78.88K
Категория: РелигияРелигия

Псалом 142 - 143 (комментарии)

1.

562.
(09.09.2005 18:15)
Благословен Бог
561.
(09.09.2005 17:01)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,и ныне и присно,и во веки веков,аминь.
560. Псалом 142(143-й в традиц.Псалтири)/комментарии/ (08.09.2005 17:52)
Псалом этот рассматривается как благодарственная песнь Богу за одержанную Давидом победу над
врагами,с молитвою о благоденствии его народа. Надписание его в Сл.Пс.на р.яз: Псалом 142,Голиафу.
Это и отклик на слова из псалма:"избавил Давида,раба Твоего,от меча люта"(ст.10),и,в более широком
смысле,ответ всем темным силам,приверженцам нечестия и зла,о последствиях любой их агрессии
против человека Божия - против воли Бога Самого.
Из первых слов псалма(ст.1-2)можно заметить,что это голос не Давида - мужа браней,искушенного в
воинских подвигах,- но еще недавнего мирного пастыря Давида,еще не привыкшего к сражениям и
только в первый раз с надеждою на помощь Божию поднимающего руку свою на врага отечества.
Выражение:
Благословен Господь,вложивший силу в руки мои,наставивший персты мои на брань(1)
- прилично и нам/христианам/,- говорит блж.Феодорит,- потому что,по освобождении от диавольского
мучительства,научены мы Богом,как вести брань,делая руками правду,а перстами полагая на челе
печать креста[6,c.668].
Словами:"повинуешь мне и людей моих"(ст.2)- пророк указывает на то,что Самим Богом он назначен
быть царем израильского народа,и что Господь Бог Своею властию заставляет сей народ повиноваться
ему,как законному царю.
Господи,кто есть человек,что открыл Себя ему,или кто есть сын человеческий,что внимаешь ему(3).
Исполненный чувства великой благодарности и глубокого благоволения пред Богом,Давид мысленно
поставляет себя в отношении к Богу,существу высочайшему и неограниченному. Как пророк,как
человек,вдохновенный Духом Святым,он имеет достаточные понятия о величии существа Божия. Но что
же при этом человек,какое значение имеет он в отношении к верховному и неограниченному существу
Божию? Из поставленного им в ст.3 вопроса,псалмопевец выводит заключение о немаловажности
природы человеческой в очах Божиих. Если Бог,столь высочайшее существо,знает человека,и это
ограниченное и несамостоятельное дело творческих рук удостаивается Его внимания,то,значит,и он человек - немаловажное существо,и его человеческая природа имеет значение пред Богом. В другом
псалме(8,6-7),отвечая на такой же вопрос,пророк говорит:"не умалил ни в малом от ангелов Своих"и
проч.(в ред.Сл.Пс.на р.яз.). Следовательно,- отмечает св.И.Златоуст,- велик должен быть тот,кто
познает Бога,или лучше - будет познан от Него; и не только этот,но и тот,кому Бог откроет
Себя[7,c.1116-1117].
Велика есть природа человеческая,ибо вышла из рук необыкновенного,чудесного Творца,Который
сотворил мужа и жену по образу Своему и подобию(Быт.1,26-27). Но увы! Человек не сохранил образа
Божия и богоподобных свойств данной ему от Бога природы. Непослушанием Богу и нарушением
заповеди Божией он глубоко пал и удалился от Бога. "Подобен суете человек"(ст.4)тогда,когда не
радеет о спасении,которое для всех уготовляется Богом,"не хотящим смерти грешника"(ср.со словами
7-й молитвы вечерней из правосл.Молитвослова),но желающим всем"спастися и в разум истины
приити(Иезек.33,11; 1Тим.2,4),когда нерадением или явным упорством отвергает совет Божий о
спасении его(см.Мф.23,37; Деян.7,51). У человека,преданного суете,вся жизнь полна суетности,"и дни
его как тень пролетят"(ст.4). Таковы все,предпочитающие земные обязанности небесным,удовольствия
мира сего благам Небесного Царства(ср.: Лк.14,18-20).
В ст.5-6 псалма пророк призывает Господа,чтобы Он поступил т а к /грозно/ с его врагами(ср.подобное
описание гнева Божия в Пс.17) - для устрашения их,чтобы столь страшными предвозвестиями навести
страх на гордых,высокоумных и преданных суете людей,которые сами по себе не понимают ничтожности
своей.
Пророк ожидает помощи и спасения не от людей,но от Бога,Которого умоляет(ст.7,8)вызволить из рук
сынов чуждых,"поддержать меня с высоты Твоей". "Чуждыми сынами",- говорит св.И.Златоуст,- пророк
называет людей,отчуждившихся от истины...,тех,которые живут порочно,любят неправду,произносят
безумные речи,не говорят ничего полезного.
Боже,песнь новую воспою Тебе,во псалтири многострунной вознесу Тебя и воздам Тебе,
ибо даёшь спасение царям,избавил Давида,раба Твоего,от меча люта(9-10).
Упоминая о"спасении царей",пророк разумеет,во-первых,себя,а затем и будущих преемников своих,
которые,вступая на царство,принимали власть и помазание от Самого Бога,почему и назывались рабами
Божиими.
В стихах 12-14 псалма ясно выражены идеалы и пожелания людей,преданных мирской суете. Изобилием
и богатством плодов,насыщающих и ублажающих чрево их,озабочены они(ср.Лк.12,16-20), внешние
убранства и украшения всецело озабочивают их душу.
Насытили животы свои,ублажились жизнью своей. Но истинно тот блажен,с кем Господь Бог наш(15).
Сравни: Пс.48,18-21,в ред.Сл.Пс.на р.яз.; Мф.5,3-12.
English     Русский Правила