АВТОР:ЗЕЛЕНОВА Н. В. ГБОУ СПО НСО НПЭК Философское постижение смысла истории
1. История -
Космизм
2. Различные взгляды на историю
Подходы к историческому процессу:
Подход Гегеля
Позитивистский подход
Культурологический подход О. Шпенглера (1880-1936)
Типы культур, выделенных Шпенглером:
Цивилизационный подход А. Тойнби (1889-1975)
Основные цивилизации:
Локальные цивилизации:
Движущие силы истории
Внутренняя структура цивилизации
Стадии развития цивилизаций
Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин)
В трактовке проблемы «смысла истории» возможны следующие подходы:
4. Исторический прогресс и регресс
Марксизм
В обосновании возможности предсказания будущего выделяются следующие аспекты:
Футурология
«Конец истории»
549.00K
Категория: ФилософияФилософия

Философское постижение смысла истории

1. АВТОР:ЗЕЛЕНОВА Н. В. ГБОУ СПО НСО НПЭК Философское постижение смысла истории

2.

1. Ритмика исторического процесса.
2. Подходы к историческому развитию.
3. «Смысл истории».
4. Понятие исторического прогресса
и регресса.
5. Будущее.

3. 1. История -

1. История жизнь
отдельного
человека и
общества в целом.

4.

Давно замечено, что исторические
события происходят в определённом
ритме и как будто повторяются.
Так родилась древняя идея, что «нет
ничего нового под солнцем» и «всё
возвращается на круги своя».
В древности люди воспринимали мир
как завершённый Космос с его
гармонией и цикличностью.
Везде они видели круговорот: будь то
космос или жизнь человека.

5.

Античная философия (Платон,
Гераклит) – это философия вечного
возвращения, периодических мировых
пожаров, душепереселения.
В христианской философии история
движется от Сотворения мира через
Страшный суд к царству Божьему. Но
лишь в том случае, если человечество
станет Богочеловечеством.

6.

В философии нового времени ход истории
объявляется линейным.
Благодаря разуму человек движет историю
от менее совершенных форм к более
совершенным.
В современную эпоху история
воспринимается как результат творчества
людей, где имеют место и прогресс и
регресс, рассветы и закаты, распад и
объединение, единство и многообразие.
Утверждается нелинейная концепция.

7. Космизм

Представители философского космизма:
Н. А. Морозов,
К. Э.Циолковский,
В. И. Вернадский,
А. Л. Чижевский
связывали ритмику истории с действием
космических факторов:
солнечной активности,
потоков космического излучения.

8.

Таким образом, история
и философия только
нащупывают основные
закономерности ритмики
исторического развития.

9. 2. Различные взгляды на историю

История – хаотичный, случайный процесс,
лишённый логики, закономерностей,
направленности (иррационализм).
История – целенаправленный, закономерный
процесс (большинство философских
направлений)

10. Подходы к историческому процессу:

формационный,
цивилизационный,
культурологический,
подход Ф. В. Гегеля,
позитивистский.

11. Подход Гегеля

Критерий: осознание человеком самого себя, своей
свободы.
Рассматривал историю как целенаправленный и
закономерный процесс освобождения человека.
Выделил в этом процессе три этапа:
- восточный: осознаёт себя и свободен только
правитель, все остальные его рабы;
- античный: свободна лишь верхушка общества,
все остальные служат ей и зависят от неё,
- германский: осознают себя и свободны все.
;

12. Позитивистский подход

Позитивисты (О. Конт) выделяли следующие
стадии развития общества:
- традиционную;
- доиндустриальную;
- индустриальную.
В несколько изменённом виде данный подход
получил в наше время широкое
распространение (добавлена
постиндустриальная стадия).

13. Культурологический подход О. Шпенглера (1880-1936)

Центральное понятие данного подхода –
культура
Культура – совокупность религий, традиций,
материальной и духовной жизни.
Культура зарождается, живёт и умирает.
Цивилизация – высший уровень развития
культуры, предшествующий её смерти.
Данный подход был особенно популярен в
Европе в 1-й пол. XX века.

14. Типы культур, выделенных Шпенглером:

индийская,
китайская,
вавилонская,
египетская,
античная,
арабская,
русская,
западноевропейская.

15. Цивилизационный подход А. Тойнби (1889-1975)

Цивилизация – устойчивая общность людей,
объединённых духовными традициями,
сходным образом жизни. Географическими,
историческими рамками.
История – нелинейный процесс.
Это процесс зарождения, жизни и гибели не
связанных друг с другом локальных
цивилизаций.

16. Основные цивилизации:

шумерская,
вавилонская,
минойская,
эллинская,
китайская,
индусская,
исламская,
христианская.

17. Локальные цивилизации:

замыкающиеся в национальных
рамках.
В истории человечества, по мнению
Тойнби, около 30 локальных
цивилизаций, заслуживающих
внимания (американская,
германская, русская)

18. Движущие силы истории

Вызов, брошенный цивилизации извне
( невыгодное географическое
положение, отставание от других
цивилизаций, военная агрессия);
Ответ цивилизации на вызов;
Деятельность талантливых,
богоизбранных личностей.

19. Внутренняя структура цивилизации

Творческое меньшинство ведёт за
собой массы, чтобы дать ответ на
брошенные вызовы.
Инертное большинство следует за
элитой. Склонно «тушить»энергию
меньшинства, поглощать её.
В этом случае развитие
прекращается, начинается застой.

20. Стадии развития цивилизаций

Зарождение;
рост;
надлом;
дезинтеграция,
завершающаяся смертью и
полным исчезновением
цивилизации.

21. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин)

Ключевое понятие – общественноэкономическая формация (совокупность
производственных отношений,
производительных сил, политического
строя на определённом этапе
исторического развития).
История рассматривается как
закономерный процесс смены
формаций.

22.

Достоинства:
- глубокая разработка экономических
механизмов развития,
- систематизация исторического процесса.
Недостатки:
- игнорирование культурных,
национальных, спонтанных факторов,
- линейность,
- неполное подтверждение практикой.

23.

Движущей силой истории
объявляются социальные движения
(восстания рабов, крестьянские
войны, революции).
Формации:
- первобытно-общинная,
- рабовладельческая,
- феодальная,
- капиталистическая,
- коммунистическая.

24.

3. «Смысл
истории»

25.

В религиозной интерпретации
общества и истории смысл
задан свыше и непостижим в
полной мере человеком.
В материалистических
концепциях «смысл истории»
это, что обеспечивает
цельность мировой истории (т.
е. связывает её воедино).

26.

В материализме при рассмотрении
данной проблемы возможны два
подхода:
- в любом обществе на любом витке
истории люди производят вещи,
продолжают свой род и создают те
или иные духовные ценности;
- поиск реальных связей и
взаимодействий, объединяющих
историю каждого народа и человека в
некое целостное образование
(национальная идея).

27.

Философия истории стремится
постичь сущность
происходящих событий в
сопоставлении с событиями
прошлого и на этой основе
спрогнозировать будущее.

28. В трактовке проблемы «смысла истории» возможны следующие подходы:

Смысл истории заключается в прогрессе
общества (материалисты);
что важно для отдельного человека, пусть
будет смыслом и для общества
(экзистенциалисты);
Отрицание понятий «смысл жизни», «смысл
истории». Жизнь прекрасна и богата сама по
себе и в то же время трагична, независимо
от того , осознаётся ли человеком её смысл
(Гераклит, Платон, Ницше, Шопенгауэр,
Шпенглер, Тойнби, Сорокин);

29.

благоговение перед жизнью
независимо от её содержания и
смысла (гуманизм, А. Швейцер);
без свободы и творческого
самовыражения жизнь человека
превращается в бессмысленное
существование (Н. А. Бердяев).

30. 4. Исторический прогресс и регресс

Философы 18-19 вв. утверждали, что
прогресс заключён в росте науки и
разума, что способствует улучшению
нравов (Ж. Кондорсе, К. Сен-Симон, Г.
Спенсер).
Ф. В. Гегель считал, что прогресс –
саморазвитие мирового духа и
оправдание Бога за существование зла в
мире.

31. Марксизм

Прогресс прежде всего заключается
в развитии производительных сил
общества и уничтожении
эксплуатации.
Конечная цель прогресса – эволюция
человека в гармонично развитую
личность.

32.

Философы 19-20 вв. Ф. Ницше, С. Л.
Франк, А. Камю провозглашали
ложность самой идеи прогресса,
считали, что следует говорить скорее о
регрессе.
В мире происходит торжество зла и
несправедливости, разобщение людей,
подчинение их внешней силе,
нравственный упадок.

33.

С появлением глобальных проблем,
нарастанием нестабильности в мире
критерии общественного прогресса
меняются.
Прогресс науки, техники,
производства не ведёт к прогрессу
самого человека.
«Всё великое гибнет, всё
незначительное продолжает жить» (К.
Ясперс).

34.

В настоящее время понятие прогресса
общества и истории всё чаще
связывают с такими критериями как:
- средняя продолжительность жизни,
- уровень материнской и детской
смертности,
- показатели физического и душевного
спокойствия,
- чувство удовлетворённости жизнью.

35.

Резко усиливается доля
ответственности каждого
человека за всё происходящее
в обществе, за движение
истории в желаемом
направлении.

36.

5. Будущее

37.

Прогностическая функция
философии – одна из ключевых
функций философии, смысл и
назначение которой в том, чтобы
сделать обоснованные прогнозы
относительно будущего.

38. В обосновании возможности предсказания будущего выделяются следующие аспекты:

онтологический: предвидение
возможно из самой сущности бытия,
его объективных законов;
гносеологический: возможности
познания безграничны;
логический: законы логики остаются
неизбежными и в настоящем, и в
будущем;

39.

нейрофизиологический: наличие у
сознания возможности опережать
отражение действительности;
социальный: человечество стремится
исходя из собственного опыта
развития моделировать будущее.

40. Футурология

особое направление
философии, которое изучает
будущее.
Возникло в 40-е гг. XX века.
Основателем считается
Фленхайм (Г. Парсонс, И.
Бестужев-Лада, Г.
Шахназаров).

41. «Конец истории»

Некоторые исследователи полагают, что
мировая история сейчас находится в точке
бифуркации, где соотношение порядка и
хаоса меняется и наступает ситуация
непредсказуемости.
Представители синергетики (И. Пригожин)
придают основное значение фактору
случайности при учёте нелинейного
характера развития.
English     Русский Правила