23.13M
Категория: КультурологияКультурология

Японский стиль в архитектуре и интерьере

1.

Японский стиль
в архитектуре и
интерьере

2.

Философия японской архитектуры и интерьеров
В то время, когда дизайнеры смотрят вперед, они опираются
на корни традиционной японской культуры, когда архитектура
составляет гармонию с окружающей природой.
Но существует один ключ к пониманию японского подхода
в архитектуре через систему письма. Сложите вместе символы
(Kanji) «здание» и «сад» и получится «дом» (жилое пространство).
Пространство внутри и окружающее перетекают одно в другое.
Источником такого подхода во многом является результат горного
ландшафта Японии, воздействия экстремальных погодных
явлений, таких как землетрясения, которые ставят природу
на передний план повседневной жизни. Таким образом, страна
имеет ограниченное количество мест для проживания, а большая
часть населения находится на побережье.
У японских зданий часто нет дверей. Когда погода очень жаркая,
особенно в более бедных общинах в Японии, они просто
открывают все здание. Природа "течет" через жилое пространство.

3.

4.

Дома должны быть прочными и выдерживать всё, что
погода
на
них
обрушит.
Сейчас
нужно
предусматривать,
чтобы
в
жару
структуры
реагировали на температуру, делали помещение
прохладнее и берегли энергию. Очевидно, что
эстетика отходит на второй план – в приоритет
выводится функциональность здания.
Юн Игараси, японский архитектор

5.

10 принципов японской архитектуры
Проектирование формы зданий, планирование
интерьера, дизайн, организация освещения
создаются с учетом нескольких правил.
Следуя им можно создать комфортное
пространство для тела и души.
Японский дизайн пространства для жизни
представляет собой совокупность принципов.
Интерьер в японском стиле на первый взгляд нам
кажется простым и незавершенным, но именно
в этой простоте заложена глубина. Роль каждого
элемента формы, материалов, предметов, узоров
и освещения в интерьере важна.
Все они взаимосвязаны и представляют единый
ансамбль.

6.

1—
Kanso (Кансё, かんそう) — простота
В основе строений и организации японского интерьера заложена «простота». Она выражается
не только в самих объектах, это также простота в душе. Придерживайтесь принципа чем проще, тем
лучше. Нужно увидеть то, в чем кажется ничего нет — вот как выражается японский подход.
В отличие от европейцев японцы считают, что истинное богатство в простоте.

7.

2二
fukinsei (Фукинсэй, 不均斉)— асимметрия
Симметрия проста и очевидна, в ней нет загадки и недосказанности. Симметричные линии слишком
навязчивы. Асимметрия более гибкий инструмент в работе дизайнера. Ведь ассиметричный объект
с разных сторон выглядит по-разному, а значит и восприятие от него разное.
Несимметричная однородность делает простой предмет целостным и интересным.

8.

3 三 hibumi (сибуми, 渋み) – эссенция. Термин
для эстетики простой и ненавязчивой красоты
впервые появился в период Муромати.
Ассоциируется с терпким, вязким вкусом,
подобным хурме — в противовес сладкому,
приторному. Сибуми — это первородное
несовершенство и разумная сдержанность.
Есть такое понятие у японцев umami (умами —
приятный вкус), который выделяют в отдельный
самостоятельный 5-ый вкус. По сути это вкус белка,
ощущение насыщения на языке. Примером умами
является глутамат натрия, который используется
в приправах.
Это понятие обозначает особую вкусность
интерьера. Интерьер в японском стиле должен быть
одновременно лаконичным и желанным. Этот «вкус»
складывается даже из таких деталей как сочетание
материалов и их толщины.

9.

4四
Shizen (сидзэн, 自 然 ) — природность,
естественность, натуральность
Японский дизайн предусматривает общение
и контакт с природой.
Если речь идет не о загородном доме, а о городском
интерьере,
то
в
помещениях
должны
присутствовать природные мотивы и зелень.
Жители Японии вдохновляются природой, привнося
ее часть в жилые помещения.
В идеальном японском интерьере должна быть
гармония между архитектурой и ландшафтом.
Необходим баланс разных планов.

10.

5五
yugen (юген, 幽玄 )—скрытый,
уединенный, потустороннее.
«непознаваемость», «тайна», «темнота» (но
не «полная тьма»).
Это понятие подразумевает под собой
недосказанность
в
интерьере
и архитектуре, форму неосязаемой глубины.
Представьте себе окно, через которое
вы видите то, что находится за ним. Но то,
что находится за стенами здания
мы не видим. Таким образом человек,
находящийся
в
помещении
имеет
возможность
пофантазировать,
представить себе, что там есть.

11.

6六
Datsuzoku (Дацудзёку, 脱俗 ) — неограниченный условностью, свободный, необыденный.
Это принцип говорит о том, что должно быть отсутствие повторений, определенного паттерна.
В качестве примера может служить традиционная для Японии панель «кумико». Это панель
на раздвижных перегородках. Объемный узор под разным углом и освещением смотрится
оригинально и лаконично.

12.

Seijaku (Сэйдзяку, 静寂) — покой, спокойствие
7 七 Это то самое состояние покоя и спокойствия,
которое возникает в душе человека в определенном
пространстве.
Для японцев важно, как человек ощущает себя попав
в это пространство.
Для европейцев, это сродни комфорту, но не только
для тела, но и души.

13.

8八
Ma (間) - Промежуток, пространство, пауза.
В традиционных японских домах зонирование и организация
пространства достигается за счет раздвижных перегородок. Когда
из пустого единого пространства, появляются комнаты, которые
затем можно легко трансформировать и превратить в пустоту.
Создавать пустоту между объектами — это подход по-японски.
У японцев считается, что детали, расположенные в пустоте, «Сосновые деревья», Хасэгава Тохаку
определяют восприятие (камни, водоемы).
Существование ма в произведении искусства интерпретировалось
как «пустота, полная возможностей, как обещание, которое еще
предстоит выполнить», и описывалось как «тишина между нотами,
составляющими музыку».

14.

9九
wabi 侘 — скудность
Японский интерьер не должен быть перенасыщен объектами. Может быть один очень дорогой
предмет, высокого качества, на фоне которого все вокруг кажется скудным (Исторически в Японии не
было мебели, были аксессуары).
Эта скудность не связана с жадностью, это дозирование, возможность сравнения, размышления.
Представьте себе, что символизировать данный принцип могла бы фотография, когда падающие
капели воды из старого крана создают круги на воде.

15.

10 十 sabi 寂— уединенность (одиночество)
Это внутренне чувство, которое возникает, когда
попадаешь в определенное пространство.
Место
куда
хочется
сбежать.
Оно
самодостаточно, в нем можно зарядиться
психологически. Японцы чувствуют себя
комфортно и защищенными в момент
уединенности. Местом, которое могло бы
вызывать подобные чувства, мог бы быть старый
храм, в котором сквозь тишину и окна
пробивается луч солнца.

16.

Тадао Андо
По масштабам коллекции американского искусства
второй половины ХХ века музей в Форт-Уэрте (Техас)
уступает только нью-йоркскому МоМA. А вот здание,
по единодушному признанию критиков, у техасцев
даже лучше

17.

Тадао Андо
Церковь света

18.

Главная особенность необычного жилого дома в Киото
- остекленная ниша L-образной формы, по периметру
окружающая вход в здание. Интересно, что на
главном фасаде отсутствуют окна, что не мешает
жильцам и их гостям чувствовать себя комфортно в
стенах "Замочной скважины".

19.

Построенный в 1972 комплекс "Накагин" архитектора
Кисе Курокавы напоминает огромную гору из
стиральных машин, что не помешало зданию стать
общепризнанным шедевром послевоенной
архитектуры метаболизма. Небольшие квартирыкапсулы предназначены для бизнесменов и
предпринимателей, погруженных в свои дела - в них
есть душ, туалет, кровать, телевизор и телефон.
Автором проекта планировалось, что капсулы будут
меняться каждые 25 лет, однако до сегодняшнего дня
их замена ни разу не была произведена, что привело
потрясающий комплекс к аварийному состоянию.
Источник: https://novate.ru/blogs/260215/30165/

20.

Ва́би-са́би - яп. 侘寂, «скромная простота»
ваби «непритязательная простота» + саби «налёт старины;
умиротворение одиночества» - обширная
часть японского эстетического мировоззрения:
«ваби» ассоциируется со скромностью, одиночеством, не яркостью,
однако внутренней силой;
«саби» — с архаичностью, неподдельностью, подлинностью.
Аксель Вервордт, признанный бельгийский антиквар и
декоратор
«Дизайн — это нечто большее, чем просто
украшение. В моем вкусе преобладает чувство меры. Я
хочу достичь гармонии между архитектурой, мебелью,
произведениями искусства и антиквариатом».
Его
органический
подход,
характеризующийся
приверженностью к слиянию объектов с окружающей
средой, уважением к существующей среде, укрепил
место Вервордта на небосводе пионеров дизайна.

21.

22.

23.

Первоначальном значении «ваби» — это чувство
удаленности от мира и одиночества, которое приходит к
тем, кто живет на природе, и парадоксальная красота
ущербного (например, разбитой и склеенной чашки).
«Саби» в зависимости от контекста может означать
«ржавый», «поблекший» или «одинокий», но чаще
относится к красоте старения — подобно цвету битой
непогодой деревянной доски, бархатистой ржавчине,
увяданию листьев, усыханию садовой розы на солнце.
Подобная философия отчасти проистекает из жизни в
местности, где часты землетрясения, цунами и прочие
природные катастрофы. Попросту говоря, надо учиться
отпускать.
«Подлинное научение ему (ваби-саби) происходит через
осознание трёх простых фактов: ничто не вечно, ничто
не закончено и ничто не совершенно».

24.

В философии дзэн есть семь эстетических принципов достижения ваби-саби:
Фукинсэй (不均斉): асимметрия, нерегулярность;
Кансо (簡素): простота;
Коко (考古): базовый, выветренный;
Сидзэн (自然): без притворства, натуральный;
Югэн (幽玄): тонко глубокая благодать, неочевидная;
Дацудзоку (脱俗): неограниченный условностью, свободный;
Сэйдзяку (静寂): спокойствие, тишина.
Каждая из этих вещей встречается в природе, но может
указывать на добродетели человеческого характера и
уместность поведения. Это, в свою очередь, говорит о том,
что добродетель и вежливость могут быть привиты через
понимание и практику в искусстве. Следовательно,
эстетические идеалы имеют этическую коннотацию и
пронизывают большую часть японской культуры.

25.

Сергей Махно — Украинский ваби-саби

26.

Жанетт Вальтер (Jeanette Walther) — Жемчужина ваби-саби недалеко от г. Рура,
Германи

27.

Марина Маринина — Ваби-саби в белом

28.

Робин Кланг и Эюб Бичич (Ejub Bicic и Robin Klang) — Ваби-саби поскандинавски
Джапанди (japan +
scandi) – это
сочетание двух
разных культур. Он
совместил в себе
скандинавские
элементы –
лаконичность,
практичность,
натуральные
материалы – и черты
японского стиля:
сдержанный
минимализм,
элегантный декор и
пастельные тона

29.

Кинцуги (яп. 金 継 ぎ — золотая
заплатка), или кинцукурой (яп. 金繕い —
золотой ремонт), — японское искусство
реставрации керамических изделий с
помощью лака, полученного из сока лакового
дерева (уруси), смешанного с золотым,
серебряным или платиновым порошком.
Философская основа искусства кинцуги
заключается прежде всего в том, что
поломки и трещины неотъемлемы от
истории объекта, и поэтому не
заслуживают забвения и маскировки.

30.

По легенде, искусство кинцуги, возникло в XV веке. Сёгуну Ёсимасе Асикаге до того не
понравилось, как склеили его любимую керамическую чашу, что он подрядил японского
мастера найти другое, эстетически более приемлемое решение. Тот нашел, и с тех пор
техника кинцуги вошла в жизнь.
Кинцуги — это техника реставрации битой керамики с помощью лака, смешанного с
золотым порошком. Осколки собирают заново, и предмет, исчерченный золотыми
трещинами, становится еще лучше, чем был. Так что вещь, которую в обычных
условиях выкинули бы или списали как ущербную, начинают ценить пуще прежнего,
поскольку благодаря кинцуги ее недостатки стали ее достоинствами и добавили ей
красоты.
Чашки, склеенные методом кинцуги, часто можно встретить во время чайных
церемоний: там вещи, обладающие интересным изъяном, ценятся особо — за
жизненную историю и эстетическую неповторимость.

31.

Если брать шире, концепция кинцуги — это убедительная
метафора, и совсем не обязательно применять ее только к вещам.
Можно и к жизни в целом, особенно в сложные времена, когда
привычный ход событий меняет свой курс. Она может быть
полезна, когда вы анализируете свое поведение или критически
рассматриваете себя в зеркале. В той же мере, в которой мы
нуждаемся в горьком, чтобы оценить сладкое, наши беды —
утраты, предательства, разочарования — составляют часть нашей
биографии, нашей личности, наших историй. И, вместо того
чтобы скрывать наши шрамы, кинцуги призывает их чтить и
отдавать должное той роли, которую тяжелые, неприятные
события сыграли в нашем формировании. Ничто не разбивается
непоправимо, как бы болезненно ни воспринималось это
поначалу.
Если рассуждать в более практическом смысле, кинцуги наводит
на мысль, что пользоваться вещами надо сознательно и разумно.
Не торопиться за непостоянной модой, а заботиться о тех вещах,
которые у нас уже есть, чинить, а не выбрасывать и заменять
новым. Так лучше и для окружающей среды, и для нашего
банковского счета.
Именно поиск красоты в чем-то видимо небезупречном делает
кинцуги таким мощным средством улучшения жизни.

32.

архитекторы словенского бюро OFIS
Architects. Они сохранили основной
объем здания, но словно обернули его
деревянным каркасом. Помимо того,
что это позволило создать новые
большие балконы и в целом изменило
облик и характер отеля на более
современный лад, конструкция, и это
самое главное, усилила структурную
защиту здания от частых в регионе
землетрясений.

33.

Со Фудзимото, Библиотека Университета искусств Мусасино

34.

Киевский тату-салон 6:19 Studio расположен на первом
этаже жилого дома в историческом районе Подол.

35.

Hollyhock House Фрэнка Ллойда Райта.

36.

Японское бистро FUGU, Екатеринбург

37.

38.

39.

40.

Год производства 2013
Страна Япония
Жанр аниме, мультфильм, мелодрама
Слоган «Этот дождь пахнет небом»
Режиссер Макото Синкай
English     Русский Правила