1.30M
Категория: ИсторияИстория

Византия и Древняя Русь

1.

Ребята, просмотрите и прочитайте текст
презентации об искусстве Византии.
Ответьте на вопросы в конце темы. Жду
ответы в обычном порядке.

2.

ВИЗАНТИЯ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ
ВИЗАНТИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНОКУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КАК
ОБИТАЛИЩЕ БОГА НА ЗЕМЛЕ.
КОСМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА.
ЖИВОПИСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА.

3.

Византийскую культуру принято делить по
времени правления династий на:
- «золотой век» Юстиниана Великого
(527-565);
- «македонское Возрождение»
(867-1056);
- культуру Комнинов
(1081-1185);
- «палеологовский Ренессанс»
(1261-1453)

4.

• Разделение Великой Римской империи на
Западную со столицей в Равенне и Восточную
со столицей в Константинополе обусловило со
временем самостоятельный путь культурного
развития в обоих регионах. На землях
восточно-христианского мира, в который
входили Балканский полуостров, острова
Эгейского моря, Крит, Кипр, Сирия, Палестина,
Египет, Армения, преобладало греческое
население, называвшее себя ромеями. Их
богатое античное наследие послужило
основой византийского стиля.

5.

Античные формы наполнились
иным содержанием.
Византийское искусство перестало отражать
видимый и осязаемый мир, как в античности. Оно
превратилось в сложное символическое средство
общения с Богом на земле, в храме, позволявшее
предвкушать вечное блаженство на небесах. Когда
верующий слушал песнопения, обонял фимиам,
смотрел на мозаики, иконы, утварь, облачения
священников, воспринимал слова божественной
литургии и приобщался к таинству евхаристии, ему
открывался путь к Богу.

6.

Средоточием богослужебного христианского культа стал
византийский центрально-купольный храм.
Он воспринимался как другое
небо, как обиталище Бога на земле и
отражал
идею
установления
божественного порядка на земле и
спасения человека в загробном
мире.
Пространство храма по вертикали
видится как восхождение от земли до
неба. Нижняя часть символизирует
землю; своды, паруса, апсида и
верхняя часть стен – Святую землю
(земной рай); купол – небо.
По
горизонтали
пространство
храма
также связывается с
продвижением от мира земного к
миру горнему. Нартекс – образ земли,
где
пребывают
грешники;
пространство храма – видимое небо
для верующих; алтарь – царство
чистого духа.

7.

Архитектурную конструкцию храма
определил сложившийся на Востоке
ритуал
христианской
службы.
Культовая церемония с пением хора и
солистов разворачивается в алтаре,
который завершается полукруглым
выступом в центре храма – амвоном.
Амвон располагается строго под
куполом, и именно здесь происходит
акт единения с Богом, когда
священник во время евхаристии дает
верующим вкусить хлеба и вина –
символ плоти и крови Иисуса Христа.
Купол
при
этом
не
просто
подчеркивает значение центра – он
зримо выражает идею лествицы –
мистической лестницы, по которой,
как
привиделось
библейскому
патриарху
Иакову,
совершается
общение неба и земли.

8.

Первым образцом византийского стиля в архитектуре стала купольная
базилика во имя Св.Софии (Божественной премудрости) с тремя
апсидами, построенная в правление императора Юстиниана (483-565)
Анфимием из Тралл и Исидором из Милета.

9.

10.

11.

12.

13.

Центральный шаровидный купол храма Св.Софии покоится на четырех мощных
столбах. К нему с востока и запада примыкают еще две полусферы. Каждая, в свою
очередь, завершается еще тремя маленькими полусферами, создающими в храме
особый ритм криволинейных очертаний, как бы «круговращения» пространства. В
основании купола расположено сорок окон с такими узкими простенками, что они
растворяются в солнечных лучах, демонстрируя стремление византийских зодчих
дематериализовать форму. Эта оптическая иллюзия породила легенду о том, что купол
Св.Софии подвешен на золотой цепи с неба и ангелы поддерживают его.

14.

15.

• Ослепительное богатство ритуала, блещущего
золотом,
серебром,
драгоценными
каменьями,
красочная
отделка
стен
мрамором,
мерцающая
разноцветными
красками мозаика, колонны из ценных пород
камня (мрамор, яшма, порфир), узорчатые
полы рождают иллюзию, что здание
сотворено Божьим велением и Бог с усладой
пребывает среди тех, кого он сам избрал.
Недаром возвратившиеся из Константинополя
послы русского князя Владимира сказали о
Св.Софии: «Не знаем, где мы были, то ли на
небе, то ли на земле».

16.

• Стремление византийцев приводить любую
форму к божественному символу обусловило
появление и утверждение христианской
архитектурной символики, которая принята и
сегодня. Четыре стены под одной крышей
символизируют четыре стороны света под
покровительством единой церкви. Алтарь во
всех храмах помещается на востоке, ибо по
Ветхому Завету там находится райская земля
Эдем, а по Новому Завету произошло
Вознесение Христа. При этом один купол
символизирует Иисуса Христа, три – Святую
Троицу, пять – Христа и четырех евангелистов.

17.

• Порядок размещения декоративного убранства в
крестово-купольном храме определило византийское
церковное богослужение, приковывающее взгляд к
алтарю и амвону, а через них – к апсиде и куполу. Оно
рассчитано на восприятие верующими от входа и при
круговом перемещении из одного рукава креста в
другой. Каждому священному образу отведено особое
место,
что
вызвано
стремлением
отразить
символическую идею Церкви Вечной. Поэтому под
куполом, в верхней точке храма, помещается образ
Христа Вседержителя. Фигуры Богоматери, ангелов,
ветхозаветных праотцев, пророков, апостолов, святых
мучеников – всех тех, кто предсказал торжество Церкви
и боролся за нее, связывают фигуру Христа с паствой.
Чем выше чин по святости, тем выше находится
изображение, приближаясь к образу Вседержителя в
подкупольном пространстве.

18.

19.

• Богоматерь изображена в полукуполе апсиды. Она
символизирует Церковь Земную. На это указывает поза
оранты – моления с поднятыми руками и открытыми
ладонями. Апостолы – ученики Иисуса, несущие его
учение «до края Земли» и поэтому изображаемые с
посохами в руках, занимают простенки между окнами
в барабане. Фигуры евангелистов украшают паруса,
поскольку на написанные ими четыре Евангелия
христианская церковь опирается подобно тому, как
купол храма опирается на столбы при помощи парусов.
Пророки, святые, мученики на откосах окон и столбов
означают, что они – столпы Церкви. Фигурам
святителей и сцене евхаристии отведено место в
нижней зоне апсиды. Таким образом, вся роспись
храма связана с куполом, где глава Церкви Небесной
Христос через Богородицу, апостолов, евангелистов,
святителей соединяется с Церковью Земной, воплощая
тем самым идею Церкви Вечной.

20.

1.
2.
3.
В чем состоят особенности византийского стиля?
Чем определяется космическая символика византийского
собора?
Как декор крестово-купольного храма отражает символическую
идею Церкви Вечной?
English     Русский Правила