Похожие презентации:
Социальные идеи Платона и Аристотеля: сравнительный анализ
1. Социальные идеи Платона и Аристотеля: сравнительный анализ
Выполнила студентка 1 курсаГруппы Экономическая социология
Азимова Алина
2. Почему идеи этих античных философов для нас до сих пор актуальны?
Определяющее значение в жизни каждого человека имеет решение имсмысложизненных вопросов: «что значит быть, существовать человечеству
в целом и мне, конкретному человеку, в частности?»; «что значит для
человека его жизнь и как ему относиться к неизбежности смерти?»; «в чём
может состоять счастье человека и как относиться к страданию?»; «что
есть свобода и какова её ценность?».
Яркую и содержательную страницу в истории развития знаний и
представлений о человеке, общественных формах его бытия вписала
философия античности. Наследие гениальных мыслителей античности
Платона и Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и
прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение
многих лет. Созданные ими философские системы нашли много
последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли
свое отражение в трудах многих позднейших философов.
3. Каким был тот далекий Платон?
4. А Аристотель?
5. Немного об их жизни:
6. Как было устроено античное общество?
Ядром античного общества выступала община.Каждый занимал в ней свое положение. Оно
определялось наличием гражданского статуса.
Все население делилось на три категории:
полноправные граждане, неполноправные и
бесправные.
Римское общество несколько отличалось от
греческого и имело следующую структуру:
1. Рабы.
2. Свободные земледельцы и ремесленники. В
эту же категорию населения входили колоны.
3. Торговцы.
4. Военные.
5. Рабовладельцы. Здесь на первом месте
находилось сенаторское сословие.
7. Учение о человеке
«Мы не без основания призна́ем двойственными и отличными друг от друга этиначала: одно из них, с помощью которого человек способен рассуждать, мы
назовем разумным началом души, а второе, из-за которого человек влюбляется,
испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем
началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода
удовлетворения и наслаждений.» - Платон.
8. Учение о человеке
Аристотель же утверждал, что человеческая душа делится на неразумную иразумную части. Разумная часть распадается на рассудок и разум (на разум
практический и разум теоретический). Неразумная часть – на растительную
(растущую) и стремящуюся (воля), страстную, аффективную. У разумной души
имеются интеллектуальные добродетели: мудрость, разумность, благоразумие.
Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве.
Их добродетели – добродетели нрава и поведения названы этическими.
9. Учение о семье
Платон считал, что семья как сферачастного существования далека от
подлинного призвания и подлинной
задачи разума (имеющего дело со
всеобщим). Для высших сословий
существование семьи не допускается,
семьи допустимы лишь для членов
низшей касты земледельцев и
ремесленников, а браки возможны
только под наблюдением государства и
только для рождения детей. Для
достижения сплоченности общества
необходимо введение общности жен,
детей, имущества, а также в интересах
общества - воспитание детей не семьей, а
обществом в целом.
10. Учение о семье
Аристотель считал семью первоосновойобщества и государства. Брак основан на
этических отношениях, поэтому
Аристотель подвергает резкой критике
тезис об общности жен.
Аристотель считает, что женщина и
раб отличаются друг от друга, тем,
что каждый должен заниматься своим
делом. Женщина своим, а раб своим. Как
сказано в его работе «Политика» Книга
первая: «… женщина и раб по природе
своей два различных существа: ведь
творчество природы ни в чем не
уподобляется жалкой работе кузнецов,
изготовляющих «дельфийский нож»;
напротив, в природе каждый предмет
имеет свое назначение. Так, всякий
инструмент будет наилучшим образом
удовлетворять своему назначению, если
он предназначен для исполнения одной
работы, а не многих».
11. Учение о справедливости
«Когда властителями в государстве станут подлинные философы…нынешними почестями они пренебрегут, считая их низменными и
ничего не стоящими, и будут высоко ценить порядочность и ту
честь, что с нею связана, но самым великим и необходимым будут
считать справедливость; служа ей и умножая её, устроят они свое
государство». – Платон.
12. Учение о справедливости
«По мнению одних, сосправедливостью связано
благоволение к людям; по мнению
других, справедливость
заключается уже в том, чтобы
властвовал человек более
сильный». – Аристотель.
Существенным шагом в
становлении теоретического
анализа феномена справедливости
следует признать выделение
Аристотелем двух её видов:
уравнивающей (рестрибутивной) и
распределяющей
(дистрибутивной).
13. Учение о государстве
У Платона было своеПлатон выделял следующие
представление об «идеальном
формы государственного
государстве». По его мнению,
устройства.
управлять должны только
1. «Идеальное государство» (или
аристократы, как лучшие и
приближающееся к идеалу) –
наиболее мудрые граждане. А
аристократия,
земледельцы и ремесленники
аристократическая монархия.
должны выполнять добросовестно 2. Нисходящая иерархия
свою работу. Идеальное
государственных форм:
государство должно
тимократия, олигархия,
покровительствовать религии,
демократия, тирания.
воспитывать в гражданах
благочестие.
14. Учение о государстве
Государство основано на разделениитруда между разрядами свободных
граждан. В учении о делении граждан
на разряды Платон руководствуется
своей классификацией частей души:
разумной части души, добродетель
которой в мудрости, должно
соответствовать сословие
правителей-философов; аффектной,
яростной, части, добродетель
которой в мужестве, – сословие воинов
(стражей); вожделеющей,
низменной, – сословие земледельцев и
ремесленников.
15. Учение о государстве
По Аристотелю, основная причина формированиягосударства заключается в естественном стремлении
человека к коллективной жизни, в стремлении, которое
присуще ему от природы.
Аристотель выделял шесть основных форм
государственного устройства: монархию,
аристократию, народовластие, тиранию, олигархию и
демократию. Монархию и тиранию Аристотель
определял как власть одного человека, аристократию и
олигархию - как власть немногих, а народовластие и
демократию - как власть всех.
Первые три формы Аристотель считал правильными,
последние три формы - неправильными. Такое деление
Аристотель обосновывал тем, что при первых формах
власть стремится к благу граждан, тогда как в
последних формах этот принцип не соблюдается.
16. Учение о государстве
Аристотель первым описал государственноеустройство 158 государств, хотя до наших
дней дошел лишь фрагмент этого описания,
известный под названием «Афинская
полития». Возможно, это связано с тем,
что политию (умеренное народовластие)
афинского типа Аристотель рассматривал
как одну из наиболее устойчивых и
гармоничных форм государственного
правления. Впрочем, в своих оценках
Аристотель крайне сдержан: если его
предшественник Платон описал свое видение
идеального государства, то Аристотель в
целом не давал таких категоричных оценок,
предпочитая говорить о том, что
действительно существует в мире.
17. Заключение
Таким образом, полученные в ходе анализа различных источниковданные позволяют нам сделать вывод о сходствах и различиях
учений Платона и Аристотеля. Путем проведения исследования и
сравнения взглядов двух философов античности, мы выявили, что их
учения содержат как схожие идеи и понятия, так и абсолютно
противоположные мысли, что отнюдь не отменяет важности учений
и Платона, и Аристотеля. Современные социологи до сих пор
ссылаются на их учения, используют их для обоснования неких
закономерностей развития общества.