Похожие презентации:
Философия Средневековья (V – XV вв.)
1.
Философия Средневековья(V – XV вв.).
2.
ВступлениеСредневековая философия – это философия
эпохи феодализма (V – XV вв.).
Этот период оценивается как нечто
негативное: десять веков тьмы, «долгое,
темное средневековье».
3.
Основные принципы философии эпохиСредневековья
• Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты
является Бог;
• Креационизм. Все существующее и изменяемое сотворено
Богом из ничего, а все сотворенное изменяется и стремится
к ничтожеству;
• Провиденциализм. Бог постоянно контролирует созданный
им мир, управляет им, человеческой историей и
поведением отдельного человека;
• Персонализм. Человек - «персона», то есть неделимая
личность, обладающая разумом и волей, сотворенная по
образцу и подобию Бога и наделенная совестью;
• Ревеляционизм. Самый надежный и достоверный способ
познания состоит в постижении смысла Священного
писания.
4.
Первый этап развития средневековойфилософии. Патристика
Средневековая философия проходит два
этапа своего развития: патристику и
схоластику.
Патристика представляет собой
направление богословско-теологической
мысли 2-8 вв. В этот период происходит
становление христианского вероучения.
• На первом этапе (2-3вв.)
выдвигаются такие фигуры как
Иустин Философ, Тертуллиан,
Климент Александрийский, Ориген.
Эти мыслители отстаивали
истинность христианского учения
перед язычниками.
Иустин Философ
5.
Второй этап развития средневековойфилософии.
Василий Великий
• Второй этап – это этап зрелой
патристики III-V вв., когда
разворачивается деятельность
Василия Великого, Григория
Нисского, Григория Богослова,
составивших Каппадокийскую
школу. В это время
христианство обретает статус
государственной религии.
Григорий Нисский
6.
Третий этап развития средневековойфилософии. Патристика
Иоанн Дамаскин
• Главная особенность третьего периода
патристики (V-VIII вв.) в том, что это период
систематизации вероучения, которая связана с
именем Иоанна Дамаскина.
7.
Ранняя форма развития средневековойфилософии. Схоластика
Схоластика представляет
собой направление
религиозно-философской
мысли IX-XIV вв.,
характеризующееся
стремлением к
систематизации и
рационально-логическому
обоснованию христианского
вероучения.
• Представителями ранней
формы (9 - 12 вв.) являются
Иоанн Скот Эриугена,
Петр Абеляр, Ансельм
Кентерберийский, Росцелин.
Петр Абеляр
Иоанн Скот
Эриуген
8.
Этап зрелого развития средневековойфилософии.
Альберт Великий
Этап зрелой схоластики
приходится на XII - XIII вв.
Главные мыслители этого
периода – Альберт Великий,
Фома Аквинский.
Схоластика достигает своего
расцвета, в рамках
деятельности множества
университетов, главный Парижский университет.
Фома Аквинский
9.
Поздний этап развития средневековойфилософии.
Иоанн Дунс Скот
Поздний этап развития
схоластики (XIII-XIV вв.),
представленный именами
Иоанна Дунса Скота и
Уильяма Оккама происходил
на фоне ослабления
авторитета католической
церкви.
Уильям Оккама
10.
Основные проблемы философииСредневековья
• Отношение к природе. Природа, как предмет Божественного творения, теперь
не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в
античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем
природы.
• Человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с
одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой - как и у древнегреческих
философов - как «разумное животное».
• Проблема души и тела. Иисус Христос - это Бог, воплотившийся в человека и
искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения.
• Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Философия
средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.
• История и память. В раннем средневековье проявился острый интерес к
истории.
• Универсалии - это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные
предметы. Вопрос состоял в том, существуют ли реально универсалии (общие
понятия)сами по себе или проявляются только в конкретных вещах?