Гуманистическая этика
Вопросы
Виды этики (общие представления)
Сфера воздействия данных этик
Поведение
Виды авторитета
Критерии авторитарной этики
Последствия материального критерия
Пример хорошего ученика
Плохой ученик
Авторитарная этика и управление
Пример из Ветхого завета
Гуманистическая этика
Право авторитета
Понимание добродетели
Инициатива и манипуляция
Различия по целям и средствам
Различия по методам моральной регуляции
Основания гуманистической этики
Недостатки гуманистической этики
Гуманистическая этика как направление в теории морали
Содержание ГЭ
Учение У. Файта
ГЭ как апология индивидуализма
Индивидуализм
Позитивные версии ГЭ
Фундаментальное основание гуманистической этики
Интерпретация категорического императива
А. Пушкин о несоблюдении данного императива
«Золотое правило нравственности»
Вывод из «Золотого правила нравственности»
Гуманистическая этика Э. Фромма
Ценности ГЭ по Э. Фромму
Принципы ГЭ
Энвайронментализация ГЭ
Современная интерпретация ГЭ и АЭ
Вопр. 2 Принцип гуманизма
Инвариантное ядро принципа гуманизма
Гуманизм – это мировоззрение, в центре которого человек выступает как высшая ценность, но равноправная по отношению к обществу,
Определения гуманизма, даваемые общественными организациями
Определение Российского гуманистического общества
Гуманисты эпохи Возрождения
Подходы к изучению гуманизма
Динамика гуманизма
Динамика гуманизма
Гуманизм XX- XXI вв.
Современные версии гуманизма
Основы светского гуманизма
Эволюционный гуманизм
Постулаты ЭвГ
Ноосферный гуманизм
Представители ноосферного гуманизма
Экологический гуманизм (экологическая этика)
Представители ЭГ
Гражданский гуманизм
Общий вывод
2.72M

Гуманистическая этика

1. Гуманистическая этика

Лекция

2. Вопросы

• 1. Гуманистическая и авторитарная этика.
• 2. Принцип гуманизма.

3. Виды этики (общие представления)

• Гуманистическая:
• Авторитарная:
- то, что является благом
для человека,
определяет сам
человек.
- В итоге, человек – это и
создатель и
исполнитель норм.
- то, что является благом
для человека,
определяет авторитет.
Однако авторитет не
всегда является
авторитарным.
Поэтому данная этика
является неоднозначной.

4. Сфера воздействия данных этик

• Авторитарная и
гуманистическая этики
воздействуют на:
- ситуативное поведение
человека;
- профессиональное
поведение человека.

5. Поведение

6. Виды авторитета

• Рациональный авторитет:
- Основан на
компетентности человека,
- Такому человеку доверяют
вполне обоснованным
образом,
- Рациональный авторитет
прислушивается к критике
и совместим с
гуманистической этикой.
• Иррациональный авторитет:
- предполагает
иррациональную власть
(физическую и ментальную) над
людьми, спекулирует на их
беспомощности.
Поэтому, когда говорят об
авторитарной этике, имеют
ввиду иррациональный
авторитет.

7. Критерии авторитарной этики

• Формальный:
- Отрицание у человека
способности знать, что
хорошо, а что – плохо.
- Нормы морали основаны на
иррациональном
благоговении и страхе перед
авторитетом, который
находится вне всякой критики.
• Материальный:
- То, что хорошо или плохо,
определяется на основании
интересов самого авторитета.
- Хорошо = то, что социальный
авторитет одобряет.
- Плохо = то, за что социальный
авторитет наказывает.

8. Последствия материального критерия

• Человек боится неодобрения и
стремится к одобрению.
• Эмоциональное давление не
позволяет ответить на вопрос
– а соответствуют ли эти
нормы самому человеку, его
интересам и потребностям
(собака «хороша», ибо хороша для
меня, автомобиль «хороший», ибо
хорош для меня и т.д.).

9. Пример хорошего ученика

• Ученик хороший, если он:
1. Послушен,
2. Не причиняет хлопот.
Но такой ученик может быть
забитым, запуганным и
неуверенным в себе.
(плохой ребенок может иметь
собственные интересы, но
неугодные его родителям)

10. Плохой ученик

11. Авторитарная этика и управление

• Авторитарная этика – это
модель управления на основе
страха и эмоционального
подавления, а не на основе
признания компетентности
авторитета со стороны
подчиненных.
• Послушание ради послушания
– главная добродетель.
• (главный же грех – это
неповиновение).

12. Пример из Ветхого завета

• Нарушение запрета вкушать
«запретный плод» - это грех в
виде ослушания.
• Вкушение яблока – вызов
авторитету.
• Следствие – изгнания из рая.

13. Гуманистическая этика

• Формально основывается на принципе, что
именно сам человек определяет, что есть его
благо.
• В материальном отношении под благом
понимается то, что содействует установлению его
благополучия, учитывающего свободное
волеизъяволение личности.

14. Право авторитета

• За авторитетом
закрепляется
абсолютное право
одобрять или осуждать.
• Критика авторитета
запрещена.

15. Понимание добродетели

• Гуманистическая этика:
- Добродетель – это
совершенство
человека/совершенство его
деятельности (Аристотель),
- Добродетель – уникальность и
индивидуальность человека
(Парацельс).
- Приветствуется
инициативность и
предприимчивость.
• Авторитарная этика:
- Добродетель – послушание и
отрешение от своей
индивидуальности.
- Приветствуется
исполнительность и
манипулируемость в системе
государственного и
производственного
управления.

16. Инициатива и манипуляция

17. Различия по целям и средствам

• Высшая ценность –
свобода, интересы и
свобода человека.
• Данные приоритеты
находятся в основании
этики
гражданственности
(Человек – Общество –
Государство).
• Высшая ценность и цель –
интересы общества и
государства. В этой
ситуации человек теряет
самоценность.
• Он – средство для
достижения целей,
действующее добровольно
или по принуждению.

18. Различия по методам моральной регуляции

• Свободный и самостоятельный
выбор индивидом
собственной линии поведения
на основе этической
компетентности, личных
интересов и способности
предвидения.
• Готовность нести
ответственность, прежде всего,
перед сами собой.
• Внешнее
принуждение,
осуществляемое
через механизм
принуждения – страх,
зависимость,
насилие.

19. Основания гуманистической этики

• Антропоцентризм.
• С гуманистической точки зрения нет ничего выше и
достойнее, чем человек («человек есть мера всех
вещей»).
• В результате в данной этике моральное поведение
не определяется как соотношение с
трансцендентным началом.

20. Недостатки гуманистической этики

• Признание человека в
• По этой причине
качестве критерия
гуманистическая этика
благого и дурного
подвергалась
приводит к эгоизму.
совершенствованию в
направлении
В результате на
признания того, что
пьедестал выносятся
достижение блага не
индивидуалистические
интересы и потребности. предполагает изоляцию
и отрыв от общества.

21. Гуманистическая этика как направление в теории морали

• Получила свое развитие в трудах
американских этиков (с 20-х гг. ХХ века):
- У. Файт,
- И. Вэббит,
- К. Гарнет,
- И. Левин.

22. Содержание ГЭ

• Нравственность выводится из
специфически человеческих
явлений, а именно из явлений
индивидуальной психологии.
• В результате ГЭ приходит к
субъективистскому и
индивидуалистическому
пониманию нравственности.
• Критерии нравственности:
- осознание человеком своих
действий и готовность
отказаться от извне
поставленной цели (Файт);
- внутренняя сосредоточенность
и отказ от «внешней экспансии»
(Вэббит).

23. Учение У. Файта

• Понятие добра всегда
индивидуально и имеет смысл
лишь для личного сознания
того или иного человека.
• Добро же других людей –
имеет для меня значение
лишь потому, что помогает
мне понять самого себя.
•Человек не обязан
уважать учитывать
интересы людей,
которые не могут
постоять за себя.

24. ГЭ как апология индивидуализма

• ГЭ отрицает значение общих принципов,
одинаково распространяющихся на всех
людей.
• Индивид воспринимается как единственная
точка отсчета для всех его действий.
• В результате, прослеживается тенденция
антигуманизма в ГЭ.

25. Индивидуализм

26. Позитивные версии ГЭ

• Человек обретает себя и
свое счастье только в
контексте солидарности с
другими людьми.
• Любовь к другим людям –
врожденное свойство
человека, независящее ни
от каких трансцендентных
сил.
• (Светский характер ГЭ)

27. Фундаментальное основание гуманистической этики

• И. Кант
«Нельзя относится к
другому человеку только
как к средству, но всегда
при этом следует
относиться к нему как к
цели».

28. Интерпретация категорического императива

• В результате категорический императив
провозглашает важнейшее гуманное положение,
означающее, что всякий человек заслуживает
отношения к нему как к личности, достоин быть в
центре внимания других; что никто не вправе
использовать человека как орудие, средство
достижения личных или социальных целей, т.е.
относиться к нему как средству или материалу.

29. А. Пушкин о несоблюдении данного императива

• «… все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя;
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико смешно…».

30. «Золотое правило нравственности»

• Данное правило содержит гуманистическую идею равенства всех
людей.
1. Позитивная формулировка: «Поступай по отношению к другим
людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению
к тебе».
2. Негативная формулировка: «Не поступай по отношению к
другим людям так, как ты бы не хотел, чтобы они поступали по
отношению к тебе».
(«Чего в других не любишь, того не делай сам»).

31. Вывод из «Золотого правила нравственности»

• Оно означает право и
обязанность личности
брать на себя
ответственность за свои
поступки, способствует
выработке стремления
ставить себя на место
другого человека.

32. Гуманистическая этика Э. Фромма

• Гуманистическая этика ориентирована на
жизнь, свободу и интересы человека.
• Цель человека, по Э. Фромму, быть самими
собой, а условие достижения такой цели –
быть человеком для себя.

33. Ценности ГЭ по Э. Фромму

• «Не самоотречение и себялюбие,
а любовь к себе; не отрицание
индивидуального, а утверждение
своего истинного человеческого
Я» (Фромм Э. Человек для себя.
Минск, 1992. С. 15).
• Данная этика обеспечивает
человеку (личности, гражданину
и профессионалу) свободный
выбор жизненной стратегии.

34. Принципы ГЭ

• - Человек обладает моральной автономией, разумностью
и независимостью.
• - Человек способен самостоятельно различать добро и
зло, правильно их оценивать.
• - Человек признает достоинство себя и других людей.
• - Человек призван творчески реализовывать себя в мире,
заявлять о своей индивидуальности в позитивном ключе.

35. Энвайронментализация ГЭ

• ГЭ начинает включать в
себя также и
экологический
императив,
осуществляя
морализацию
отношения человека к
природе.

36. Современная интерпретация ГЭ и АЭ

• Они рассматриваются как две стороны общественной морали, а
не как альтернативные виды этики (Т.В. Мишаткина).
• Они не только противоположны, но и взаимосвязаны.
• Общество может использовать данные этики параллельно,
подобно тому как в обществе всегда сосуществуют
индивидуализм и коллективизм.
• Разумеется, в современных условиях гуманистическая этика
более предпочтительна и отвечает тенденции гуманизации
общества.

37. Вопр. 2 Принцип гуманизма

• Принцип гуманизма является принципом как
морали, так и права (морально-правовой
принцип).
• Данный принцип возник в рамках различных
гуманистических учений, имеющих при всем
своем своеобразии некое инвариантное ядро.

38. Инвариантное ядро принципа гуманизма

• Человек признается высшей ценностью;
утверждается вера в человека, его способность к
самосовершенствованию; предполагается
требование свободы и защиты достоинства
личности; обосновывается право человека на
счастье.
• Удовлетворение потребностей и интересов
личности должно быть конечной целью общества.

39. Гуманизм – это мировоззрение, в центре которого человек выступает как высшая ценность, но равноправная по отношению к обществу,

природе и космосу
• Согласно Цицерону:
Гуманизм – это высшее
развитие нравственных и
эстетических
способностей человека в
сочетании с мягкостью и
человечностью.

40. Определения гуманизма, даваемые общественными организациями

• Гуманизм – это
• Гуманизм – прогрессивная
демократическая, этическая
жизненная позиция, которая
жизненная позиция,
без помощи веры в
утверждающая, что человечки
сверхъестественное
существа имеют право и
утверждает нашу способность
обязанность определять смысл
и обязанность вести этический
и форму своей жизни
образ жизни в целях
(Международный
самореализации и стремления
гуманистический союз).
принести большее благо
человечеству (Американская
ассоциация гуманистов).

41. Определение Российского гуманистического общества

• Гуманизм – это мировоззрение, которое
провозглашает высокую и уникальную ценность
человека, его право на счастье, развитие и
проявление своих положительных способностей,
на свободное и ответственное участие в жизни
мира и общества.

42. Гуманисты эпохи Возрождения

43. Подходы к изучению гуманизма

• Исторический (изучение процесса становления и
развития гуманизма);
• Культурологический (исследование влияния
гуманизма на экономику, политику, искусство);
• Антропологический (гуманизм рассматривается в
контексте представлений о человеке как
суверенном существе).

44. Динамика гуманизма

• Гуманизм постоянно
развивается, а его идеалы
постоянно корректируются
в связи с новыми
историческими вызовами.
• Следствие: принцип
гуманизма обладает
подвижным характером
своего содержания.

45. Динамика гуманизма

• Возник в культурах древних цивилизаций,
затем оформился как как феномен культуры в
эпоху Возрождения.
• Своего пика достиг в эпоху Просвещения.
• В конце 19 века обособились две формы
гуманизма – светский и религиозный.

46. Гуманизм XX- XXI вв.

• В этот период гуманизм получил свое дальнейшее
развитие и институциональное оформление, став
идеологией многочисленных общественных
движений в России и за рубежом.
• Гуманизм рассматривается как идейная и
мировоззренческая основа для гуманизации
человека и общественной жизни в современных
условиях цивилизационного развития.

47. Современные версии гуманизма

• Светский гуманизм (П. Куртц).
Акцент ставится на использовании
критического мышления и науки для решения
современных проблем человечества.
Позиционирует как противоположность
теоцентризма, природоцентризма и
социоцентризма.

48. Основы светского гуманизма

• Согласно П. Куртцу, СвГ
тесно связан с наукой,
здравым смыслом и
скептицизмом.
• Гуманистическая
рациональность имеет
эмоциально-этическую
окрашенность, что
позволяет избежать
холодной рассудочности.

49. Эволюционный гуманизм

• Ставит своей задачей радикальную реорганизацию всех
систем общества, или гуманистическую революцию, с
целью предотвращения разрушительных последствий
воздействий человека на природу.
• ЭГ утверждает единство человека с остальной жизнью и
универсумом в целом, включает человечество в единую
эволюционную цепочку.
• Представители: Дж. Хаксли, Д. Симпсон, К. Уоддингтон.

50. Постулаты ЭвГ

• Человек несет ответственность за свою жизнь и жизнь
всей планеты.
• Человек – лишь один из видов, существующих на Земле.
• Реализация высоких идеалов является приоритетной по
сравнению с достижением материального благополучия.
• Необходимо повышать качество жизни, а не добиваться
увеличения количества товаров и услуг.

51. Ноосферный гуманизм

• Трактует человека в качестве биосоциокосмического
существа.
• Придерживается философской веры в решающую роль
человеческого разума в космоэволюционном процессе.
• Говорит о необходимости универсальной науки о
единстве человека, жизни и Вселенной.
• Приоритеты: достойная жизни для каждого,
экологическая безопасность, общечеловеческая
солидарность.

52. Представители ноосферного гуманизма

• В.И. Вернадский,
• А.А. Богданов,
• Н.А. Умов,
• А.Л. Чижевский,
• Н.Н. Моисеев.
• И.М. Борзенко.

53. Экологический гуманизм (экологическая этика)

• Акцент ставится на взаимосвязанности и сопряженности
процессов в живой и неживой природе, социальном и
природном мирах.
• На основе идеи коэволюционизма делается вывод о
необходимости отказа от технократической парадигмы и
крайностей антропоцентрических и биоцентрических
представлений.
• Усиленное внимание – к сохранению человека и культуры на
основе устойчивого развития.

54. Представители ЭГ

• Н.В. ТимофеевРесовский,
• Г. Парсонс,
• Ф. Рейгал,
• Ф. Берг

55. Гражданский гуманизм

• Направлен на формирование социально ответственной
личности.
• Предполагает реализацию именно социального
потенциала гуманистического мировоззрения.
• Гуманизм должен поддерживать демократические
ценности и идеи гражданских свобод и прав человека.
• Представители: В.Л. Гинзбург, В.А. Кувакин, А.Г.
Круглов.

56. Общий вывод

• Гуманизм является комплексным и
многоаспектным явлением.
• Гуманизм – это мировоззрение, система
ценностей, способ мышления, социальный
феномен.
• Гуманизм включает в себя новые, а также
проверенные временем ценности и воззрения
человека на себя и на окружающий мир.
English     Русский Правила