5.24M
Категория: ИскусствоИскусство

Русская иконопись

1.

Русская иконопись

2.

Русская иконопись
Икона, то есть образ появилась в
христианском искусстве
изначально. Создание первых икон
относится к апостольским
временам и связано с именем
евангелиста Луки.
В Византии сложилось целое
искусство иконописи, искусство
мира образов, подчиненного
собственным законам. Икона в
отличие от натурализма грекоримской живописи говорит на
условном языке символов. Чистые
краски, певучие линии, необычная
перспектива и композиция
рождали у созерцающего икону
особое состояние: он приобщался
к другой реальности, открытой
мистическому взору.

3.

Русская иконопись
• Для изучающих искусство
иконописание - вид
средневековой живописи,
религиозной по темам и
сюжетам, культовой по
назначению; создание
священных изображений,
предназначенных быть
посредником между
миром Божественным и
земным при
индивидуальной молитве
или в ходе христианского
богослужения.

4.

Русская иконопись
• Искусство иконописи пришло
на Русь из Византии после
принятия киевлянами
крещения в 988 году при князе
Владимире. Вместе с
крещением князь Владимир
привёз из г. Херсонес в Киев
ряд икон и святынь, но из
«корсунских» (греческих) икон
ни одной не сохранилось. Об
иконописи можно судить по
многочисленным настенным
росписям, для исполнения
которых князья приглашали
лучших мастеров — первые
росписи храмов делались
мастерами, приглашёнными из
Византии.

5.

Иконопись
• Иконы создавались
иконописцами. Так как
считалось, что иконописец не
сам пишет, а его рукой водит
Бог, то древние иконы не имели
авторства, подписи. Прежде
чем начать писать, иконописец
готовился — молился, старался
делать только хорошие дела,
иметь только добрые мысли.
Бывало, что он уходил
подальше от людей к
отшельникам или принимал
какой-то обет на время
написания, например,
молчания.

6.

Русская иконопись
• Икона состоит из
четырех-пяти слоев,
расположенных в
следующем порядке:
основа, грунт,
красочный слой,
защитный слой. Икона
может иметь оклад из
металлов или какихлибо других
материалов.

7.

Русская иконопись
Первый слой — основа; чаще всего это
деревянная доска с наклеенной на нее
тканью (паволокой). Причина
использования именно дерева очевидна.
Дерево, а не камень служило у нас
основным строительным материалом, так
что подавляющее большинство русских
церквей было деревянными. Своей
декоративностью, удобством размещения
в храме, яркостью и прочностью своих
красок (растертых на яичном желтке)
иконы, написанные на досках (сосновых и
липовых), как нельзя лучше подходили
для убранства русских деревянных
церквей. Недаром было отмечено, что в
Древней Руси икона явилась такой же
классической формой изобразительного
искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе статуя, а в Византии – мозаика.

8.

9.

Русская иконопись
Второй слой — грунт. Если икона
написана в поздней манере,
сочетающей темперу с красками на
других связующих
(преимущественно масляных), и
слои грунтовки имеют окраску
(использованы цветные пигменты,
а не традиционные мел или гипс),
то его так и называют — «грунт».
Но в желтковой темпере,
преобладавшей в иконописи, грунт
всегда белый. Такой вид грунта
называется левкасом.
Левка́с (греч. λευκός белый,
светлый, ясный) — название
грунта, представляющего собой
мел, смешанный с животным или
рыбьим клеем с добавлением
льняного масла.

10.

11.

Русская иконопись
• Третий слой — красочный.
Красочный слой состоит из
различных красок
последовательно нанесенных
на грунт. Это самая
существенная часть
произведения живописи, так
как именно с помощью красок
создается изображение.
• Четвертый — защитный (или
покровный) слой из олифы или
масляного лака. Очень редко в
качестве материала для
защитного слоя использовали
белок куриного яйца. В
настоящее время - смоляные
лаки.

12.

Русская иконопись
На протяжении многих столетий на Руси
писали в технике желтковой темперы;
сейчас употребляют термины «яичная
темпера», или просто «темпера».
Темпера (от итальянского «temperare» —
смешивать краски) — живопись красками,
в которой связующим веществом для
красочного компонента является чаще
всего эмульсия из воды и яичного желтка,
реже — из растительного или животного
клея с добавлением растительного масла.
Цвет и тон в произведениях, написанных
темперой, обладают несравненно
большей стойкостью к внешним
воздействиям и сохраняют
первоначальную свежесть значительно
дольше по сравнению с красками
масляной живописи. Техника желтковой
темперы пришла в Россию из Византии в
конце Х века вместе с искусством
иконописи.

13.

Русская иконопись
• Русские художники-иконописцы
вплоть до конца XIX века,
говоря о процессе смешения
пигмента со связующим,
употребляли выражение
«тереть краски», или
«растворять краски». А сами
краски именовались
«твореными».
• С начала XX века твореными
стали называть только краски
из порошков золота или
серебра, смешанных со
связующим (твореное золото,
твореное серебро). Остальные
краски называли просто
темперными.

14.

Иконопись
Сначала в иконе писалось
«доличное», и в самую
последнюю очередь писались
руки и лик, после чего икона
становилась уже образом.

15.

Русская иконопись
• Оклады (накладное
украшение), для икон
делались отдельно и
закреплялись на них
гвоздями. Материалы для
изготовления окладов были
самыми разными: металлы,
ткани с шитьем, древесина,
покрытая позолотой.
Закрывали окладами не всю
живописную поверхность, а
преимущественно нимбы
(венцы), фон и поля иконы и
реже — почти всю ее
поверхность за исключением
ликов, рук и ног.

16.

17.

18.

19.

20.

Русская иконопись
• Из Византии иконопись
пришла в Болгарию,
Румынию, Сербию, но
высочайшего расцвета
достигла на Руси. В период
существования
самостоятельных
княжеств в них сложились
самобытные иконописные
школы, с произведениями
которых мы будем
знакомиться на
следующих занятиях.

21.

Русская иконопись
• Древнерусская иконопись –
изобразительное искусство Руси,
существовавшее в недрах православной
церкви. Начало его – Крещение Руси в 10
веке.
• Иконопись оставалась ядром
древнерусской культуры до конца 17 века,
когда в петровскую эпоху была потеснена
светскими видами искусства.
English     Русский Правила