Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ Фердинанда ТЁННИСА (1855-1936, Германия)
- 2 –
- 3 -
- 4 -
- 5 -
- 6 -
- 7 -
- 8 -
- 9 -
- 10 -
- 11 -
- 12 -
244.00K
Категория: СоциологияСоциология

Лекция 6. Социология Фердинанда Тённиса (1855-1936, Германия)

1. Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ Фердинанда ТЁННИСА (1855-1936, Германия)

ПЛАН
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Биографическая справка
Специфика видения социологии
Община и общество
2 типа воли
Социология форм
Социология и политика

2. - 2 –

-2–
1. Биографическая справка
Ф. Тённис родился в богатой крестьянской семье в Дании, впоследствии
переехавшей в Германию. Получил диплом филолога Страсбургского
университета. Докторскую диссертацию по философии защитил в
университете г.Киля.
Занимался изучением социальной философии ХУШ-Х1Х вв. Написал книги о Гоббсе и
Марксе, целый ряд статей о Спинозе, Лейбнице, Спенсере.
Социологическая концепция была сформулирована в работе «Общность
и общество (теорема философии культуры)» – 1881.
В этот же период исследует проблемы девиантного (отклоняющегося)
поведения: преступности, самоубийства, бедности как основы девиантного
поведения.
Был автором работ как теоретического, так и эмпирического характера. В ХХ
столетии были опубликованы книги:
• «Мораль»
• «Критика общественного мнения»
• «Собственность»
• «Прогресс и социальное развитие»
• «Введение в социологию»

3. - 3 -

-3
Академическое признание пришло поздно. Только в 1913 г. (в 58 лет) стал
внештатным профессором университета в г.Киле. До этого времени занимал
позиции приват-доцента (преподавание с частичной занятостью).
Тем
в 1921 г. избирается президентом Немецкого
социологического общества. Остается на этом посту до его разгона
не
менее,
нацистами в 1933 г.
Выступал против национал-социализма, подвергался преследованиям. В этот
сложный период разделял взгляды социал-демократов, агитировал за Веймарскую
республику.
2. СПЕЦИФИКА ВИДЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ
Одной из основных проблем изучаемой Тённисом философии 18-19 вв.
было определение
основополагающих принципов государственного
устройства. Здесь определяющими были 2 подхода:
• 1-й подход – рационалистический. Основывался на признании:
• естественных прав человека;
• права на самоуправление народа;
• необходимости установления разумных законов, разумного
государственного устройства.

4. - 4 -

-4-
Здесь общим был постулат: разумные основания соответствуют
человеческой природе.
• 2-й подход – исторический.
Он отстаивал важность традиций,
исторически закрепившихся норм права и форм государственности.
Таким образом,
рационалисты делали акцент на разуме и его
возможностях, историцисты – на силе традиций.
Теннис решил объединить эти 2 подхода: рациональный научный метод
следует дополнить историческим подходом к анализу общества.
Исторический подход предполагал
выделение исходной пары
антиномических понятий «община» и «общество»,
определяющих основу 2-х типов государственности.
3. ОБЩИНА И ОБЩЕСТВО
Эти понятия были обоснованы в 1881 г. в работе с соответствующим
названием (см. п. 1):
• Gemeinschaft / community / община (сообщество);
• Gesellschaft / society / общество.
Они рассматривались как идеальные типы, в реальной жизни
встречающиеся в смешанном виде. Здесь необходимо определять, что
доминирует.

5. - 5 -

-5-
Противоположность понятий определялась противоположностью типов
связей:
с одной стороны, - общинных – эмоциональных, традиционных,
длительных, объединяющих, основанных на бескорыстии;
с другой, - общественных, основанных на рациональном обмене,
договоре, отчуждении и конъюнктурных целях.
Общинные отношения:
родовые и кровно-родственные;
соседство (совместное проживание);
духовной близости, дружбы, религиозной общности и т.д.
Общественные отношения изначально основываются на общинных
(осознаваемое единство), но со временем приобретают отчужденную
форму. Люди преследуют разные цели, их отношения становятся
рациональными, поскольку они понимают функциональную полезность
разных ролей в обществе.
• Община, сообщество – это органическое единство социального
целого, а общество – механическое единство.

6. - 6 -

-6-
4. ДВА ТИПА ВОЛИ
• Тённис считал, что основой для 2-х типов обществ являются 2 типа
воли.
• Wesenwille – воля сущности, воля целого, определяющая все
аспекты жизни и
• Kurwille - воля произвольного, избирательного = наличие многих
воль, механически объединенных в едином социальном целом.
• К сущностной воле относятся - симпатия, привычка, память.
• К избирательной - обдуманность, произвольность/избирательность,
представление.
• Почему во главу угла поставлена воля? Особенностью человеческого
общества является наличие духовной деятельности. Она
представлена единством разума и воли. Именно воля организует
разум (мышление).

7. - 7 -

-7-
5. СОЦИОЛОГИЯ ФОРМ
Социологию
Тённиса
иногда
называют
формальной
или
геометризированной. Почему? Вспомним название основной работы:
«Общность и общество (теорема философии культуры)».
Действительно, Тённис сделал первый шаг в направлении чистой,
формальной, абстрагированной социологии.
Он считал, что чистая, абстрактная наука возможна:
об абстрактных предметах и мыслимых вещах (например, геометрия);
о принципах, сконструированных мышлением, которые нельзя
воспринять чувственно (например, о принципах социальных институтов,
политики, государственности).
Здесь познание может быть безграничным (more geometriko – лат.). Если
очистить изучение различных форм социальной жизни от волеизъявлений,
интересов и ценностей, то можно получить универсальное, общезначимое
знание об обществе.
Слово «теорема» возникло из желания закрепить принципы
доказательного, абстрактного мышления, в противовес эмпиризму и
иррационализму.

8. - 8 -

-8-
Основным методом рационалистической методологии социального
познания у Тённиса стал метод объективации социальных явлений.
Социальное
познание
должно
быть
логически
строгим
и
абстрагированным. Только в этом случае будет достигнуто общезначимое
знание.
Соответственно, средствами объективации стали:
• абстрагирование;
• идеализация;
• конструирование идеальных типов.
Полученное знание или идеальные типы рассматривались как понятийные
мерки, по которым оценивалась реальная жизнь. Разрыв, несоответствие
живой жизни полученным социальным образцам или эталонам – должны
изучаться социологией в 1-ю очередь.
Т.о., направленность социальных и социологических исследований должна
быть представлена продвижением от абстрактных понятий и идеальных
типов – к конкретному анализу социальной реальности.
Считал, что в реальной жизни всегда присутствуют 2 типа организации:
община и общество. Когда определяем специфику, смотрим, что
преобладает.

9. - 9 -

-9-
• Однако в социологической теории Тённиса присутствует и ряд
детализированных типологий, лишь через ряд опосредующих
звеньев выходящих на дихотомию община/общество.
• Так, он выделяет 3 абстрагированных типа общественной жизни:
• социальные отношения;
• социальные группы;
• корпорации и объединения.
• Социальные отношения объективны. Они представлены правами и
взаимными обязанностями. Осознаются как необходимость.
• Социальная группа – осознанное объединение индивидов для
достижения цели.
• Корпорации и объединения - наличие внутренней организации,
соподчинения и контроля в процессе достижения целей.

10. - 10 -


Подобным образом представлена и классификация социальных
норм (нет соответствия предыдущей – самостоятельна):
1. нормы социального порядка – общее согласие, договор,
конвенция;
2. правовые нормы – из обычаев или законодательно
закрепленные;
3. нормы морали – религии или установленные общественным
мнением.
Тённис сам говорил о том, что это – абстрактная, аналитическая
типология. В реальной жизни нормативные системы состоят их
совокупности всех 3-х типов норм.
Разработка абстрактных типологий и идеальных типов - задача
формальной, чистой теоретической социологии. Анализ общества в
его развитии, несоответствии с идеальными типами – задача
прикладной социологии.
Социология – это единство теоретического и прикладного знания.

11. - 11 -

• Метод теоретической социологии – осмысление социальных
сущностей в состоянии покоя.
• Метод прикладной социологии – применение принципа антиномий
к анализу социальной динамики, развития, движения.
• Общая направленность развития социума – от общины к обществу,
т.к. разум и рациональность начинают преобладать.
6. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА
Социология

это
социальное
познание,
социальная
наука,
разрабатывающая социальную теорию.
Политика – это деятельность, основанная на интересах, целях, ценностях,
т.е., - социальная практика.
Позитивистское абстрагирование от ценностей в социологии не означало
отказ от социологического изучения ценностей (например, в политике).
Научный социологический подход может дать объективные результаты. Их
можно рассматривать как научно удостоверенные факты для
осуществления политической деятельности.

12. - 12 -

• Наука делает ценности предметом исследования. Политика –
основанием деятельности.
• Человек науки познает, практический человек желает действовать.
Но для эффективности деятельности необходим научный анализ.
Т.о., у Тённиса – стремление не разделить социологию и политику, а
онаучить политику.
• В 30-е гг. эта интенция в Германии была более чем актуальна активно лоббировались идеалы социал-демократии, развивалось
рабочее движение, отстаивались права на свободу слова и
образование профсоюзов, зарождалось и становилось все более
массовым движение национал-социализма.
***
• По существу, Фердинанд ТЁННИС был социологом «на рубеже
столетий». С одной стороны, - он обнаруживал стремление
рассматривать философию истории как социологию, с другой, тенденцию аналитического построения социологии.
English     Русский Правила