Похожие презентации:
Русская икона. Русская иконопись
1. МБОУ СОШ №4
2.
Русская иконопись — христианское,церковное изобразительное искусство
Древней Руси, начало которому было
положено в конце X века Крещением
Руси. Являлась центральной частью
древнерусской культуры вплоть до
конца XVII века, когда в петровскую
эпоху была потеснена новыми
светскими видами искусства.
Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425-27 гг.
3.
Домонгольский периодИскусство иконописи пришло на Русь из Византии после
принятия киевлянами крещения в 988 году при святом
равноапостольном князе Владимире Святославиче.
Киев
Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского
собора, построенного в XI веке Ярославом Мудрым. Программа росписи храма отвечала византийской
традиции, но содержала ряд особенностей. Например, в барабане центрального купола были изображены
12 апостолов, выражая собой идею проповеди христианства во все концы мира. Очень подробен для XI
века был цикл евангельских событий, а на западной стене помещался лишь частично сохранившийся
портрет семьи князя Ярослава. Главный купол и алтарь был украшен мозаиками, из которых хорошо
сохранились образ Христа Пантократора в зените купола и Богоматерь Оранта в своде алтаря. Остальные
части интерьера были расписаныфреской. Стиль как мозаик, так и фресок точно соответствует
особенностям византийского искусства 1-й половины XI века, то есть аскетическому стилю.
Богоматерь Оранта
(Нерушимая стена).
Мозаика в алтаре
собора. XI век.
Благовещение
. Мозаика на
алтарных
столбах. XI
век.
Святитель
Василий
Великий.
Мозаика
алтаря. XI
век.
4.
Раскрашенная (литографическая) открытка с видомЛавры XIX века.
В. В. Верещагин. «Великая церковь КиевоПечерской лавры» (1905)
Обгоревшая икона Богородица Одигитрия,
найденная среди руин Успенского собора,
взорванного в 1941 году
Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в КиевоПечерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в 1073-89 годах.
Древняя роспись, а затем и само здание храма погибли. Однако сохранилось описание, сделанное в XVII
веке, из которого ясно основное содержание росписи. Сам храм послужил образцом для строительства
соборов в других городах Руси, а иконография его фресок повторялась и оказала влияние на иконопись.
Выполнившие роспись иконописцы остались в монастыре, где основали иконописную школу. Из неё
вышли первые известные русские иконописцы — преподобные Алипий и Григорий.
5.
Митра иегумена из Мирожского монастыря, XIX в.,Псковский музей
Икона Мирожской Божьей Матери с предстоящими
св. князьями Довмонтом и Марией Дмитриевной.
Псковский музей
Весь домонгольский период греческих иконописцев продолжали активно приглашать. Различить их
произведения и работы первых отечественных мастеров ещё очень трудно. Стенописи и иконы в основном
сходны с современными им течениями в иконописи Византии. Работами греков являются росписи
собораМихайловского Златоверхого монастыря, Софийского собора и других ранних храмов Великого
Новгорода, фрески собора Мирожского монастыря) в Пскове и Георгиевской церкви в Старой Ладоге.
Услугами лучших византийских иконописцев пользовалось Владимиро-Суздальское княжество.
6.
НовгородАпостолы Пётр и Павел.
Икона середины XI века.
Новгородский музей.
Благовещени
е
«Устюжское».
XII век. ГТГ.
Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде.
Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в
древнейшее убранство храма. Икона «Спас Златая Риза», изображающая Христа
на троне в золотых одеждах, находится в настоящее время в Успенско соборе
Москвы, но на ней сохранилась только живопись XVII века. Гораздо лучше
сохранилась икона апостолов Петра и Павла, хранящаяся в Новгородском музее
вместе со своим древним окладом. Необычным для византийского искусства
является гигантский размер икон, предназначенных для огромного храма. Ещё
одна икона, находящаяся в Успенском соборе Москвы — двусторонняя, с образом
Богоматери Одигитрии и великомученика Георгия. Она могла быть привезена из
Новгорода (или из Киева). Отлично сохранилось изображение Георгия, имеющее
черты аскетического стиля XI века (изображение Богоматери поновлено в XIV
веке).
Сохранился ряд новгородских икон XII — начала XIII вв.
7.
СпасНерукотворный.
Около 1191 года.
Боголюбская
икона
Богоматери. XII
век. Княгинин
монастырь во
Владимире.
Ангел
златые
власы.
Конец XII
века.
Богоматерь Оранта
из Ярославля.
Около 1224 года
8.
Святой Димитрий Солунский. Икона.Около 1212 года.
9.
Белозерская икона Богоматери. XIII век.10.
Апостолы Пётр и Павел. Иконасередины XIII века.
11.
Николай Чудотворец в житии со святымиКосьмой и Дамианом. Икона из погоста
Озерёво. Первая половина XIV века.
12.
Архангел Михаил. Около 1299—1300 гг13.
Никола Липный. Алекса Петров. 1294год. Новгородский музей.