3.69M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Методика организации уроков объемно-пластических искусств

1.

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»
Методика организации уроков
объемно-пластических
искусств
г. Красноуфимск
2018

2.

Лепка играет существенную роль в
эстетическом воспитании обучающихся и
развитии у них чувства прекрасного.

3.

Лепка – это вид изобразительного искусства,
в процессе которого создаются объемные
скульптурные изделия из мягких материалов.
Пластилинография

новый
вид
декоративно-прикладного
искусства.
Представляет собой создание лепных картин
с изображением более или менее выпуклых,
полуобъемных объектов на горизонтальной
поверхности.

4.

5.


Задачи:
развивать: умение передавать пропорции предмета, гармонию
объемов,
навыки
художественных
решений
скульптурных
композиций.
знать основные приемы лепки: из целого куска, путем вдавливания и
вытягивания
формы из куска, а также приёмы декоративной лепки из пластин и
«колбасок»;
понимать зависимость пластического решения формы скульптурного
изображения от характера изображаемого персонажа;
знать отличие станковой скульптуры от декоративной;
лепить способом вытягивания деталей из целого куска пластилина, а
также способом вдавливания и удаления лишнего;
передавать и лепке характерные особенности пропорций и формы
предмета;
передавать характерный облик животных;
перевоплощать реальные формы растительного и животного мира в
декоративные;
выполнять несложный рельеф — последовательность лепки
предметов с натуры;
последовательность и особенности лепки круглой скульптуры.

6.

• Лепку можно классифицировать по
материалу: из глины, из теста,
• пластилина, снега и других мягких
материалов. Каждая из них имеет свои
• особенности и возможности, поэтому, не
следует заменять их друг другом, а
• использовать
разные
материалы,
в
зависимости от поставленных целей и
задач.

7.

ости работы с пластилином:
пластика (задано размерами и возможностями материала);
идёт сразу в цвете;
яет создавать дополнительные цвета;
ал практически не требует дополнительной подготовки;
яет создавать объемные, все виды рельефных изображений;
картины, что позволяет использовать его как
дность техник;
людении температурного режима хорошо держит форму,
н.

8.

На уроках лепкой выделяют
два вида учебной работы:
лепка с
натуры
лепка по
представлению
Общие задачи
лепки
Обучение приемам
наблюдения и точного
воспроизведения формы
объекта
Развитие
оригинальности
мышления

9.

По содержанию лепка бывает:
предметная
декоративная
комплексная
сюжетная
плоскостное
изображение
барельефное
изображение

10.

В предметной лепке дети
лепят отдельные конкретные изображения –
фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и
животных, бытовые предметы, транспорт,
фантазийные
существа.
Изображение
отдельных предметов для ребенка является
более простым, чем, например, в рисовании,
т.к. он имеет дело с реальным объектом, и
ему нет надобности, прибегать к условным
средствам изображения.

11.

12.

В сюжетной лепке дети
передают сюжетные композиции, в которых
отдельные образы связаны между собой по:
смыслу (герои одной сказки);
размещению
в
пространстве
(объединяются в сюжет на общей основе);
пропорциям (одинакового или разного
размера в соответствии с сюжетом);
динамике (герои держатся за руки, бегут,
смотрят в одну сторону или друг на
друга);

13.

14.

У плоскостных картин
поверхность ровная,
подобная масляной
живописи. Поэтому
данный вид картин очень
часто называют
пластилиновой
живописью. Особенность
выполнения данных картин
заключается в том, что
пластический материал на
основу наносится стеками
или размазывается по
картонной основе
пальцами рук.
В барельефном
изображении фигуры
слегка выступают над
поверхностью

15.

В декоративной лепке дети
создают декоративные или декорированные
изделия – вазы, маски, панно, лепные
орнаменты, изделия по мотивам мелкой
декоративной пластики народных умельцев.
Эти изделия связаны с жизнью, поэтому
имеют больше смысла для ребенка.

16.

17.

В комплексной лепке дети
произвольно или для решения поставленной
художественной задачи комбинируют разные
способы лепки. Например, вылепив рыбку,
украшают её лепным узором; создав
персонажей к сказке, украшают одежду
прорезным орнаментом и налепами.

18.

19.

Основные способы лепки
конструктивный
скульптурный
комбинированный
Образ создается
из отдельных
частей
Лепка из целого
куска, процесс
работы идет от
общего к
частному
Объединяет два
способа:
конструктивный и
скульптурный

20.

Основные приемы образования
различных форм
раскатывание
сплющивание
прищипывание
скручивание
сгибание
оттягивание
вытягивание
защипывание
(края)
вдавливание
скатывание
отгибание
краёв

21.

Дополнительные приемы образования
различных форм
вырезание
просекание
выдавливание
несечка
отпечатывание
строгание
надрез (разрез)

22.

Детали можно соединить такими
приемами как:
прижатие
врезание
вдавливание
насадка на
каркас
примазывание
соединение с
помощью
жгута

23.

24.

Проводятся занятия по лепке согласно
следующей структуре:
вступительная беседа;
организация практической работы детей;
подведение итогов урока.

25.

Если проводилась лепка с
натуры, изделие должно
соответствовать
натуре,
отражать
самые
существенные ее черты:
общий характер предмета и
его строение.
При
оценке
изделий,
выполненных
по
представлению, основное
внимание обращается на
оригинальность, яркость и
эмоциональность
созданного образа, чувство
меры в оформлении и
соответствие оформления
назначению изделия.

26.

Вывод
Лепка способствует развитию зрительного
восприятия, памяти, образного мышления,
привитию ручных умений и навыков,
необходимых для обучающихся. Лепка, также
как и другие виды изобразительной
деятельности формирует, эстетический вкус,
развивает
чувство прекрасного, умение
понимать
прекрасное
во
всем
его
многообразии.

27.

28.

Информационные источники
1. Бакиева А.У. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕПКИ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ
/
А.У.Бакиева.

2014.
https://nauchforum.ru/studconf/gum/xii/3318
2. Иголкина С.И. Лепка как вид изобразительного искусства. /
С.И.Иголкина. – 2017. - https://multiurok.ru/files/liepka-kak-vidizobrazitiel-nogho-iskusstva.html
3. Ковалева Л.Л. Лепка в художественном развитие детей
младшего школьного возраста. / Л.Л.Ковалева. – 2013. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/02/lepka-vkhudozhestvennom-razvitie-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta
4. Парфенова Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕПКИ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / Е.В. Парфенова. –
2008. - https://doc4web.ru/pedagogika/ispolzovanie-lepki-naurokah-izobrazitelnogo-iskusstva.html
English     Русский Правила