Похожие презентации:
Декоративно-прикладное искусство Крита
1.
2.
1Эгейская культура
2
Критские дворцы
3
Критские фрески
4
Декоративно-прикладное искусство
3.
Эгейская культура• ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА (крито-микенская культура) - общее название
цивилизаций бронзового века на островах Эгейского моря, Крите, в
материковой Греции и Малой Азии (Анатолии).
• Первые центры были открыты в результате раскопок Г. Шлимана в
Микенах (1876), А. Эванса на Крите (с 1899). Начиная с 19 в. исследовано
несколько сотен памятников: могильники, поселения, крупные города
типа Полиохни на острове Лемнос с каменными стенами высотой 5 м,
Филакопи на острове Милос; царские резиденции — Троя, дворцы на
Крите (Кносс, Маллия, Фест, Като-Закро), акрополи в Микенах, Пилосе,
Тиринфе, дворец на острове Тира (Фера). В новейшее время большой
вклад в изучение эгейской культуры внес греческий археолог С.
Маринатос.
• Процесс формирования эгейской культуры был сложным и длительным:
культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе
местного неолита, на островах восточной части Эгейского моря
преобладало влияние культуры Трои; западно-анатолийское влияние
было сильно и на других островах. Культурным центром в раннеэгейский
период являлись Киклады. Среди памятников 3-го тыс. до н. э.
выделяется погребальная пластика с Кикладских островов, так
называемые «кикладские идолы», — мраморные статуэтки или головы
(фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных
форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкообразные» фигуры,
статуэтки обнаженных женских тел).
4.
Критские дворцыПрихотливы и запутанны Критские дворцы.
Они состоят из группирующихся вокруг
центрального двора помещений разных
размеров и форм в два - три яруса, не
подчинённых никакому регулярному плану.
Таков дворец в Кноссе, названный
Лабиринтом из-за того, что его тронный зал
был украшен изображением лабриса двуручной секиры, священной на Крите.
Белые стены, тёмные сверкающие колонны,
суживающиеся книзу, - особенность критской
архитектуры; ничего громоздкого, давящего. В
своих дворцах критские цари жили вольготно
и пышно. Главным украшением дворцовых
покоев была живопись. Стены дворца
заполняли росписи в виде фризов или
панелей. В росписях преобладали яркие и
светлые краски, которые не служили
раскраской внутри контура, как в египетских
фресках, а наносились цветовым пятном,
динамичным, подвижным,
формообразующим.
5.
В великих аграрныхцивилизациях Египта и
Месопотамии точная,
устойчивая и наиболее
рациональная
организация
обрабатываемой
площади соответственно
определяла и характер
художественного
творчества, рождая
стройную,
расчленённую
композицию.
6.
Критские фрескиВ сравнении с искусством Египта критская
живопись раскрывает перед нами
совершенно новый мир. Вот, например,
фрагмент стенной росписи,
изображающий девушку в профиль.
Огромный гла, изображённый, как в
египетских росписях, в фас. Влияние
Египта часто сказывается в критском
искусстве. Но в нём дышит совсем иной
дух.
Критские дамы, разряженные и
оживлённые, глядят на какое-то
состязание или церемонию... Возможно,
это не просто дамы, а жрицы. У них такое
же одеяние как у богинь или жриц со
змеями. Прекрасен смуглый юноша,
несущий ритон, на фрагменте другой
фрески. Прекрасен юноша с осиной
талией, в диадеме, такой гордый и
властный, что в исследованиях о критском
искусстве его называют то "принцем", то
"царём-жрецом".
7.
Другая фреска из Кносскогодворца. "Игры с быком".
Такие игры занимали
значительное место в
религиозных обрядах критян.
Огромный бык в неистовом
галопе. Его нарочито
удлинённая фигура своей
мощной массой заполняет
почти всю фреску. А перед
ним, за ним и на нём самом
стройные акробаты,
проделывающие самые
опасные упражнения. Всё в
этой композиции живо,
порывисто и в тоже время
непринуждённо. Фигура
быка с опущенной мордой и
задранным хвостом кажется
грациозной в своём изгибе.
8.
Пленительны изображениялетающих рыб, дельфинов, рыб в
аквариуме - мотивы,
почерпнутые из мира морских
глубин. Эти мотивы очень часты и
в живописи, и в замечательной
критской керамике, как,
например, в знаменитой "Вазе с
осьминогом".
У критских художников ясно
чувствуется любовь к морю, к
вечному движению, царящему в
нём, к цветовым переливам
морской волны. Каждодневное
созерцание моря, море как
источник главных земных благ всё, что связано с морской
стихией, отражено в содержании
и стиле критского искусства, будь
тофреска или раскрашенный
керамический сосуд.
9.
Декоративно-прикладноеискусство
В декоративно-прикладном искусстве Крита
орнаментально-декоративный стиль (XX XVIII вв. до н. э., достигший совершенства в
вазописи «камарес») сменяется в XVII - XVI
вв. до н. э. более конкретной и
непосредственной передачей образов
растительного и животного мира и человека
(вазы с изображением морских существ); к
концу XV в. до н. э. предположительно, в
связи с завоеванием ахейцами) популярной
становится более условная вазопись
«дворцового стиля».
Узенькие полоски бегущей спирали на
сосудах раннего минойского периода
расположены по тулову не только
горизонтально, но и пересекают его
наискось, ложатся на тёмную поверхность
подвижными светлыми штрихами. При этом
критский живописец всегда стремился
рисунком подчеркнуть форму сосуда.