20.74M

Сады в Японском стиле

1.

2.

В
основе
японского
ландшафтного
стиля
лежит
несколько глубинных принципов
основополагающих и для других
видов японского искусства.

3.

Согласно древнему синтоизму японцев весь мир,
окружающий человека, одухотворён и населён божествами.
Вода и камни, деревья и кусты, цветы, мхи и травы
являются не утилитарным строительным материалом, а
частицами мира, Вселенной и имеют собственную
значимость и ценность. Поэтому в японском саду почти не
встречаются элементы чуждые природе, например, водоёмы
правильной геометрической формы, прямые расчерченные по
линейке дорожки, искусственные цветы и фонтаны.

4.

В японском саду всегда остаётся много
свободного пространства. Он не перегружен обилием
деталей.
Эта пустота привлекает внимание к
немногочисленным деталям, а они в свою очередь

5.

Японский сад не «боится» пустоты, поскольку
предназначен для спокойного созерцания природы, а не парада
удовольствий. По той же причине в нём весьма умеренны или
вовсе отсутствуют развлекательные приспособления качели,
фейерверки, фонтаны, аттракционы и т.д.

6.

С середины 1 т ыс. н.э.
японское искусст во, в т ом
числе и ландшафт ное
испыт ало сильное влияние
буддизма.
Японский сад
символизирует буддийскую
Вселенную. Так холм в цент ре
сада сопост авлялся с цент ром
Вселенной горой Сумэру,
водоём - со священным
озером Мунэцунот и.
Камни символизировали
девят ь ост ровов и восемь морей
буддийского космогонического
мифа.

7.

Японский сад вообще весьма символичен. Вот лишь
некот орые символы, используемые в японских садах: мост через
воду ― восходящее или заходящее солнце, изогнут ая черепица
― облака, дракон ― вода, сосна ― долголет ие, вишня ―
ст ойкост ь, камелия ― ост орожност ь. Практ ически каждый
элемент сада несёт смысловую нагрузку.

8.

Основными
символами, т ак же как
и в кит айском саду
являют ся Ян (свет лое,
мужское начало),
предст авленное в
основном камнями.
Вода же символизирует
женскую, т ёмную силу
Инь.

9.

Японские сады уст ремлены к гармонии и к абсолют у,
здесь всё соразмерно величина и окраска элемент ов, их
расположение, сочет ание мат ериалов для их изгот овления,
размещение раст ений разных семейст в и т .д.

10.

Японский сад
уст раивает ся т ак,
чт обы быт ь красивым в любое время года.
Эт им он от личен от европейских садов,
кот орые благоуст раивают ся в основном
весной и лет ом, а зимой и осенью
ост ают ся в запуст ении.

11.

Созерцание
природы
продолжается
круглогодично. Японская культура всегда
испытывала
интерес
к
переходным,
переломным
моментам,
к
сюжетам
изменения
каких-то
характеристик
в
человеке, обществе, природе.

12.

Осень, с красочными цвет ами, яркой
окраской лист вы, являет ся одним из
примечат ельных времён, излюбленным
временем года художников и поэт ов.

13.

В Японии зима хот я и связана с угасанием
жизни, символизирует смерт ь, печальна, но
вызывает не меньший инт ерес и вдохновение.
Эст ет ика смерт и, как и эст ет ика жизни, являет ся
для японца значимой и привлекат ельной, он не
боит ся смерт и и не ст арает ся от далит ься от неё.

14.

Понят ия ваби и саби т оже
являют ся ключевыми для
создания сада. Под ваби
понимают сут ь какой-либо
вещи, её дух, определяющий
её уникальност ь.
Саби же – эт о
от печат ок времени на
вещи, создающий её
совершенный образ,
служащий признаком
её ценност и,
проверенной
временем.
Сочет анием эт их
характ ерист ик и
создаёт ся
неповт оримый образ
вещи.

15.

Японский сад, как и кит айский – эт о замкнут ый мир
он от делён от прочего прост ранст ва оградой. Кроме
ут илит арного назначения ограда и ворот а т оже имеют
символическое значение. Ограждение символизирует
границу мира, окружение садового микрокосма.

16.

Эта ограда не обязательно
глухая стена. Часто
устроители садов нарочно
делают в стенах маленькие
окошечки. Чтобы
посторонний путник мог
наблюдать кусочек садового
пейзажа.
Так же в ограде японского
сада часто бывают окна
разнообразной формы,
схожие с окнами живых
картин в Китае. Их
назначение открывать для
восхищенного зрителя уголки

17.

Ворот а сада
символизируют
переход из мира
сует ы в мир покоя и
умирот ворения, в
мир вст речи с
красот ой природы.

18.

Обычно за первыми внешними воротами вид на сад открывается
лишь частично. Обзор преграждают арка, экран, строение, крупное дерево и
т.д. Только преодолев и эту преграду, обостряющую предвкушение встречи с
садом, человек наконец попадает в сад.

19.

Японский сад вообще
редко приспособлен для
панорамного обозрения.
Попавший сюда человек
продвигается по саду
видя разнообразные его
уголки, открывая для
себя новые пейзажи и
впечатления.

20.

Все эти особенности
исходят из ещё одного
принципа японского
ландшафтного
искусства
«миегакуре» -
«скрывать и показывать».

21.

Основных элементов в японском саду
немного: камни, вода, садовые
ограждения, скульптура, архитектурные
элементы.

22.

Камни (иши) – это
основополагающий элемент
японского сада. Важность этого
элемента обусловила то, что
камни в саду располагаются не
произвольно, а согласно
определенному канону.

23.

В зависимост и от своих природных данных камни
подразделяют ся на пят ь видов:
высокий
вертикальный
камень
низкий
вертикальный
камень
торчащий
(наклонный)
камень
плоский
(изогнутый)
камень
лежачий
(горизонтальный)
камень

24.

Есть виды камней нежелательные для
размещения в саду:
- «больной» камень (камень со сколами,
деформированным верхом, антропогенным
воздействием)
- «мёртвый» камень (камень, вертикально
сориентированный в природе, положенный
горизонтально, подобно телу умершего
человека)
- «чужой» камень (камень, диссонирующий со
всеми остальными камнями сада, своими
размерами, фактурой, цветом)

25.

Камни подбирали по форме, цвет у, факт уре, а т акже
исходя из общей идеи сада и гармоничност и сочет ания
всех его элемент ов. Камни очень ценились, част о их
привозились издалека.

26.

Так как камни, взятые из одной местности, схожи, для
удобства камни классифицировались как "камни гор", "камни
долин", "камни рек", "камни морских побережий".

27.

Одной из ценных характ ерист ик был "ст арый" вид
камня, пат ина, налет ст арины, называемый саби.
Эт от налёт от личался в зависимост и от
происхождения камня: сущест вует "пат ина гор",
"пат ина морей" и уникальная пат ина камней,
"сост арившихся" в садах.

28.

Ценилась и необычная т екст ура камня, прожилки,
вкрапления, рисунок, эффект влажност и. Особой
ценност ью обладали камни, имеющие легенду,
участ вовавшие или бывшие свидет елями какоголибо событ ия.

29.

Искусст во
расст ановки и
группировки камней —
одно из главных в
создании ландшафт а.
Идея композиции
должна исходит ь из
внешнего вида,
природы камня.
Древнее руководст во т ак описывало характ ерист ики
камней: «Среди различных т ипов камней ест ь т акие,
кот орые имеют т енденцию убегат ь, и другие,
кот орые преследуют ; одни прислоняют ся, другие
поддерживают ; смот рят вверх и смот рят вниз; одни
лежат , другие ст оят ».

30.

Нужно было осмот рет ь
камень с разных т очек
зрения.
«Оценит е как
смот рит ся каждый
камень — сверху,
микоми
снизу, сзади и
спереди».
Несмот ря на
многообразие форм
камней, маст ера сада
для удобст ва оценки
выделили в камнях 6
ст орон и дали каждой
ст ороне свое название:
«т эмба»,
«мицуки»,
«микоми»,
«нэ»,
«сики».
тэм
ба
мицук
и
нэ
сик
и
миком
и

31.

Лишь оценив пласт ические возможност и каждого камня,
маст ер мог сгруппироват ь их наиболее эффект но и
выразит ельно. Причем камни обязат ельно должны быт ь вкопаны
в землю. Иначе, создает ся впечат ление его незначит ельност и и
легкост и. Глубина вкапывания т акже зависела от исходных
данных камня и идеи маст ера.

32.

Глубина погружения
камня в землю
определяет форму
"нэ", маст ера сада
уделяют огромное
внимание и глубине
вкапывания камня, и
линии "нэ", т ак как и
то и другое влияет на
красот у камня и
ощущение
"уст ойчивост и".
его

33.

Обычно, камни располагают группами из нечет ного
числа камней 3, 5 или 7. Особенно популярна
триада камней.
Но могут быт ь и
исключения,
например, два
больших
верт икальных
камня,
расположенных
рядом
символизируют
влюбленных или
супругов,
мужчину и
женщину.

34.

В композиции обычно предст авлены 1, 2 камня
из каждого вида камней.
Один, как правило, самый большой камень
избирался главным ("омо иси"). Он и определял
основу композиции. Форма главного камня част о
определяет высот у холмов, величину водоемов, и их
очерт ания, распределение раст ений в саду.

35.

С двумя фланговыми камнями ("вака иси"),
меньшими по размеру, он образует т риаду. Схема
триады обычно приближает ся к разност ороннему
треугольнику.

36.

Самая длинная его ст орона обращена к фасаду
дома, выходящему в сад. Самая корот кая ст орона
помещает ся слева, а средняя ст орона справа.
Соблюдение эт ой закономерност и дает ощущение
глубины прост ранст ва и равновесия.

37.

Если камней 5, т о перед эт ой группой камней
располагает ся ("хикаэ иси") (передний камень), а за главной
группой — ("микоси иси" ) (выглядывающий камень),
подчеркивающий глубину пейзажа.

38.

Эт а основная схема лежит в
основе композиции. Как
правило, композиция может
дополнят ься более мелкими
камнями, не несущими
символической нагрузки.
В композицию могут
включат ься водопад и деревья.

39.

Част о из камней сост авляет ся основная и вт орост епенные
группы. Вт орая группа — вспомогат ельная, должна подчинят ься
основной и подчеркиват ь ее главную пласт ическую идею. Трет ья
группа (гост евая) уст анавливает ся несколько поодаль, не
подчиняясь первой, но конт раст ируя с ней и уравновешивая её.
Роль чет верт ой группы — связат ь сад с домом, с архит ект урной
формой. Наконец, пят ая группа образует фон для всей
композиции.

40.

Помимо основных групп, может быт ь значит ельное
число добавочных, камней или их групп в
зависимост и от величины и т ипа сада.
Точно т ак же и
внут ри каждой
группы
варьирует ся
количест во
элемент ов,
образующих ее
ансамбль.

41.

Сущест вуют и некот орые
дополнит ельные правила
компоновки камней.
Композиция камней не
должна быт ь навязчивой
или замысловат ой, пуст ь
лучше они будут как бы
случайными.
Соблюдение
ест ест венност и —
основное правило.

42.

Композиция у подножия холма т ребует большого
числа камней. Они будут одновременно укреплят ь его
и ост авлят ь впечат ление мощи.

43.

В от даленном
уголке сада камни
должны быт ь
небольшими, как бы
случайно ост авленными
и забыт ыми здесь. Не
следует располагат ь
камни ближе, чем в
мет ре от жилища.

44.

Камни используют ся не т олько для создания
основных композиций. Из камней может быт ь
изгот овлена скульпт ура, они могут быт ь
использованы в качест ве дорожки или мост ика.

45.

Дорожки в саду
символизируют жизненный
пут ь, поэт ому
расположение камней здесь
тоже важно. Например,
широкий камень поперек
тропинки призывает нас
ост ановит ься и осмот рет ься
вокруг.

46.

Вода является другим
обязательным
элементом любого
японского сада.
Причем
представлена она
только в форме
естественных
водоемов, спокойных
или текучих. Это
может пруд, бегущий
ручей или водопад, но

47.

Част о водоемы пересекают ся
мост ами. Как и т ропинки,
мост ы обозначают пут ешест вие.
В японском языке слово,
означающее «мост », значит еще
и «край».
Мост ы символизируют переход
от одного мира к другому ―
неот ъемлемая т ема всего
японского искусст ва.

48.

Излюбленной формой мост иков являет ся дуга,
символизирующая солнце

49.

От личием японского сада являет ся т о, чт о если
создание водоёма нецелесообразно, т о он может быт ь
предст авлен символически – сухим ручьём. Обычно
сухие ручьи создают ся из гравия и гладких камней,
дополняют ся раст ениями, раст ущими вдоль ручьёв и
рек в природе.

50.

Умело созданный
сухой ручей может
создават ь
ощущение, чт о вода
в нем т олько чт о
высохла, и
случайный дождь
вновь вернет его к
жизни.

51.

Более массивные
прост ранст ва, занят ые в саду
гравием называют сухими морями.
Созданное, как правило, из гравия
одного цвет а сухое море выглядит
пуст ынным.

52.

На его поверхност и располагают ся одинокие камни
или группы камней, ост ровки зелени или моха.

53.

На гравии бамбуковыми
граблями выполняет ся
рисунок, имит ирующий
водоворот ы и волны вокруг
камней.

54.

Использование воды в японских садах имеет
очень глубокий смысл. Течение воды
символизирует скорот ечност ь времени.

55.

Раст ения (шокобут су) нельзя назват ь главным
элемент ом японского сада. Но всё же роль их
значит ельна. Если камни символизируют собой
неизменност ь и пост оянст во, т о деревья, куст арники и
цвет ы помогают увидет ь сезонные перемены.

56.

Подбору раст ений уделяет ся большое внимание,
поскольку сад должен выглядет ь привлекат ельно в
любое время года.

57.

В дизайн сада могут включат ься элемент ы
окружающего пейзажа, например близлежащая роща
или гора.
Счит ает ся высоко профессиональным приемом
слит ь эт и видимые на расст ояние объект ы с
элемент ами сада.

58.

В японских садах
сравнит ельно мало цвет ов, а
в некот орых видах садов их
нет совсем. Зат о
значит ельное мест о
занимают вечнозеленые
раст ения и куст арники.

59.

Самое
любимое
растение в
японском
саду —
сосна,
которой
известно
множество
видов.

60.

Сосна
горная
Мини Мопс
Мопс
Сосна веймутова
Сосна японская

61.

Популярны и другие хвойные
породы: ель, кипарис,
можжевельник, самшит .
ель
Можжевельник
казацкий
Кипарисовни
к
Можжевельник
чешуйчатый
Можжевельник
скальный

62.

Из цветущих деревьев
предпочтение отдается сливе и
вишне.

63.

Из куст арников —
камелии, азалии,
форзации, спиреи.

64.

Очень ценят ся вечнозелёные
куст арники и куст арники с красивой
декорат ивной лист вой рододендрон,
барбарис, жимолост ь, сирень и др.

65.

Из цвет ов любимцами японского сада
являют ся разнообразные пионы,
хризант емы, ирисы, хост ы, примулы.
дргорт ензии.

66.

Несомненными
фаворитами сада
являются
хризантемы

67.

В водоёмах, как и в кит айских садах,
используют ся, водные раст ения: лот осы,
кувшинки, купальницы.

68.

Оригинальным
украшением японского сада
являют ся разнообразные виды
папорот ников.

69.

Визит ной карт очкой японского сада являют ся мхи.
Мхи культ ивируют ся в Японии и весьма ценят ся,
особенно в саду камней.

70.

При высаживании раст ений
тщат ельно рассчит ывает ся
их соот ношение с камнями,
с водоёмом, другими
элемент ами сада.

71.

В композиции раст ений учит ывают ся оттенки зелени —
более т емную помещают на заднем плане, а свет лую
— на переднем. Эт о создает ощущение глубины
прост ранст ва сада.

72.

Дерево
красивой
формы
может
ст ат ь
основой
композиции всего сада.
Японские садоводы дост игли
необыкновенного маст ерст ва в
искусст ве пересадки раст ений,
выращивании
деревьев
с
нужной величиной и формой
кроны.

73.

Садоводы высаживают
деревья, куст арники и
цвет ы т ак, чт обы они
образовали некую
композицию.
И в т оже время
каждое раст ение
дост ат очно
от далено от
прочих, чт обы его
красот ой можно
было
самост оят ельно
любоват ься.

74.

Не обязат ельным, но
любимым
элемент ом
японского сада являет ся
скульпт ура (т енкебут су).
Скульпт ура,
как
и
архит ект урные формы в
японском саду, всегда
вт оричны по от ношению
к
саду.
Поэт ому
скульпт ура
занимает
всегда
подчинённое
мест о и использует ся
т олько т огда, когда её
присут ст вие оправдано
с т очки зрения общего
дизайна.

75.

Для более строго философского сада, если и
приемлема скульптура, то каких-то строгих
классических очертаний. Чем более непринуждённым
является сам сад, тем более оригинальной и даже
забавной может быть скульптура.

76.

Скульпт урным элемент ом в японском саду являют ся
фонари, как правило, изгот овленные из камня.
Несмот ря на разнообразие форм, сущест вует т ри
основных ст иля японских фонарей:

77.

Касуга ― симмет ричный
фонарь правильной
формы и верт икальной
направленност и на
каменном основании.

78.

У фонарей ст иля
орибе основание
невысокое, част о
ут оплено в грунт .

79.

Фонари в ст иле юкуми (в
переводе с японского
«покрыт ый снегом фонарь»)
ст оят на корот ких ножках
вмест о основания, и эт им
от личают ся от фонарей
других ст илей.

80.

Характ ерной черт ой японского сада являет ся его
традиционност ь. Ещё в средневековье было создано руководст во
для садоводов «Тайная книга японских садов», многим
положениям кот орой японские садоводы следуют до сих пор,
сохраняя основные принципы уст ройст ва сада.
Японский сад проект ирует ся т ак, чт обы смена красивых
пейзажей шла пост епенно и непрерывно по мере продвижения
человека по саду. Каждая его част ь, каждый уголок, каждая
дет аль не прост о конст рукт ивный элемент , а символ
человеческих чувст в или явлений природы.
Сад в Японии
весьма редко
создаёт ся хаот ично.
Чаше всего идея
сада, его будущий
вид, планировка
хорошо продуманы.
Ст олет ия
сущест вуют и т ри
основных вида
японских садов:

81.

Холмист ый сад (Чизен кайю скики)
Эт о основной ст иль, берущий свое начало в Кит ае.
Холмист ый сад характ еризует ся дост ат очно большой
площадью и может сост оят ь из пят и холмов, один из
кот орых обязат ельно должен быт ь цент ральным.

82.

Эт от сад воспроизводит миниат юрную
модель горист ого региона Японии с небольшим
озером, имеющим ост ровок, оригинально
размещенными камнями, декорат ивными
каменными фонарями, мост иками и переходами.

83.

Прямых линий здесь избегают ,
предпочт ение от дают мягко
разворачивающимся,
искривленным, как эт о бывает в
природе.
Мост ики и переходы через ручьи
также извилист ы, выгнут ы.
Ни один из названных элемент ов
не повт оряет ся, все сооружения
уникальны.

84.

В нем должен
присут ст воват ь
водоем (один
или несколько).
Водоем
находит ся перед
холмами и
может быт ь как
нат уральным, т ак
и созданным из
гравия.

85.

Любой водоем в саду обязат ельно
имеет ост рова. В зависимост и от
размера водоема эт о или несколько
камней или различной формы ост ровки,
иногда даже с деревьями.
Обязат ельно один ост ров носит
название «райский», кот орый счит ает ся
ст оящим среди океана. Поэт ому он
никогда не соединяет ся мост иком с
берегом.

86.

Вариант острова
черепахи
Почт и во всех композициях с водоемом и ост ровами цент ральное
мест о от водит ся «ост рову черепахи» и «ост рову журавля»,
символизирующим ст ремление человеческого духа к глубинам
познания и воспарению ввысь.
Вариант острова журавля

87.

Поскольку ст иль имит ирует
горист ую мест ност ь, пост ольку его
оформляют раст ениями,
характ ерными для эт ой природной
зоны. Холмист ые сады в первую
очередь предназначены для
прогулок по ним, эт о их основное
предназначение.

88.

Каменист ый сад (Хиранива)
Каменист ый (плоский) сад берет свое
начало от от крыт ых прост ранст в,
предназначенных для проведения
различных церемоний перед дворцами и
замками древней Японии.

89.

Каменист ый сад создавался для созерцания и дост ижения
сост ояния просвет ления, поэт ому еще одно название для
такого сада ― сад дзен.

90.

Сады должны располагат ь к созерцанию, вызыват ь чувст во
эмоционального от клика. Основным композиционным
принципом, т ак называемым принципом неопределенност и
сада камней, являет ся создание гармонического равновесия
всех элемент ов сада, в кот ором ест ь и свобода, и порядок, и
движение, и покой.

91.

Японский сад камней ― уникальное сооружение. Вода
в каменист ых садах от сут ст вует , ее имит ирует галька,
мелкий белый гравий или песок, на кот ором создают
узоры, изображающие волны. Основная площадь сада
засыпана песком или мелкой галькой.

92.

По глади эт их волн как бы в
беспорядке разбросаны группы
камней. Но беспорядок эт от
кажущийся.
Расположение групп и
композиция камней в группах
подчиняют ся правилам,
исходящих из мировоззренческих
концепций дзэн буддизма.

93.

Камни воспринимаются
как скульптура, и только их
пластическая выразительность,
пропорции, соотношение
объемов, размещение в
пространстве формируют
эстетические качества сада.
Все, чт о окружает их ―
галька, раст ения, садовые
скульпт уры ― выполняет
роль фона, кот орый т олько
подчеркивает красот у и
уникальност ь камней. Сады
дзен имит ируют морское
побережье, включая
раст ения, т ипичные для
него.

94.

Если японский сад обуст раивают в маленьком
внут реннем дворике, т о как правило, выбирают
именно эт от ст иль.

95.

Сад чайных церемоний (Роджинива)
Сады чайных церемоний, возникли в 16 веке, в связи с
повсемест ным распрост ранением т радиции чаепит ия.
Философский смысл чайной церемонии заключает ся в
пост ижении и переживании красот ы.

96.

Церемония служила
своеобразным от дыхом и в
ит оге преврат илась в рит уал
наслаждения красот ой природы
и искусст ва.
Сад ст ал част ью эт ого рит уала.
Эст ет ика сада в данном случае
целиком соот носит ся с идеалами
чайной церемонии,
базирующимися на принципах
прост от ы, скромност и,
ест ест венност и и неброского
очарования.

97.

Сад чайной церемонии
имел небольшие размеры,
его неот ъемлемые част и ―
дорожка, ведущая к
Чайному домику, каменный
фонарь и сосуд для
омовения рук.

98.

Сосуд для омовения рук
цукубаи имеет ист инно
японское происхождение.
В древней Японии камни с
ест ест венными углублениями
посередине использовались
для различных хозяйст венных
нужд.
Зат ем и для символического
очищения перед входом в
синт оист ское свят илище.

99.

Очень важно окружение
ист очника, рядом с
кот орым сооружались
цукубаи.
Эт о самое
выразит ельное мест о в
саду. Здесь важна
каждая т равинка,
каждый лист очек,
расположение камней,
игра свет а, журчание
воды.

100.

Эт от сад наименее
формальный, поэт ому
требования к его
оформлению не т ак ст роги.
В нем раст ут деревья и
куст арники, именно здесь
больше всего цвет ов.

101.

Весь замысел чайных садов
подчинен т ому, чт обы
наст роит ь посет ит еля на
чайную церемонию и показат ь
красот у изменяющейся
природы.
Подбор раст ений производят
так, чт обы сад был красив в
каждый из сезонов года.

102.

Все эт и качест ва сада чайных
церемоний послужили т ому,
чт о именно он особенно
приглянулся европейцам, и
среди европейских японских
садов именно эт от сад можно
вст рет ит ь чаще всего.

103.

Подражание
японскому саду в
ботаническом саду
Визли (Англия)

104.

Сайгё
В саду моем
Одна на высоком холме
Стоит сосна.
С тобой, единственный
друг,
Встречаю старость
свою."

105.

Кино Цураюки
Туман весенний, для чего т ы скрыл
Те вишни, чт о окончили цвет енье
На склонах гор.
Не блеск нам т олько мил, —
И увяданья миг дост оин восхищенья!

106.

Источники, использованные для написания лекции:
1. CD- диск «Японский сад». ООО «Студия компас».
2007.
English     Русский Правила