1.26M
Категория: ФилософияФилософия

Культурно-историческая концепция Ясперса

1.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ ЯСПЕРСА

2.

Биография

Карл Теодор Ясперс родился 23 февраля 1883, Ольденбург.
Немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных
представителей экзистенциализма.

Изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах,
медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском
университетах.

В 1909г. получил право заниматься медицинской практикой.

В 1909–1915гг. работал ассистентом врача в университетской
психиатрической клинике.

В 1916г. был назначен ассистентом по психологии, в 1920г.
ассистентом по философии, а в 1921г. профессором
философии Гейдельбергского университета.

В 1938г. была запрещена публикация трудов философа.

В 1949г. стал профессором философии Базельского
университета (Швейцария)

в 1961г. посвятил себя науке и публицистике.

Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969г.

3.

Экзистенциализм
Перед тем, как поговорить об идеях Ясперса я предлагаю, уточнить несколько
понятий, связанный с деятельностью философа.
■ Экзистенциализм — философское течение ХХ в., выдвигающее на передний план
абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на
языке понятий.
■ Философ – экзистенцианалист говорит человеку: твоя истинно человеческая
экзистенция лишь тогда "налична", когда ты действуешь как свободное существо,
когда не даешь самому себе и другим людям превратить себя в объект
манипулирования; экзистенция сопряжена с поисками непреходящего смысла
бытия, с заботой о наличном бытии.
Карл Ясперс ввёл понятие осевого времени – эпохи, в которую человек всё в
большей мере прислушивается к своему сознанию, а значит и всё более активно
меняет своё бытие под влиянием собственного сознания.

4.

«Истоки истории и ее цель»
■ В работе «Истоки истории и ее цель» (1948) Ясперс делает акцент на том, что
человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Однако,
научно доказать это положение, по мнению Ясперса, невозможно, как
невозможно доказать и противоположное.
■ В объяснении исторического процесса Ясперс придерживается религиозной
традиции и линейной схемы истории. История имеет свое начало и свой конец.
■ Определяющую роль в развитии истории и культуры играют не экономические, а
духовные факторы. Основой и смыслом истории является вера – духовное
движение.

5.

«Истоки истории и ее цель»
■ К. Ясперс писал о том, что мы живём в сложное и волнительное время, которое
может обернуться не только катастрофой, но и, возможно, приведёт к новому
«осевому времени».
■ Будущее невозможно предопределить, поэтому человечество должно суметь
понять себя и свою историю, заглянув в прошлое, в котором скрыта загадка
всего человечества. Этой загадкой и является «осевое время», причины
возникновения которого К. Ясперс описывает в этой своей работе.
■ В основе философии истории Ясперса лежит идея единства, целостности
исторического бытия человечества, которое имеет "единственный первоисток и
одну цель".

6.

Схема мировой истории
■ Карл Ясперс разделял схему мировой истории на четыре гетерогенных периода:
Прометеевская эпоха
Эпоха великих культур древности
Эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время)
Эпоха развития техники (научно-техническая эпоха)
Мировая история
Прометеевская
эпоха
Великие
культуры
древности
Осевое время
Научнотехническая
эпоха

7.

Прометеевская
эпоха
■ Человек только становится человеком.
Прометеевская эпоха составляет,
согласно Ясперсу , доисторию
Человечества, собственно, история
началась лишь около 5000 лет до н.э. В
доисторическую эпоху происходило
«становление основных конститутивных
свойств человеческого бытия»,
формирование человека «как вида со
всеми его привычными склонностями и
свойствами», закладывался фундамент
человеческого бытия, его сущностная
основа. К этому «докультурному» периоду
относится «первое становление
человека».

8.

Исторические
культуры
древности
■ Начало истории, т.е. уже собственно
культурного развития, относится к тому
времени, «как существует передача опыта».
Как только люди изобрели письменность,
вся атмосфера внезапно меняется. Теперь
люди говорят в письменных документах
друг с другом и тем самым с нами, говорят
посредством архитектурных памятников,
своих произведений искусства, где
непонятный нам смысл скрыт в
привлекательных для нас формах.
■ Великие исторические культуры древности
возникли почти одновременно в трех
областях земного шара. Из них выделяют:
• шумеро-вавилонская, египетская
культуры и эгейский мир с 4000 г. до
н. э.
• доарийская культура долины Инда
(связанная с Шумером) 3-го
тысячелетия
• архаический мир Китая 2-го
тысячелетия до н. э.

9.

Осевое время
■ Понятие «осевого времени» ввел К.Ясперс. В этом понятии, прежде всего,
следует отметить наличие двух принципиальных свойств:
• Длительность времени
• Направленность времени
■ Время – это не просто протяженность, это протяженность в определенном
направлении. К.Ясперс раскрывает природу, механизм и причины наличия у
времени этих свойств. Человечество как биологический феномен непрерывно
воспроизводит само себя.
■ На биологическом уровне поколения повторяют свои биологические данные, а
на уровне социальном новое поколение может нечто наследовать, а нечто
утратить или внести новый вклад. Так возникает направленность времени.

10.

Осевое
Время
■ Период «осевого времени» является, по
мнению Ясперса, центральным в истории
человечества. Это эпоха духовного
основоположения всех мировых культур.
■ В Китае, где жили тогда Конфуций и Лаоцзы, возникли все направления китайской
философии;
■ в Индии возникли Упанишады, жил Будда;
■ философами Индии и Китая были
рассмотрены все возможности
философского постижения
действительности, вплоть до скептицизма,
материализма, софистики и нигилизма;
■ в Иране Заратустра учил о мире, где идет
борьба добра со злом;
■ в Палестине выступали пророки – Илия,
Исайя, Иеремия и Второисайя;
■ в Греции – это время Гомера, философов
Парменида, Гераклита, Платона, трагиков,
Фукидида и Архимеда культур.

11.

Научнотехническая эпоха
■ Первый этап научно-технического прогресса поступательное развитие науки и техники,
относится к 16-18 векам. Тогда мануфактурное
производство, нужды торговли, мореплавания
потребовали теоретического и
экспериментального решения практических
задач.
■ Второй этап – развитие машинного
производства с кон. 18 в. – наука и техника
взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы
развития друг друга.
■ Современный этап охватывает наряду с
промышленностью сельское хозяйство,
транспорт, связь, медицину, образование, быт. С
середины 20 в. началось коренное,
качественное преобразование
производительных сил на основе превращения
науки в ведущий фактор развития
общественного производства,
непосредственную производительную силу.

12.

Научно-техническая эпоха
■ Техническая эпоха, по мнению Ясперса, по своей значимости соответствует
прометеевской.. Современной научно-технической эпохе свойственны
аналогичные процессы, но на более высоком уровне: создание принципиально
новых технологий, открытие новых источников энергии.
■ Ясперс считает, что «новая прометеевская» эпоха подготавливает возникновение
в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих
культур древности. Новые великие культуры заложат основы для второго осевого
времени. Благодаря техническим возможностям средств сообщения наша
планета стала единой целостностью, полностью доступной человеку, стала
«меньше».

13.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила