Похожие презентации:
Философия познания
1.
Философия познания2.
РАЗДЕЛФИЛОСОФИИ,
ПОСВЯЩЕННЫЙ
ВОПРОСАМ ПОЗНАНИЯ
- ГНОСЕОЛОГИЯ (от
лат. «gnozis» знание)
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
3.
ПРИРОДА ПОЗНАНИЯПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?
СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫМИ
ОБЛАДАЕТ ЧЕЛОВЕК?
ЧТО ТАКОЕ ЗНАНИЕ? КАК СООТНОСЯТСЯ
ЗНАНИЕ И РАЛЬНОСТЬ.
ПОДХОДЫ К ИСТИНЕ
ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ В
ФИЛОСОФИИ
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
«ИНТЕРЕСЫ»
ГНОСЕОЛОГИИ:
4.
Древниецивилизации (Индия,
Китай)
Средиземноморье. Античность
(Платон и Аристотель)
Христианская эпоха
Новое Время
Постновое время (постмодерн)
Культурно-исторический подход: прямая связь типа
мировоззрения и традиций познавательной
деятельности.
5.
ПОЗНАНИЕ – ПРИСУЩАЯ ЧЕЛОВЕКУСОЗНАТЕЛЬНАЯ АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ИСТИННЫХ
ЗНАНИЙ О МИРЕ (ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА,
ДУХОВНО-ЦЕННОСТНОЙ РЕАЛЬНОСТИ)
Две стороны процесса познания:
ЧЕЛОВЕК – СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ (?)
МИР – ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ (?)
Результаты применения знаний – деятельное
изменение мира и человека отражены в понятии
«ПРАКТИКА».
Практика носит социально-исторический характер.
ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАНИЕ?
6.
ОПТИМИСТЫПЕССИМИСТЫ
РЕАЛИСТЫ
(?) ;-)
ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?
7.
Гносеологические оптимизм ипессимизм
8.
«МИР, конечно, ПОЗНАВАЕМ» !СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ,
Ф.БЭКОН, ДЕКАРТ, ЛЕЙБНИЦ, ГЕГЕЛЬ,
В.С. СОЛОВЬЕВ и др.
ДЛЯ ЭТОГО НУЖНЫ:
А. «ПРАВИЛЬНЫЕ» УСТАНОВКИ
РАЗУМА
В. УСИЛИЯ И ВРЕМЯ
С. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ
Гносеологический оптимизм
9.
АГНОСТИЦИЗМ: МИР НЕПОЗНАВАЕМТОТАЛЬНО, ТО ЕСТЬ ПОЛНОСТЬЮ(И. КАНТ)
СКЕПТИЦИЗМ: ИСТИНА НЕВОЗМОЖНА,
ТАК МЫ ЗНАЕМ ТОЛЬКО ТО, ЧТО НАМ
ДАНО (ПИРРОН, МОНТЕНЬ, Д.ЮМ)
СОЛИПСИЗМ: ЕДИНСТВЕННАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ – ЭТО «Я» КАК КОМПЛЕКС
МОИХ ВОСПРИЯТИЙ МИРА (ДЖ.БЕРКЛИ)
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ПЕССИМИЗМ
10.
ПРИМЕР ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО«ПЕССИМИЗМА»
11.
СКЕПТИЦИЗМ НЕ ОТРИЦАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬПОЗНАНИЯ, НО СОМНЕВАЕТСЯ В
ИСТИННОСТИ ЗНАНИЯ (3-нач.4 в. до н.э.)
12.
Пиррон: «Нельзя ничего утверждать, так какодни и те же вещи вызывают у различных
существ различные ощущения; одним они
полезны, другим вредны
Мудрость находится в руках богов, а человек
должен стремиться к независимости от
внешнего мира.
В разных состояниях люди видят вещи
неодинаково
Даже то, что видят сумасшедшие не
противоречит природе
Если не знаешь ничего достоверно –
воздержись от суждения и следуй во всем
сложившимся традициям и обычаям
«молчание – золото», ибо
мудрый воздерживается от
высказывания неистинного
13.
14.
наше восприятие каждой вещиразлагается без остатка на восприятие
отдельной суммы известных ощущений,
в терминологии Дж. Беркли «ИДЕЙ»
для вещей – быть – значит быть
воспринимаемыми
наш ум может образовать общую идею
вещи, но не материи как таковой
Солипсизм Дж. Беркли
15.
ЧУВСТВЕННОЕ (ЧЕРЕЗ ОЩУЩЕНИЕ,ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (ОБРАЗ)
РАЦИОНАЛЬНОЕ (ПОНЯТИЕ,
СУЖДЕНИЕ, УМОЗАКЛЮЧНИЕ)
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ или
СВЕРХРАЦИОНАЛЬНОЕ (ИНТУИЦИЯ,
ОЗАРЕНИЕ - «ИНСАЙТ», ОТКРОВЕНИЕ)
СПОСОБЫ (ИЛИ «УРОВНИ»)
ПОЗНАНИЯ
16.
ОЩУЩЕНИЕ-СХВАТЫВАЕТ ОТДЕЛЬНЫЕСТОРОНЫ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТА ПРИ ИХ
НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
ВОСПРИЯТИЕ – СОБИРАНИЕ ДАННЫХ
ЧУВСТВ В ЕДИНЫЙ ОБРАЗ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - ЧУВСТВЕННОНАГЛЯДНЫЙ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА НА ОСНОВЕ
ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ВОСПРИЯТИЯ
ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО
ПОЗНАНИЯ
17.
ПОНЯТИЕ – ФОРМА МЫШЛЕНИЯ,ОТРАЖАЮЩАЯ ОБЩИЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ И
НЕОБХОДИМЫЕ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТА
СУЖДЕНИЕ – ВЫРАЖЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ
СВЯЗИ ПОНЯТИЙ, С ЦЕЛЬЮ ОТРАЖЕНИЯ
НАЛИЧНОЙ ИЛИ ОТСУТСТВУЮЩЕЙ СВЯЗИ
МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ ЯВЛЕНИЯМИ
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ- НОВЫЙ РАЦИОНАЛЬНЫЙ
ВЫВОД НА ОСНОВЕ РЯДА СУЖДЕНИЙ
ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО
ПОЗНАНИЯ
18.
ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ19.
Интуиция – форма познания, в которойминуется стадия рациональнорассудочного доказательства
Иррациональные формы
познания
20.
21.
22.
23.
Эйнштейн об интуиции24.
Рациональность – это строгиенормативы и критерии, позволяющие
отграничить научное знание от
лженаук и обыденного знания.
Метафизические установки на
изначальные основы и конечные
причины познания, эмоциональный
опыт, аксиологический
строй(ценности), убеждения и
мировоззрение личности ученого
противоречат рациональному
ЭТО - «ШТАМП»в восприятии
отношений рационального и
иррационального
25.
Радикальное противопоставление довзаимоотрицания
чувственного (дологического) и
рационального,
рационального и сверхрационального
или иррационального – интуиция, «озарение»
идеей) в процессе познания
- несостоятельно в силу неразрывности и
цельности познавательного опыта
Динамика познания
26.
Принцип «дополнительности», а невзаимоотрицания в творческом познании
27.
ЗНАНИЕ и МНЕНИЕ («episteme» «dokca»)МНЕНИЕ И ВЕРА
УБЕЖДЕНИЕ
ОБОСНОВАННОСТЬ ЗНАНИЯ
ПРОБЛЕМА ПОЛНОТЫ ЗНАНИЯ
ОБЪЕКТИВНОЕ ЗНАНИЕ
СУБЪЕКТИВНОЕ
НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ
ПРОБЛЕМА ЗНАНИЯ. ЗНАНИЕ И ЕГО
ХАРАКТЕРИСТИКИ.
28.
Объективизм.ю ПЛАТОН (427347 до н.э.)29.
СУБЪЕКТИВИСТСКАЯ МОДЕЛЬПОЗНАНИЯ
30.
Корреспондентская концепцияистина. Аристотель (384-322 до н.э.)
31.
АРИСТОТЕЛЬ СЧИТАЛ, ЧТО ИСТИНА – ЭТОТО, ЧТО СВОЙСТВЕННО ЗНАНИЮ, А НЕ
ОБЪЕКТУ
ИСТИННОЕ ИЛИ ЛОЖНОЕ – В МЫСЛИ , А
НЕ В ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ
СМЫСЛ ПОЗНАНИЯ – АДЕКВАТНОЕ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЗНАНИЕ
(СООТВЕТСТВИЕ ЗНАНИЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ)
Аристотель – др.греч. метафизик,
создатель логики, первой
классификации наук
32.
От лат. «соgеrens» - находящийся в связи.ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В НАУКЕ, ГДЕ ОБЪЕКТ НЕ
НАБЛЮДАЕТСЯ, ИЛИ ТРУДНОНАБЛЮДАЕМ
(ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА)
ИСТИННОСТЬ ЗНАНИЯ ОСНОВАНА НА
ВНУТРЕННЕЙ НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТИ,
СООТВЕТСТВИИ И СОГЛАСОВАННОСТИ С
СУЩЕСТВУЮЩИМИ В НАУКЕ ТЕОРИЯМИ
Когерентная теория истины
33.
От«конвенция» - соглашение
Авторы:
Анри Пуанкаре (франц.
математик, физик,
астроном.XIXв.)
Томас Кун – представитель
философии и истории науки
(XXв.)
Конвенциональная теория
истины
34.
Представители КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА35.
36.
в прагматической теории знания(создатели Ч.С. Пирс, У. Джемс XIX-XXв., Дж.
Дьюи, Дж. Мид -70-е годы ХХ в. США)
истинно то знание, которое приносит пользу
и практический эффект («pragmatos» дело, действие)
Философия – не д.б. размышлением о
началах бытия и познания, а есть
ОБЩИЙ МЕТОД решения ПРАКТИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ
Прагматистская концепция
истины
37.
Истинно то, что отвечает практическойуспешности действия, то есть то, что дает
больший эффект, выгоду.
38.
«Истинно то знание, которое ведетк успеху, но так как сомнение
вредит действию, истинное
действие может обеспечить только
вера, следовательно, истина – это
вера , способная стимулировать
успешное действие».
Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914) –
основоположник прагматизма
39.
КОРРЕСПОНДЕНТСКАЯКОГЕРЕНТНАЯ
ИСТИНА
КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ
ПРАГМАТИЗМ
Теоретических традиций в понимании
ИСТИНЫ больше, но эти - основные
40.
Понятие абсолютной иотносительной истины
41.
Познание мира – процесс, осуществляющийся вовремени
Сам процесс мышления всегда существует как
мышление всего человечества прошлых,
настоящей и будущей эпох
Познание – это бесконечный процесс постоянного
РАЗВИТИЯ ИСТИНЫ
Любая научная теория обусловлена историческим
опытом и представляет собой выражение
определенной исторической стадии познания –
еще один шаг к большей полноте знания
Однако в самом содержании теории есть
абсолютно бесспорное содержание, которое имеет
неопровержимый, то есть - абсолютный характер
Диалектика абсолютной и
относительной истины в познании
42.
43.
МАЙЕВТИКА СОКРАТА. ЖИВАЯАРГУМЕНТАЦИЯ, СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК и
ПРОДВИЖЕНИЕ ОТ МНЕНИЯ к ЗНАНИЮ –
диалектика в действии
РЕЛЯТИВИЗМ СОФИСТОВ (оппонентов
Сократа - прообраз сегодняшних
представителей наивного реализма и
ФЕНОМЕНОЛОГИИ и СКЕПТИЦИЗМА)
ЭМПИРИЗМ
РАЦИОНАЛИЗМ
СЕНСУАЛИЗМ
Проблема МЕТОДА ПОЗНАНИЯ в
ФИЛОСОФИИ
44.
Эмпиризм – опытный методпознания («эмпирио» – опыт)
45.
Рационализм – утверждение истины «впределах только «ratio» (разума)»
46.
Сенсуализм в познании47.
Основатели диалектико-материалистической теории познания
48.
Диалектика как метод познания49.
Процесс познания – этовосхождение от чувственного опыта
до абстрактно-логического
«Скачок» от знания об единичном и
случайном и внешнем, к
обобщенному знанию о
существенном и закономерном,
таким образом: низшие ступени
познавательного процесса и
высшие – неразрывно связаны
Диалектико-материалистическая
теория познания
50.
Познающее мышление понимается вматериалистической трактовке
Познание – это результат общественноисторической практики, результат опыта
взаимодействия человека с миром в
конкретных исторических условиях
Принцип: «истина- всегда конкретна»
Практика – основа формирования и
источник знания, критерий истинности
Диалектико–материалистическая
теория познания (основные идеи)
51.
НЕ только наука являетсяформой познания мира !
52.
наряду с «ratio» и «sensus»существует духовное знание
53.
Между человеком и миром – «язык» теории(адекватного, схватывающего закономерности
существования определенного фрагмента
физического мира описания)
Языки описания:
Пифагор – математический
И.Ньютон – на основе 3-х законов механики
Законы термодинамики (первые термометры Г.Галилей XVIв.).
Законы термодинамики + теория
относительности Эйнштейна (СТОЭ) +
квантовая теория
Специфика научного знания
54.
Особенности научного познания55.
56.
Эмпирический и теоретическийуровни научного познания
57.
58.
Классификация методовнаучного познания
59.
«Структура научныхреволюций» (1962)
60.
Парадигма–исторически
сложившаяся система воззрений в
науке
Нормальная наука и
научная революция как смена
научных парадигм - 2 вида
деятельности научного сообщества
Несоизмеримость и некумулятивность
в период научного «переворота»
Модель исторического развития
науки Томаса Куна
61.
Описал этапы научного знания62.
Классическая модель научнойрациональности XVII-XVIIIв.(1ая НР)
ЧЕРТЫ:
Объективность и предметность при
полном
исключении
субъектносубъективного
Законы механики
Абс.пространство и время
Линейный
(лапласовский)
детерминизм
Динамика и развитие научной
рациональности В.С. Степин (см.
текст в хретостоматии)
63.
Развитие биологии, химии приводит кутрате статуса общенаучной
механистической картины мира
Проблема дифференциации и
интеграции научного знания
Продолжение классической модели (на основе 1-ой
и 2ой глобальной научной , дисциплинарная
организация науки)
научной рациональности кон.XVIII-нач.XIX
64.
3-я глобальная научная революцияКонец XIX-XX века:
Квантовая физика
Теория нестационарной Вселенной
Квантовая химия и генетика
Кибернетика и теория систем
Черты:
нелинейное мышление, принятие
поливариантности в описании научных
объектов, включение средств наблюдения
(физика элементарных частиц) и описаний
эксперимента в поле научного интереса
Неклассическая наука
65.
4ая глобальная научная революция (с сер.XX-нач.XXIв.) –компьютерная революция
Приоритет научных знаний
Междисциплинарные исследования и смежные
науки в синтезе с фундаментальным знанием
Беспрецедентный
уровень
межсистемного
взаимодействия
и
скорости
передачи
и
распространения информации изменение всех
сфер социальной жизни(экономики, медицины,
образования)
Отказ
от внеаксиологического подхода к
научным знаниям, человекоразмерность
и
социально-ориентированность подходов
Постнеклассическая наука
66.
ВКЛЮЧЕННОСТЬВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПОЗНАНИЕ: расширение знания
ОСВОЕНИЕ и ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МИРА
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
(ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ):
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МИРА или
ПРОЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
НАЦЕЛЕННАЯ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ и
СОСУЩЕСТВОВАНИЕ С МИРОМ?
ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЯ
ЧЕЛОВЕК - МИР
67.
УРА! – «ФИНИШ»!- «СРОЧНОКОФЕЙКУ»!