Похожие презентации:
Искусство вышивки на Руси
1.
2.
Вышивка является одним из самых любимыхи распространенных видов рукоделия.
В старину на Руси все женщины владели этим
искусством. Вышивка была связана со
стародавними обычаями и обрядами русского
крестьянства.
Каждое изображение, каждый узор охранялись
и не изменялись, потому что все они несли
смысловую нагрузку, имели определенное значение,
часто магическое, заклинательное и были отражены
понятием о жизни и смерти, о приобретении
потомства, о сохранении имущества, размножении
скота и вызревании урожая.
3.
Испокон веков славиласьнаша земля искусством мастериц-рукодельниц.
Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.
4.
Вышивка –это искусство
создания
узоров
на тканях
с помощью
иглы и ниток.
5.
6.
Праздничныеодежды, скатерти,
подзоры, концы
полотенец –
всё было украшено
тканым или
вышитым
орнаментом.
7.
Полотенца, рушникиКак уже было сказано, вышивкой украшали предметы
быта - полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Так же
вышивали праздничную и повседневную одежду,
передники, головные уборы и другие изделия. Как
правило, выполнялись они из простых, недорогих
материалов, но отличались высоким художественным
мастерством. Специально pитyальным предметом, давно
обособившимся от своего бытового двойника, было
полотенце с богатой и сложной вышивкой. Полотенца
служили вожжами свадебного поезда, на полотенцах
несли гроб с покойником и опускали его в могилу.
Полотенцами увешивали красный угол; на полотенце "набожнике" помещали иконы.
8.
Нарядно узорочье русских народныхвышитых полотенец.
Древние славяне считали, что жизнь
человека имеет начало и конец.
Полотенце играло в народной жизни
важную роль, оно сопровождало
человека от рождения до глубокой
старости, как бы отмечая главные
моменты его жизни. Украшенная вещь
становилась участницей общения
людей.
9.
Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить наследующие разновременные пласты:
1) строгая геометрическая орнаментика,
отражающая идею плодородия природы;
2) лицевые изображения женщины или
древа с конями и солярными знаками;
3) лицевые изображения женщины и
подбоченившихся всадников, сидящих
лицом к зрителю;
4) женщина с конными воинами,
изображенными в профиль.
10.
Дивные сказочные птицы живут в узорахкрестьянской вышивки – здесь и птицапава с пышным хвостом, и могучий орёл,
и птица Сирин.
На свадебных полотенцах часто можно
увидеть двух птиц-пав, изображённых по
сторонам куста-древа. Таких птиц
вышивали в знак любви, пожелания
добра и счастья молодым.
11.
Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ –барсов, львов, единорогов.
12.
Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги»,или как их еще называют «месяцы», также привлекали к себе
внимание исследователей.
13.
Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет.Белый цвет связывался в народных
представлениях со светом,
чистотой,
с понятием о благе. Белый цвет
олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня,
жизни, красоты и олицетворял
мужское начало. Красные узоры
воспринимаются как земля,
получившая энергию солнца и
способная дать жизнь всему
живому.
14.
Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянскойвышивке получает распространение техника работы крестом.
Широкое бытование вышивки крестом на всей территории
России было связано с известной парфюмерно-косметической
фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная
мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром,
французом по происхождению, выпускала дешевые сорта
туалетного мыла.
Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское»,
«национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на
которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так
называемом русском стиле, у покупателей имели большой
успех.
15.
По характеру узоров и приемов их выполнения русскаявышивка очень многообразна.
Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои,
только здесь бытующие приемы вышивки,
свои мотивы орнамента, цветовые решения.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две
основные группы: северную и среднерусской полосы.
16.
"Северная вышивка"К северной группе относятся вышивки Архангельской, Новгородской,
Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской,
Владимирской и других областей. Вышивка (равно как и
разнообразная бижутерия) здесь выполняет функцию магических
оберегов от злых духов: ей покрывали все отверстия и проемы в
одежде человека, сквозь которые могли проникнуть духи зла - ворот,
разрез на груди, подол, рукава, плечи, одним словом - места, где
открывается доступ к телу. Эстетическая функция была вторична.
Вовсе не случайно среди многих археологических находок
преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо
более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо
меньше.
17.
Ивановская вышивкаИвановские мастерицы никогда не копировали
слепо
образцы
рисунков
вышивки,
присылаемые из города, а выбирали наиболее
интересные мотивы, по-своему компоновали их.
В привычный узор из виноградных гроздьев, роз
и других садовых цветов они вводили побеги
полевых трав. Кроме белой глади и строчки
изделия для продажи в город украшали
вышивкой, выполненной тамбуром, крестом и
шитьем по вырезу.
18.
Вологодская вышивкаВ разных районах вологодской земли сложились
местные разновидности шитья. Их оригинальность
проявлялась в сюжетах и характере орнамента,
своеобразии техники вышивки и приемах ее
исполнения, размерах узоров, их цвете вообще и
даже
оттенках
красного
цвета
нитей.
В
Великоустюжском уезде вышивали свадебные
ширинки, украшенные крупным геометрическим
орнаментом. Настланные белыми льняными
нитями по белой сквозной сетке мотивы
крючковатых крестов со сложными отростками,
возможно, когда-то были символами плодородия.
Композиции с человеческими
фигурами и птицами особенно
типичны для вышивок из
района Чарозера и Устюжны.
Они
украшали
главным
образом
полотенца,
на
длинных
узорных
концах
которых
нередко
вышивка
сочеталась
с
ткаными
проставками,
полосами
кумача, плетеным и вязаным
кружевом. В вышивках этих
местностей часто встречаются
изображения птицы-павы с
длинным хвостом и особенно
женской фигуры.
19.
Необычную нарядностьпридавала искусная вышивка
женскому костюму.
И.Е.Репин говорил: “ Только малороссиянки
да парижанки умеют одеваться со вкусом!
Вы не поверите, как обворожительно
одеваются девчата, парубки тоже ловко;
но это вовсе не та конфетность пошлая, это
действительно народный, удобный и
грациозный костюм...”
20.
21.
Вышивка - это неумирающийвид народного искусства.
Замечательные произведения
вышивальщиц прошлого
бережно хранятся в музеях и
служат источником
вдохновения для творчества
современников.