Похожие презентации:
Импрессионизм
1. Импрессионизм
ИМПРЕССИОНИЗМПрезентацию выполнил Александр Антонов
2. Что такое импрессионизм?
ЧТО ТАКОЕ ИМПРЕССИОНИЗМ?• Импрессиони́зм — одно из крупнейших течений в искусстве
последней трети 19 — начала 20 веков, зародившееся во
Франции и затем распространившееся по всему миру.
• Музыка́льный импрессиони́зм — музыкальное направление,
аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное
символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю
четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве
Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
• Точкой отсчёта «импрессионизма» в музыке можно считать
(1886-1887 год), когда в Париже были опубликованы первые
импрессионистические опусы Эрика Сати («Сильвия»,
«Ангелы» и «Три сарабанды») — и как следствие, пять лет
спустя, получившие резонанс в профессиональной среде
первые произведения Клода Дебюсси в новом стиле.
Эрик Сати
3. Происхождение
ПРОИСХОЖДЕНИЕ• Музыкальный импрессионизм в качестве
предшественника имеет прежде всего
импрессионизм во французской живописи. Сам по
себе термин «импрессионизм» по отношению к
музыке носит подчёркнуто условный характер.
• Достаточно только перечислить названия
наиболее ярких произведений Дебюсси или Равеля,
чтобы получить полное представление о
воздействии на их творчество как зрительных
образов, так и пейзажей художниковимпрессионистов.
• Окружающий мир в музыке импрессионизма
раскрывается сквозь увеличительное стекло тонких
психологических рефлексий, едва уловимых
4. Особенности стиля
ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ• Импрессионисты создавали произведения искусства
утончённые и одновременно ясные по выразительным
средствам, эмоционально сдержанные и строгие по стилю.
При этом сильно изменилась и трактовка музыкальных
жанров. В области симфонической и фортепианной музыки
создавались главным образом программные миниатюры,
сюитные циклы (возвращение к рококо), в которых
преобладало красочно-жанровое или пейзажное начало.
• Импрессионистская гармония характеризуется резким
повышением колористического, самодовлеющего компонента
звука.
• Инструментовка импрессионистов характеризуется
уменьшением размеров классического оркестра,
прозрачностью и тембровым контрастом, разделением групп
инструментов, тонкой детальной проработкой фактуры и
активным использованием чистых тембров как
солирующих инструментов, так и целых однородных групп
5. Представители
ПРЕДСТАВИТЕЛИ• Главной средой возникновения и существования
музыкального импрессионизма постоянно оставалась
Франция, где неизменным соперником Клода Дебюсси
выступал Морис Равель, после 1910 года оставшийся
практически единоличным главой и лидером импрессионистов.
• На рубеже XIX—XX веков отдельные элементы стиля
импрессионизма получили развитие и в других композиторских
школах Европы, своеобразно переплетаясь с национальными
традициями. Из подобных примеров можно назвать, как
наиболее яркие: в Испании — Мануэль де Фалья, в Италии —
Отторино Респиги, в Бразилии — Эйтор Вилла-Лобос, в
Венгрии — ранний Бела Барток, в Англии — Фредерик
Делиус, Сирил Скотт, Ральф Воан-Уильямс, Арнольд
Бакс и Густав Холст, в Польше — Кароль Шимановский, в
России — ранний Игорь Стравинский — (периода «Жарптицы»), поздний Лядов, Микалоюс Константинас
Чюрлёнис и Николай Черепнин.
6. Клод Дебюсси
КЛОД ДЕБЮССИ• Ашиль-Клод Дебюсси́ — французский композитор. Ведущий представитель
музыкального импрессионизма.
• Родился 22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Ле (пригород Парижа) в
семье мелкого торговца.
• В 1872 году, в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую
консерваторию.
• В 1883 году Дебюсси получил вторую Римскую премию
за кантату «Гладиатор». Не остановившись на достигнутом, он продолжил
свои усилия в этом направлении и год спустя, в 1884 году, получил Большую
Римскую Премию за кантату «Блудный сын».
• Пытаясь сделать крупную композиторскую заявку, в 1890 году Дебюсси
начинает работу над оперой «Родриг и Химена» по либретто Катюля
Мендеса. Однако эта работа спустя два года была брошена неоконченной.
• В 1893 году Дебюсси приступил к долгому сочинению оперы по
драме Метерлинка «Пеллеас и Мелисанда». Год спустя,
вдохновившись эклогой Малларме, Дебюсси написал симфоническую
прелюдию «Послеполуденный отдых фавна», которая стала
своеобразным манифестом нового музыкального течения: импрессионизм в
музыке.
7. Клод Дебюсси
КЛОД ДЕБЮССИ• В 1899 году, Дебюсси женится на Розали Тексье по прозвищу Лили,
работавшей манекенщицей в модном доме сестёр Калло. Однако в
конце 1903 года или в начале 1904 года, у него начались скрытые от
окружающих отношения с Эммой Бардак, с которой лично
познакомился, когда он давал музыкальные уроки её сыну Раулю.
• В июле 1904 года Дебюсси и Эмма бросают своих супругов, бежав
из Парижа.
• В 1905 году у них родилась дочь Клод-Эмма Дебюсси (1905—1919;
домашнее прозвище «Шушу»), которой композитор посвятил цикл
фортепианных пьес «Детский уголок», а также свой последний балет
«Ящик с игрушками».
• Поздние годы семьи Дебюсси были омрачены его борьбой с раком,
осложнениями после операции и трудностями при написании музыки
смертельно больным композитором.
• Композитор умер 25 марта 1918 года.
8. Популярные произведения Дебюсси
ПОПУЛЯРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯДЕБЮССИ
• Лунный свет
• Прелюдия к "Послеполудню фавна"
• Девушка с волосами цвета льна
• Затонувший собор
• Фейерверк
• Терраса, освещённая лунным светом
• Арабеска (№1) (Ми мажор)
• Арабеска (№2) (Соль мажор)
• Детский уголок
• Бергамасская сюита
9. Черты импрессионизма в музыке
ЧЕРТЫ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЫКЕ• В музыкальном импрессионизме нет философских проблем,
актуальных идей и глубоких смыслов – это как бы дегустация
самого прекрасного в этой жизни.
• Это искусство с акцентом не на эмоции, а на эстетику никакой прозы, никаких романтических страстей: прежде всего
рафинированный вкус и филигранная отделка.
• В музыке - ничего личного, только поэтичные картинки
внешнего мира, чаще всего - бесконечно разнообразная
природа.
• Здесь важно не "что", а "как"; импрессионисты меняют все
привычные правила музыкальной выразительности и
открывают в музыке совершенно новые категории звуковой
красоты.
10. Пример импрессионизма в музыке
ПРИМЕР ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЫКЕ• Клод Дебюсси. "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты" (1905)
Это самая известная пьеса Дебюсси. И хотя в ней вполне традиционный
музыкальный язык, по духу это настоящий импрессионизм. Поэтично,
акварельно и атмосферно. Пьеса навеяна одноимённым
стихотворением Поля Верлена. Вот последняя строфа, которая пояснит,
почему в музыке слышатся переливы водных струй фонтана:
«А в дивной грусти лунной тишины,
Где птицы зачарованные дремлют,
Слышны рыданья льющейся воды,
Но им лишь мраморные плиты внемлют».
• Клод Дебюсси. Прелюдия к "Послеполуденному отдыху фавна" (1892)
"Послеполуденный отдых фавна" - это небольшая поэма друга Дебюсси,
французского символиста Стефана Малларме. А сама прелюдия для
симфонического оркестра представляет собой изысканную музыкальную
иллюстрацию к ней:
«Томный звук флейты, изображающий свирель лесного бога, всплески арфы,
эфемерные звучания скрипок - не музыка, а грёза, "ленивый обморок полдневной
духоты».