Социально-политические взгялды Платона
Источники
Формы государства
Аристократия
Тимократия
Олигархия
Демократия
Тирания
Спасиба за внимание!
6.79M
Категория: ФилософияФилософия

Социально-политические взгляды Платона

1. Социально-политические взгялды Платона

Социальнополитические взгялды
Платона
ВЫПОЛНЯЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА
ОЭМИБ-М10-19-1
БОРИСОВА МАРИНА

2. Источники

https://lib.sale/otnosheniya-konfliktologiya/sotsialno-politicheskayateoriya-90354.html
https://studopedia.su/14_180874_bilet--sotsialnie-vzglyadi-platonauchenie-ob-idealnom-gosudarstve.html
https://studfile.net/preview/2438160/page:4/

3.

Все существующие
формы государства
Платон считает
неудовлетворительными.
Во времена Платона под
формой государства
понималась интегральная
характеристика
государственности,
включающая и устройство
верхов
государственной власти
(форма правления) и ее
отношение к подданным
или гражданам
(политический режим).

4. Формы государства

Платон выделил пять форм государства:
Формы государства
Аристократия
Тимократия
Олигархия
Демократия
Тирания

5. Аристократия

Аристократия — правление благородных. «Оно мудро, мужественно,
рассудительно и справедливо». Всеми этими добродетелями обладает
аристократический человек. Если же среди правителей- аристократов
выделится какой-либо один человек, то совершенным правлением может
быть и царская власть. Однако и это правление подвержено порче в
результате смены поколений, возникновения жажды наживы и попадания в
число аристократов недостойных людей, не обладающих
аристократическими качествами.

6. Тимократия

Тимократия —
правление военных
(Спарта, Крит). Этот
строй хуже
аристократического.
Люди здесь не владеют
даром слова,
честолюбивы и алчны до
денег и поэтому любят
воевать.

7. Олигархия

Олигархия — правление богатых. У власти находятся богатые, а бедные не
имеют политических прав. Он устанавливается в результате накопления
богатства и дальнейшего развития склонности к наживе и стяжательству. В
олигархическом государстве социальный конфликт становится явным: «в
нём будут как бы два государства: одно государство бедняков, другое богачей», которые «станут вечно злоумышлять друг против друга».
Социальная рознь дополняется возникновением паразитизма и
преступности.

8. Демократия

Демократия - правление народа. Казалось бы, это
лучший государственный строй, на первый взгляд
приятный и разнообразный. Однако типичный
человек демократического государства нагл,
разнуздан, распутен и бесстыден. В таком
государстве даже «лошади и ослы привыкли ...
выступать важно и с полной свободой, напирая на
встречных, если те не уступают им дороги». Платон
с презрением высказывается о гражданах
демократического государства, которые «густой
толпой заседают в народных собраниях, либо в
судах, или в театрах, в военных лагерях, наконец,
на каких- нибудь общих сходках и с превеликим
шумом частью отвергают, частью одобряют чьилибо выступления или действия, переходя меру и в
том, и в другом». Демократия легко вырождается в
тиранию, ибо чрезмерная свобода и для одного
человека, и для государства обращается не во что
иное, как в чрезмерное рабство.

9. Тирания

Тирания - правление одного человека. Это самая скверная форма
государственного устройства. Устав от постоянных конфликтов, тяжб и
споров, народ наделяет чрезвычайными полномочиями какого- нибудь
популярного политика. Он правит не по закону и традициям, а по
собственному произволу, правит террором и репрессиями,
расправляясь сначала со своими противниками, затем с недовольными,
затем с теми, кого только подозревает в недовольстве и т.д. Так
неумеренная свобода сменяется тяжёлым и горьким рабством.

10.

Среди законных форм
государства демократия является
наихудшей. Среди форм,
основанных на беззаконии,
демократия – лучшая, она
предпочтительнее олигархии и
тирании. Свою теорию Платон
заимствовал у историка Геродота.
От него ее перенял Аристотель и
внес незаконченные изменения. В
конце жизни в «Законах» Платон
предлагает менее совершенное
политическое устройство. Он идет
на компромисс, т.к. идеал,
изложенный в «Государстве»,
неосуществим.

11.

В государстве порядок устанавливается
законом, а не правителями. Гражданам
разрешается жить семьями и иметь в
частном владении дом, участок (на правах
владения). Сословий нет, но граждане
делятся на четыре сословия по своему
имущественному состоянию. Явное
вытеснение аристократии олигархией.
Переход из одного сословия в другое
проходит беспрепятственно при изменении
имущественного состояния.
Устанавливаются пределы обогащения,
исключается роскошь. Семьи и браки
контролируются. Воспитание – дело общее.
В обществе царит единомыслие.

12.

Платон, обобщая опыт своих
предшественников, внес много ценного в
теорию устройства государства. Идея
общего блага, общего интереса как
основы политического объединения,
мысль о частной собственности как
причине социальных противоречий, четкое
определение форм государства,
признание законности важным атрибутом
политической организации – это
достижения Платона.

13.

Платон построил
умозрительную модель
идеального государства. В
идеальном государстве не
должно происходить никаких
изменений, поскольку все
должно быть устроено
наилучшим образом.
Государство должно быть
единым и гармоничным.

14.

Цель государства – объединить людей и сделать их счастливее.
Идеальное государство должно соответствовать природе человека и
состоять из трех частей (сословий), каждая из которых – добродетель:
Разумная часть – мудрость (правители, философы) – не должны
обладать какой-либо собственностью, зависят от общества.
Яростная часть – мужество (воины) - не должны обладать какой-либо
собственностью, зависят от общества.
Вожделеющая – умеренность (крестьяне и ремесленники). – имеют
только ту собственность, которая может помочь им в
производственной деятельности.

15.

-Пока в государствах не будут царствовать
философы, или цари не научатся
философствовать, государствам не
избавиться от зол. Все сословия должны
существовать в дружбе и быть уверенными в
том, что все они - братья.
-Государство как совместное поселение
создается благодаря многообразию
человеческих потребностей и разделению
труда.
-Платон предлагает для правящего класса
особый образ жизни, то есть отмену института
семьи как начала частной собственности и об
общественном воспитании детей.

16.

Идеальная форма государственного устройства – аристократическая
республика, на основе которой правят лучшие из граждан. Аристократия
сменятся Тимократией – властью силы и честолюбия, смысл –
обогащение. Тимократия перерастает во власть немногих – олигархию,
где есть разделение на богатых и бедных. Победа бедных означает
переход к демократическому гос. устройству. При демократии – не
власть народа, а власть тех, под чьим влиянием он находится. Демократия
вводила неограниченную свободу и приводила к хаосу и люди
переставали считаться с законами, а это приводило в тирании – порядок,
но потеря свободы человека.

17. Спасиба за внимание!

English     Русский Правила