калашникове черты
доброты и гуманности.
11.
Две противоположные морали.1.Калашников защищает
человеческое достоинство,
любовь, честь народа.
2.Калашников
противопоставляет этому
честь и христианскую
добропорядочность.
3.Купец отстаивает право
быть честным и
независимым.
1.Кирибеевич думает только
о себе.
2.Опричник считает
главными достоинствами
знатность и удаль.
3.Кирибеевич, щадя свою
честь, чужую ни в грош не
ставит.
Возможно, Кирибеевич был
способен на глубокое
искреннее чувство, но
окружающая его обстановка
вседозволенности, царская
любовь и защита превратила
молодого опричника в
бесчувственного эгоиста.
В Калашникове реализуется народная идеология
права и честности, в Кирибеевиче – бесчестия и
зла.
12. Дифференцированная зачетная работа по теме «Поэзия серебряного века»
Цели: обобщение изученного материала, контрольза усвоением темы.
Задачи: повторение материала по теории и
истории литературы, подготовка к
экзаменационному сочинению (анализу
стихотворения).
13. Примерные задания к зачету:
Для слабых учеников:1.
Определите хронологические рамки
Серебряного века в русской
литературе.
2.
Определите основные идеи
символизма.
3.
Основные представители и
теоретики футуризма в России .
Какое произведение можно считать
литературным манифестом
футуристов?
4.
Назовите программные
произведения для Гумилева –
акмеиста.
5.
Проанализируйте стихотворение
К.Бальмонта «Будем как Солнце!...»
по следующему плану (См.
приложение)
Для сильных учеников:
1.
Какие социальные, эстетические
проблемы и философские идеи
послужили основой для модернизма?
Дайте определение модернизма.
2.
Раскройте смысл понятия
«Серебряный век» в русской
литературе.
3.
К. Бальмонт: особенности его
творчества как представителя
символизма.
4.
Проанализируйте стихотворение
В.Брюсова «Творчество».
14. Вопросы к анализу стихотворения К.Бальмонта «Будем как Солнце!...»
1.Какова роль образа - символа Солнца в творчествеБальмонта? Что для поэта олицетворяет Солнце, певцом
которого называли поэта современники?
2. Какова связь между поэтом и природой в этом
стихотворении? Почему гармонию е природе Бальмонт
называл «четверогласием стихий»?
З. Кого поэт, по вашему мнению, мог назвать «светлыми
людьми»? Истолкуйте призыв поэта - « Будем как
Солнце». Каковы нравственные позиции лирического
героя стихотворения?
4. Каковы представления Бальмонта о цели человеческого
существования на земле? Почему к своей книге «Будем
как Солнце» он выбрал эпиграф из греческого поэта
Анаксагора: « Я в этот мир пришел, чтоб видеть
Солнце»?
15.
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.16. Условия написания пре- и при- 1. Распределить данные условия написания приставок в соответствии с их значением. 2. Найти
Условия написания пре- и при1. Распределить данные условия написания приставок в соответствии с ихзначением.
2. Найти недостающее условие, каждое условие подтвердить примерами.
Высокий книжный стиль;
Действия в личных интересах;
Приближение, присоединение;
Близко к «очень», «пере»;
Территориальная близость;
Неполнота действия;
Добавочное действие;
17. Спиши предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и объясняя написание приставок.
Воздух прогрет а на солнышке так ипр..пекает.
Что в детстве пр..обретешь на то в
старости обопрешься.
Пр..таились в тени деревьев ландыши
пр..крыли от солнца пр..красные белые
чашечки.
18. Спиши текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Выделенные слова замени синонимами с приставками ПРЕ- ПРИ-.
Спиши текст, вставляя пропущенные знаки препинания.Выделенные слова замени синонимами с приставками ПРЕПРИ-.
Мы прошли огромное расстояние и
остановились на берегу моря. Все вокруг
было спокойно. К нашему лагерю
подошла группа юных туристов.
Наши соседи оказались милыми людьми.
Несколько дней мы находились в
хорошем расположении духа.
19. 1.Вставь пропущенные буквы, объясни написание приставок. 2. Подбери пары с омонимичной приставкой.
Пр.бывать на вокзал, пр.дать товарищей,пр.зирать фальш(?), пр.дел терпения,
пр.клоняться перед героем, пр.ступить к
работе, пр.творить планы в жизнь,
пр.ходящий успех, пр.вратный смысл,
переносной пр.емник, пр.терпеть изменения.
20. Урок взаимообучения. Тема: «Написание Н-НН у причастий». Цель: совершенствование способов учебной работы.
1. Организация урока: а) в классе формируются «экипажи» из 4-5человек: командира, штурмана и 2-3 пилотов. б) Цель «экипажей» освоить новый материал. в) Подробное объяснение учителем
нового материала со всеми необходимыми демонстрациями.
Составление опорного конспекта.
2. Действия «экипажей»:
командир с помощью опорного конспекта повторяет материал
всему экипажу;
командир принимает зачет у штурмана;
командир и штурман опрашивают пилотов и, если те усвоили
материал, ставят им зачеты и оценки.
З. Защита заданий: капитаны др.команд по жребию принимают
зачеты посланцев экипажей. Если на защите член экипажа
получил оценку ниже, чем заслужил в группе, оценки всех членов
«экипажей» снижаются .
21. –бер- -бир-; -мер- -мир-; -пер- -пир-; -тер- -тир-.
1.2.
3.
Первый уровень. Предлагается карточка со словами на чередующиеся гласные в
корнях слов с записанным тут же правилом:«В корнях с чередованием пишется -и-,
если после корня стоит суффикс -а-. Если суффикса -а- после корня нет, пиши -ев корне».
Второй уровень. Предлагается карточка со словами на чередующиеся гласные в
корнях слов без подсказки, но с заданием не только вставить пропущенные буквы и
выделить орфограмму, но написать свои примеры.
Третий уровень. Предлагается карточка со следующим заданием:
Объясните написание орфограммы и распределите по
группам (относятся к данной орф. или нет) слова:
Бирюзовый, формировать, вымерли, император, распирает,
берет, перила, тире, побережье, выбирать, термометр,
растирать, берлога, император, тернистый, берегу, терпение,
биржевик, мираж, периметр, терракотовый, бирюльки,
мировосприятие, перламутр, терьер, мировоззрение, перископ,
тираж, усмирительная, пират, пирог, тиран, примирять (друзей),
пирамида, пернатый, примерять (костюм), перрон, персидский,
оперение.
22. Проверка усвоения орфограммы Н-НН в 10 классе.
Вставьте пропущенные буквы:1.Бесчисле(н,нн)ое множество, зва(н,нн)ый ужин,
ноше(н,нн)ые вещи, дра(н,нн)ый сапог, полужаре(н,нн) ый
картофель, вымоще(н,нн) ый двор, рья(н,нн)ый поступок,
жаре(н,нн)ый в масле, пута(н,нн)ые мысли, моното(н,нн)ые
звуки, ветря(н,нн)ые мельницы, дровя(н,нн)ой склад,
ране(н,нн)ый боец, вытка(н,нн)ая скатерть, клюкве(н,нн)ое
варенье, полотня(н,нн)ое белье, писа(н,нн)ый красавец,
травле(н,нн)ый волк, посоле(н,нн)ый салат, традицио(н,нн)ая
встреча, кова(н,нн)ый сундук, комари(н,нн)ый писк,
овчи(н,нн)ый тулуп, подли(н,нн)ый документ, масле(н,нн) ая
неделя, стреля (н,нн)ый воробей, отчая(н,нн)ое решение,
поноше(н,нн)ое пальто, бестала(н,нн)ое существо,
дела(н,нн)ое выражение лица, ю(н,нн)ые натуралисты,
свеча потуше(н,нн)а ветром, маши(н,нн)ый зал, тка(н,нн)ая
золотом скатерть.
23.
2. Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания:Им_ни(н,нн)ик беше(н,нн)о в_пил и(с,сс)тупле(н,нн)о ра_махивая над головой
рва(н,нн)ым б_шм_ком стаще(н,нн)ым (в)торопях с ноги (на)смерть
перепуга(н,нн)ого соседа. Изумле(н,нн)ые гости и родстве(н,нн)ики в первую
м_нуту ош_ломле(н,нн)о застыли но потом под градом масле(н,нн)ых
варе(н,нн)иков пуще(н,нн)ых в их сторону взбеше(н,нн)ым им_ни(н,нн)иком
вынужде(н,нн)о отступили к отв_ре(н,нн)ым дверям. « Изме(н,нн)ики! Подсунуть
мне беспр_да(н,нн)ицу за которую (н_)кто гроша лома(н,нн)ого (не) давал!»
отча_(н,нн)о ви_жал он возмуще(н,нн)о ск_ча на кова(н,нн)ом сундуке
застеле(н,нн)ом продра(н,нн)ой клеенкой. «Она (не)воспита(н,нн)а и
(не)образова(н,нн)а (не)слыха(н,нн)о глупа и (не)вида(н,нн)о уродлива к тому(же)
и (во)все без прида(н,нн)ого!» - кричал он швыряя дра(н,нн)ый б_шмак в
(не)давно купле(н,нн)ый аб_ж_р лимо(н,нн)ого цвета.
Броше(н,нн)ая (в)_след за ней палка к_пче(н,нн)ой к_лб_сы уг_дила в
стекля(н,нн)ую вазу наполне(н,нн)ую дистил_ирова(н,нн)ой водой и (в)месте с
ней рухнула на (коротко) стриже(н.нн)ую краше(н,нн)ую под к_штан голову
обв_не(н,нн)ой во всех гр_хах беспр_да(н,нн)ицы с у_звле(н,нн)ым видом
жавш_йся у двери. Ране(н,нн)ая в голову колб_сой карти(н,нн)о взм_хнув
обн_ж_(н,нн)ыми по лок_ть руками и сдавле(н,нн)о пискнув та пов_лилась в
квашню с замеш_(н,нн)ым тестом увл_кая за собой рождеств_нскую елку
увеш_(н,нн)ую слюд_(н,нн)ыми игрушками посер_бре(н,нн)ыми с_сульками и с
золоче(н,нн)ой звездой на самой м_кушке. Восх_ше(н,нн)ый произв_де(н,нн)ым
эф_ектом им_ни(н,нн)ик уп_е(н,нн)о пр_танц_вывал на выкраше(н,нн)ом
масл_(н,нн)ой краской к_моде инкрустирова(н,нн)ом т_сне(н,нн)ой кожей куда он
перербрался с сундука (не)посредстве(н,нн)о после падения дамы для лучшего
обзора кут_рьмы вызва(н,нн)ой его экз_льтирова(н,нн)ым поступком.