Средневековая философия
67.00K
Категория: ФилософияФилософия

Средневековая философия

1. Средневековая философия

2.

1. Особенности мировоззрения эпохи
средневековья.
2. Периодизация и основные проблемы
средневековой философии.
3. Расцвет схоластики: система Фомы
Аквинского.

3.

Особенности мировоззрения:
– теоцентризм;
– креационизм как основа онтологии (учение о
сотворенности мира Богом «из ничего»);
– универсализация бинарных оппозиций;
– целостность мировосприятия → энциклопедизм;
– реальность идеи и слова;
– символизм и аллегоричность;
– комментаторство и полисемия как основа
восприятия религиозных текстов;
– отсутствие понятия индивидуальности;
– специфическое понимание пространства и
времени;
– тотальность и профанация религиозного.

4.

Патристика (II – IV вв.):
Представители: Тациан, Юстин Мученик, Теофил
Антиохийский, Афинагор Афинский;
Ориген, Тертуллиан, Григорий Нисский, Иоанн
Дамаскин, Дионисий Ареопагит, Аврелий Августин,
Климент Александрийский.
Основные проблемы:
– построение систематической защиты христианства;
– доктринальное обоснование христианства;
– создание церковной догматики;
– решение основных проблем вероучения.

5.

Схоластика (VI – XIV вв.):
Представители: Иоанн Скотт Эриугена, Пьер
Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома
Аквинский, Дунс Скотт, Уильям Оккам.
Основные проблемы:
– соотношение рационального и религиозного
в познании;
– сущность и существование универсалий
(общих понятий).

6.

Спор об универсалиях:
– реализм – универсалии существуют до вещей
и независимо от них (Эриугена, Фома
Аквинский);
– номинализм – универсалии существуют после
вещей и только вместе с ними (Уильям Оккам,
Дунс Скотт, Росцеллин);
– концептуализм (умеренный номинализм) –
универсалии существуют после вещей, с ними
но относительно независимо (Пьер Абеляр) .

7.

Фома Аквинский
Метафизика:
– разграничение сущности и существования как
бытийственного акта – все существующее
наделено существованием, которое не является
его сущностью, сущность и существование
тождественны только в Боге;
– выделение двух понятий сущего – логически
сущее (понятие о существовании) и реально
сущее (собственно существование);
– введение понятия трансценденталий (основных
категорий бытия) – единство бытия, истина,
благо.

8.

Теория познания:
– разум как сущностная характеристика человека
– использование разума как удовлетворение
требований человеческой природы;
– разум и философия как преамбула веры – вера,
основанная на разумном познании совершенна
и философия является необходимым условием
теологии;
– приоритет рационального в познании – только
разум примиряет всё в своей универсальности.

9.

Доказательства бытия Бога:
– от причины движения;
– от действующей причины;
– от возможности;
– от степеней совершенства;
– от конечной цели.
English     Русский Правила