Импрессионизм
«Концерт в кафе»
«Завтрак на траве», 1863.
Викторина Меран. Фрагмент «Олимпии», 1865
«Суд Париса». Гравюра Маркантонио Раймонди по рисунку Рафаэля
«Олимпия», 1865
«Портрет Жанны Дюваль», 1862
«Чтение», 1865
«В зимнем саду», 1879
Балкон. 1868 г. 
«Бар в Фоли-Бержер», 1882
Бой быков
Аржантей. 1874 г.
Дама в меховой накидке
Эмиль Золя
Железная дорога
Любитель абсента
Матадор
Музыка в саду Тюильри
Нана
Портрет Берты Моризо
Портрет Евы Гонсалес
Старый музыкант
Весна. Жанна
В кабачке папаши Латюиля
Завтрак в мастерской
«Завтрак на траве»
«Женщины в саду»
«Вокзал Сен-Лазар»
«Здание парламента. Солнечный свет в тумане»
«Впечатление. Восход солнца»
«Поле маков у Аржантея»
«Пруд с водяными лилиями»
Камилла (1866)
Прогулка. Дама с зонтиком (1875)
Лягушатник (1869)
Сан-Джорджо Маджоре в сумерках (1912)
Серия картин «Стог сена в Живерни»
Серия «Руанский собор»
Серия «Парламент в Лондоне»
«Водяные лилии» («Нимфеи») (1916)
Японский мостик
7.40M
Категория: ИскусствоИскусство

Импрессионизм. Эдуард Мане

1. Импрессионизм

2.

• Эдуард Мане — первый современный
художник. Так считали его современники; эта
точка зрения не изменилась и сегодня.
Именно Мане сыграл ключевую роль в
обновлении живописной системы западного
искусства.
• Эдгар Дега, который был его другом, сказал на
похоронах Мане, что его гигантский масштаб
как художника современники не могут
осознать. О том же в своем эссе «Поэт
современной жизни» напишет Шарль Бодлер.

3.

4.

• Истоки
• Мане был учеником Кутюра, художника
академического толка. Академисты жестко
противопоставляли себя новым
направлениям живописи — реализму и
импрессионизму. Парадоксально, что
именно Мане совместил в себе все
противоречия французской живописи этого
периода.

5.

• Мане невозможно вписать в какое-то современное
направление, он шире каждого. Он увлекался
импрессионизмом, но подчинил эту технику собственным
целям и задачам, поэтому последовательным
импрессионистом никогда не был.
• Часто пытаются определить Мане как художника-реалиста. Его
можно назвать реалистом в том смысле, что многие его
картины посвящены обыденной современной тематике. С
определенного момента он становится художником парижской
повседневности. Именно тогда, во время прихода к власти
Наполеона III, Париж приобретает современный архитектурный
облик. Появляется система переходящих из одного в другой
бульваров, которые любили писать импрессионисты.

6.

• Париж опережал другие европейские
столицы: здесь формирование новой
урбанистической среды началось раньше, чем
в Берлине или Лондоне.
• Сам облик города визуализировал то, что
можно назвать современностью. Не
последнюю роль в этом играл технический
прогресс. На улицах появляются автомобили,
железные дороги делают людей мобильнее,
кино и фотография дают новые возможности
для искусства.

7.

• Перемены не с чем было сопоставить в прошлом:
появилось ощущение, что пришли кардинальные
изменения; что современность, актуальность,
текущее время гораздо интереснее и ценнее, чем
прошлое. Искусство на это откликнулось очень
живо, художники стали искать средства и пути,
чтобы визуализировать момент «здесь и сейчас».
• Эдуард Мане стал тем художником, который в своих
картинах показал новый Париж и его его
обитателей; интерьеры парижские кафе с особой
атмосферой и их завсегдатаев. Но Мане не просто
фиксировал реальность — таких художников было
много.

8. «Концерт в кафе»

9.

• Мане от них резко отличался: он не только вел живописный дневник,
для него было важно придать ценностный статус новым реалиям,
поднять их до уровня эстетических ценностей. Он как бы показывает
зрителям, что этот Париж, люди, слоняющиеся по бульварам,
достойны того, чтобы запечатлеть их в высоком искусстве. Чтобы
поднять повседневность на новый уровень, Мане обращался к
художественным формулам старых мастеров: Рембрандта, Рубенса,
Тициана, Корреджо и Караваджо. Их языком он говорил о
современности, о том Париже, который его окружал.
• Его обращение к старым мастерам служило поводом для обвинений в
плагиате. Критика писала, что Мане, конечно, чрезвычайно
талантливый художник, с прекрасной живописной техникой, но
совершенно лишенный воображения. Что он вынужденно крадет у
старых мастеров композиционные приемы. Это полная глупость, ведь
«Бар Фоли-Бержер» доказывает, что мало кто из его современников
обладал таким воображением, но язык старых мастеров был ему
нужен для своих целей.
• Первой картиной, с которой Эдуард Мане входит в современную
художественную жизнь Парижа, стал знаменитый «Завтрак на траве»,
который появился в «Салоне отверженных» 1863 года.

10. «Завтрак на траве», 1863.

11.

• Салон отверженных
• В начале 60-х гг. официальные академические выставки,
салоны, становились год от года все скандальнее.
Происходило это из-за того, что академическое жюри
салонов отвергало все, что не вписывалось в академическую
систему. Это вылилось в конфликт: в 1863 г. открылся
очередной Салон, в который не попало огромное количество
художников.
• Разозлившись, они собрались вместе и организованно
обратились к Наполеону III с жалобой на салон и на действия
«министра культуры». Наполеон III, видимо, почувствовал,
что протест становится слишком сильным, и принял
решение параллельно с официальным салоном открыть
Салон отверженных. Прошло два таких Салона — 1863 г. и
1865 г. В обоих салонах принимал участие Эдуард Мане, в 1863
году выставил «Завтрак на траве», а в 1865 году —
«Олимпию».

12.

• Первые работы Мане уже отличаются тем, что отдельными
своими фрагментами восходят к картинам старых мастеров.
Скандал, который разгорелся вокруг «Завтрака на траве», не
имел себе равных. То же самое повторилось с «Олимпией» в
1865 году. Обе картины оказались в центре внимания и
подверглись насмешкам, остракизму в прессе, которая не
стеснялась в выражениях, обзывала художника и его
персонажей.
• Но ведь сюжет «Завтрака на траве» действительно непонятен. С
одной стороны изображена абсолютно обыденная сцена: в то
время стало принято в выходной день выезжать на пикник,
чаще всего на берега Сены. Импрессионисты создадут
множество картин на эту тему, в том числе Жорж Сёра создаст
свой знаменитый «Гранд-Жатт».

13.

• Этот обычай определенных слоев парижского общества
сложился довольно давно. Но зрители были озадачены тем, как
изображает пикник Мане, и никак не могли найти этому
однозначного объяснения. Оно не найдено до сих пор, потому
что его просто нет. Первое, что удивляло — это полностью
обнаженная женщина на переднем плане в обществе двух
одетых мужчин, один из которых указывает рукой на нее, а
может быть и не на нее, одет не по современной моде, а по
моде более раннего времени.
• На заднем плане водоем, который замечательно написан:
художник с большим мастерством пишет воду и пейзаж. И там,
склонившись, стоит еще одна полуобнаженная женщина.
Объяснить, почему он соединяет здесь такую группу,
невозможно.

14.

• Обнаженная женщина — это любимая
натурщица Мане, которая станет героиней
многих картин. Появится она и в «Олимпии» —
Викторина Мёран. Она была
профессиональной натурщицей, ее писал не
только Мане.
• Она привлекала художников необычностью
облика, но кончила она не очень весело:
попыталась сама стать художницей, начала
писать и даже немного выставляться, но
наркотики и алкоголь закончили ее жизнь.

15.

16. Викторина Меран. Фрагмент «Олимпии», 1865

17.

• Здесь изображен брат художника, Эжен Мане, который
впоследствии станет мужем любимой и самой
талантливой ученицы Эдуарда Мане Берты Моризо, и
один из его друзей. В «Завтраке на траве» уже
появляются те особенности творчества Мане, о которых
сказано выше.
• Группа на переднем плане восходит к картине Рафаэля,
которая не сохранилась, но была очень известна по
гравюре Раймонди. А женская фигура на заднем плане
восходит к одному из образов Леонардо до Винчи. Это
сходство было выявлено сразу, и сразу же начались
упреки в адрес художника в отсутствии воображения. В
этих визуальных, именно визуальных, а не смысловых
формулах, Мане втискивает современную жизнь.

18. «Суд Париса». Гравюра Маркантонио Раймонди по рисунку Рафаэля

19.

20.

• В этой картине соединение современности с образцами
живописи старых мастеров наиболее парадоксальное.
Впоследствии таких необъяснимых ситуаций не встречается.
• Написана картина удивительным образом: Мане тонкий
колорист. У него есть образец — помимо Делакруа, это
испанская живопись.
• Не так много французских художников ориентируются на
испанцев, тем более на Гойю. Применение его уроков тоже
придает творчеству Мане большую специфику. В анализе
«Завтрака на траве» про испанцев говорить не приходится, но
при этом колорит все равно очень необычный. Мане уже очень
своеобразно применяет черный цвет. Позже, в его живописи
черный цвет будет играть важнейшую роль.

21.

• Перед нами двое молодых мужчин среднего
класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на
обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда
брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.
• Публика была шокирована. Люди толпами приходили
на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться
работой. А чтобы всласть покритиковать.
• Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена
Мане. Но это были нереальные женщины. Богини.
Восточные полусказочные одалиски.
• “В завтраке на траве” зрители увидели не божественных
созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят
время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.

22.

• Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь
выставят напоказ.
• Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на
заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний
план, она будет под 3 метра.
• Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали
критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл
и Леонардо да Винчи.
• Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех
остальных. В положении сидя он вровень со стоящими. Такие
хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял.
Первым на это отважился Мане. Ему было важно передать
определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы.

23. «Олимпия», 1865

24.

25.

• В 1865 году художник выставляет «Олимпию».
Мане снова пишет натурщицу Викторину
Мёран. Он обращается к теме обнаженной
натуры у старых мастеров. Можно вспомнить
не столько даже «Обнаженную Маху» Гойи,
сколько художников высокого Возрождения и
их обнаженных Венер. Это тот же мотив, но
только все визуальные характеристики,
которые свойственны картинам старых
мастеров, переброшены и адаптированы к
современности.

26.

27.

28.

• До Гойи, чтобы изображать обнаженную женскую натуру,
нужно было обращаться к античной мифологии. Был еще
Курбе, который позволили себе нарушить это правило, но он
делал это в другом ключе.
• Курбе пишет на пороге эротики, здесь этого нет, но есть тема
проститутки, о чем здесь говорит все, в том числе и служанка на
заднем плане, которая вносит букет цветов, наверное, от
благодарного поклонника.
• Тело самой Викторины на картине Мане решено в очень
графичной манере, оно вычерчено острой линией. На фоне
того, что все остальное — ложе, на котором она лежит, тело
служанки, написано в очень живописной манере,
моделировано цветом в духе Делакруа. Его эксперимент не был
принят критикой: писали, что Олимпия вырезана из жести.

29.

• Мане решится показать публике “Олимпию” спустя два года
после ее создания. Разразился скандал пуще прежнего.
• Художника обвиняют в “непостижимой склонности к
вульгарности”. Газеты советовали беременным женщинам
воздержаться от просмотра картины. Чтобы не испытать
чрезмерного волнения. Ведь они бы увидели не пристойную
живопись, а “игральную карту”. Вернее “одалиску с желтым
животом”. И даже “самку гориллы”.
• Куртизанок в Париже было много. Но респектабельные
горожане предпочитали не обсуждать их существование. А тут
их буквально носом тыкают в порочную сторону жизни. Ведь
многие мужчины пользовались их услугами.

30.

• Публика не приняла не только сюжет. Но и не
поняла новаторства в технике. Мане не стал идти по
традиционному пути. И выписывать тело с
помощью мягких переходов от света к тени. Он
видел, что ярко освещённое тело – однородного
цвета. Что делает его плоским. Но от этого оно
становится более реалистичным.
• Такая реальная и порочная дама слишком уж
вызывающе на всех смотрела. Люди были не готовы
к правде жизни. Отсюда – отторжение и
высмеивание.

31.

• После «Олимпии» начинается история
зрелого творчества художника. Он очень
разносторонний живописец: его интересует
и исторический жанр, и портрет, особенно
— однофигурные изображения женщин в
интерьере.

32. «Портрет Жанны Дюваль», 1862

33.

• В 1862 году написана картина «Любовница
Шарля Бодлера». Жанна Дюваль была очень
эффектной женщиной. Сразу бросается в глаза
белый цвет платья, белая и прозрачная
тюлевая занавеска, сквозь которую
просвечивают другие цветовые тональности.
Картина полна самоценного и пронзительного
живописного богатства: Мане начинает
извлекать живописные эффекты, которые
были под силу очень немногим.

34. «Чтение», 1865

35.

• Одна из самых богатых и интересных картин в плане живописи —
«Чтение» 1865 года. На переднем плане портрет жены художника,
мадам Мане, на заднем плане юноша. В жизни Мане есть странный
момент – он не сразу женился на мадам Мане, у них родился сын до
оформления брака, почему-то Мане его не признал, он рос в семье,
но даже после того как отношения были оформлены официально, он
его не признал. Этот юноша Леон Коэла (Леенхофф) только после
смерти Эдуарда Мане был официально признан его сыном. Здесь он и
изображен.
• Мы снова видим, что в картине ничего не происходит. Нет никакого
особенного действия, и внимание художника сконцентрировано на
женском образе. Это портрет, абсолютно узнаваемый, но портретная
задача уходит на задний план. Главное, что здесь занимает художника
— это цвет. Здесь хочется использовать музыкальные сравнения: это
симфония белого цвета.

36. «В зимнем саду», 1879

37.

• «В зимнем саду» или «В оранжерее», картина
небольшого формата — это портрет знакомой
художнику семьи, который был ему заказан. Вся
задача картины состоит в том, чтобы написать этот
портрет, но художник решает эту проблему
несколько необычно, лица мужчины мы почти не
видим, из-за того, что голова опущена довольно
низко, что дает персонажу выстроить какие-то
более психологизированные отношения.
• Главное в картине — это цвет живописи. Скамья
зеленого тона, отсылающая зрителя к «Еврейской
свадьбе» Делакруа.

38.

39.

• Балюстрада задает очень частый ритм, сквозь
который мы видим ноги мужчины, зелень. Очень
красиво написан зонт — легкого лимонно-желтого
цвета. Очень эффектный розовый— в банте, в
головном уборе, в цветах. Желтый цвет зонта
входит в очень красивый цветовой диалог с тоном
брюк. Здесь бездна красивых живописных
эффектов, приковывающих и не отпускающих
зрителя. Для XIX века парный портрет — очень
распространенное явление, но у Мане портрет
получает совершенно новую трактовку, становится
поводом, чтобы внести такое огромное живописное
богатство на поверхность холста.

40. Балкон. 1868 г. 

Балкон. 1868 г.

41.

• На переднем плане – художница Берта Моризо. Она была
влюблена в Мане. А он в неё. Но приличия так и не позволили
им пойти дальше разговоров о живописи.
• Картину ругали. Ведь лица девушек откровенно не
прорисованы. Кто не знал Мане, были уверены в отсутствии
опыта у художника.
• Но Мане пошёл на такое упрощение намеренно. Едва наметив
носы девушек. Он заметил, что на ярком солнце мы не видим
на лицах полутонов и теней.
• В этом парадокс живописи Мане. Плоские лица и тела делают
его живопись более реалистичной. На картине “Балкон” этот
эффект подчёркивается яркими перилами. Они зрительно
отодвигают фигуры на задний план. Придавая изображению
ещё больший объем.

42.

• Эдуард продолжил эксперименты с ярким
освещением. Но теперь его интересовал
контраст яркого света и темноты. Как
нельзя лучше для этого подходила сцена на
балконе. Ярко освещённые фигуры снаружи
и очень тёмный интерьер комнаты внутри.
• Прототипом станет работа Гойи “Махи на
балконе”.

43.

• С 1879-80 гг. состояние Мане сильно
ухудшилось. Последние два года жизни
художника прошли в физических муках, он
практически с 1879 г. не пишет больших
картин, зато создает серию замечательных,
маленького формата, но великолепно
написанных натюрмортов.

44.

45.

• Поразительные живописные эффекты он извлекает
из полюбившегося мотива –стеклянная ваза с
цветком на столе. По-разному выглядят вазы,
появляются разные цветы. Этот тип натюрморта он
пишет последние два года. Его очень занимает
изображение воды в стеклянном сосуде, глаз
зрителя видит эту воду сквозь прозрачное стекло,
видно, как стебелек преломляется в воде. Это очень
тонко, изысканно написанные натюрморты, но все
же, это вынужденное творчество, потому что он не
мог стоять долго перед мольбертом, писать
большие картины.

46. «Бар в Фоли-Бержер», 1882

47.

• В 1882 году художник пишет картину «Бар в «Фоли-Бержер», в
год смерти. Это настоящий подвиг: Мане создает свою самую
сложную, самую удивительную картину на пороге смерти.
• Самое сложное в этом полотне — то, как построено
живописное пространство, сконструированное как минимум с
двух точек зрения. Часть картины написана с точки зрения
визави, другая часть картины с другой точки зрения, как будто
смещаясь к левому краю холста.
• С одной стороны, Мане пишет картину с того места, где
находится персонаж, с которым девушка беседует. Он стоит
перед ней и она на него смотрит, но это место словно на какоето время занял художник. Вторая точка зрения — в зеркале, где
отношения пары выстроены совершенно по-другому. Он на нее
смотрит сверху вниз, с властной манерой.

48.

• Фактически в этой картине художник изображает типичный
характерный для Парижа образ жизни. Может быть, самый
характерный. Театры, кабаре, кафе-шантаны — это места с
увеселительными представлениями, бар «Фоли-Бержер» был одним
из самых больших таких мест, и их посещение вошло очень глубоко в
обыденную жизнь определенной части парижского общества. С одной
стороны, это очень точная характеристика этой части жизни общества,
с другой — интересно как художник это изображает. Натюрморт,
написанный в зеркале и отраженный потом в зеркале, дает
представление о том, что пили в Париже в таких местах. Вазы, фрукты,
цветы — это все тоже характеристики повседневной атмосферы
Парижа.
• Возникает ощущение, что художник как бы моделирует некую
квазиситуацию отсутствия автора, он выстраивает все так, чтобы
возникло ощущение, что здесь нет никакого авторского
вмешательства, будто зритель видит что происходит разными глазами
— то глазами мужчины, который стоит на самом деле на месте
зрителя, то глазами еще какого-то посетителя, который наблюдает всю
сцену в зеркале.
• С помощью зеркала видим основную часть пространства. Реальное
пространство совсем небольшое, а все остальное это иллюзорное
пространство, отраженное в зеркале. Это не случайные игры, все
выстроено сложным и даже каким-то философским образом.

49.


Перед нами работница бара в знаменитом кабаре Парижа. Ее грустные глаза
смотрят мимо зрителя. Она думает о чем-то своём. Позади неё зеркало. В нем
мы видим посетителей кабаре. Ноги выступающей акробатки. В нем же
отражается сама барменша и стол с бутылками.
Но приглядитесь. Девушка отраженная отличается от девушки реальной.
Бутылки тоже стоят в отражении по-другому.
Что это? Возможно, что Мане решил совместить события настоящего и
прошлого в одном полотне.
До него так поступал только Леонардо да Винчи. В его “Тайной вечере” тоже
изображено одновременно два события. Момент, когда Христос произносит
роковые слова “Один из вас предаст меня”. И приобщение апостолов к
причастию.
“Бар в Фоли-Бержер” Мане написал уже в статусе признанного художника.
Многие осознали, что Мане кардинально повлиял на всю западную
живопись. В 1882 году он получил Орден почётного легиона.
Но после этого он уже напишет очень мало работ. Его здоровье стремительно
ухудшалось. Он умрет в 1883 году. Не успев вволю насладиться всеобщим
признанием, о котором так мечтал.

50. Бой быков

51. Аржантей. 1874 г.

52.

• В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим
другом Клодом Моне. Их летние дачи были по соседству в
местечке Аржантей.
• Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное
влияние главного импрессиониста. Картина “Аржантей” тому
подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом
воздухе). Яркими сочными красками.
• Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный
день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был
уверен, что такая невинная картина будет благосклонно
принята публикой. Но не тут-то было…
• Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение
художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже
Средиземное море не может похвастаться такой синевой,
негодовали они.
• Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду
традиционного зеленоватого оттенка.

53. Дама в меховой накидке

54. Эмиль Золя

55. Железная дорога

56. Любитель абсента

57. Матадор

58. Музыка в саду Тюильри

59. Нана

60. Портрет Берты Моризо

61. Портрет Евы Гонсалес

62. Старый музыкант

63. Весна. Жанна

64. В кабачке папаши Латюиля

65. Завтрак в мастерской

66.

• Оскар Клод Моне – является основателем и
теоретиком французского импрессионизма,
которому следовал на протяжении всего
творческого пути.
• Живописная манера Моне в импрессионизме
считается классической. Для нее характерны
раздельные мазки чистого цвета, создающие
богатство света при передаче воздушной
среды. В своих картинах художник стремился
передать сиюминутное впечатление от
происходящего.

67.

68.

• Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840
г. Когда ему исполнилось 5 лет, семья
переехала в Нормандию, в Гавр. В школе
мальчик ничем особым не отличался, кроме
способностей к рисованию.
• У его родителей была бакалейная лавка,
которую они надеялись передать сыну.
Вопреки надеждам отца, Клод с раннего
возраста тянулся к живописи, рисовал
карикатуры и не помышлял о том, чтобы стать
бакалейщиком.

69.

• В местном салоне пользующиеся успехом карикатуры,
нарисованные Клодом, продавались по 20 франков. Увлечению
способствовало и знакомство юноши с
пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник
показал начинающему живописцу основные приемы живописи
с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя,
взявшая на себя заботу о юноше после смерти матери.
• Занятия с Буденом открыли перед будущим художником его
истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году
Клод отправляется на родину в Париж. Здесь он работает в
студии для бедных художников, посещает выставки и галереи.
Развитию таланта помешала армия. В 1861
году Монепризывают на военную службу в кавалерийские
войска и отправляют в Алжир.

70.

• Из семи положенных лет на службе он пробудет два года, так
как заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и 3 тысячи
франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника
от воинской повинности.
• Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств
университета, но быстро разочаровывается. Ему не нравится
царивший там подход к живописи. Желание учиться приводит
его в студию, организованную Шарлем Глейром. Здесь он
знакомится
с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базил
ем. В Академии состоялось его знакомство
с Писсарро и Сезанном. Молодые художники были одного
возраста, имели схожие взгляды на искусство. В скором
времени они стали костяком, объединившим импрессионистов.

71.

• Портрет Камиллы Донсье, созданный художником в 1866 году и
выставленный в салоне, сделал его известным. Первым
серьезным произведением стала картина «Завтрак на траве»
(1865-1866), написанная им вслед за одноименной работой
Эдуарда Мане. Вариант Клода был в четыре раза больше по
размеру. Композиция картины достаточно проста – на полянке
возле леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.
• Ценность картины – в ощущении движения воздуха,
усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала,
так как художник не успел дописать большое полотно.
Стесненному материально Клоду пришлось продать картину,
чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее
художник выставил «Даму в зеленом» (портрет К.Донсье).

72. «Завтрак на траве»

73. «Женщины в саду»

74.

• Следующее двухметровое полотно «Женщины в саду»
полностью написано на пленэре. Чтобы словить нужное
освещение, художник вырыл траншею, позволяющую
перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать
нужного освещения, и только после этого браться за кисть.
Несмотря на его стремление добиться совершенства, жюри
салона работу отклонило.
• Новое направление в живописи, получившее название
«импрессионизм», стало переворотом в живописи.
Чувствовать сиюминутность происходящего и передавать его на
полотне – задача, которую ставили перед собой
импрессионисты. Клод Моне был ярким представителем и
основоположником этого направления. Он был художником
пленэра, передающим естественную, сиюминутную красоту
окружающего пространства.

75.

• «Женщины в саду» были нарисованы Моне в предместье
Парижа под названием Виль-д'Эвре. Единственной моделью
для этой картины стала его жена Камилла: она-то и изобразила
трех из представленных на картине женщин, которых мы
можем видеть на картине. Целью написания этой масштабной и
тщательно продуманной картины было показать эффекты
настоящего дневного освещения, а не обращать внимание на
модель или драпировку платья.
• С помощью вспышек света, которые пронзают листву деревьев,
чтобы смягчить тени и сделать цвет кожи чуть более теплым,
Моне делает акцент на естественном освещении пейзажа. В
январе 1867 года его друг Базиль приобрел работу за 2,5 тысячи
франков, чтобы помочь Моне выйти из больших долгов,
которые заставили его перечеркнуть около двухсот его работ,
чтобы они не достались кредиторам.

76. «Вокзал Сен-Лазар»

77.

• Летом 1869 г. в компании с Ренуаром он
отправляется на пленэр в Бужевиль. В новых
картинах, написанных крупными пастозными
мазками, он отказывается от смешанных оттенков.
• Пишет чистым цветом и делает для себя множество
открытий, касающихся техники живописи,
особенностей светотени, влияния на цвет
окружающих оттенков и т.д. Так появился и получил
развитие импрессионизм – новаторское
направление в изобразительном искусстве.

78. «Здание парламента. Солнечный свет в тумане»

79.

• С началом франко-прусской войны Клод Моне, пытаясь
уклониться от армии, едет в Англию. Он не поддерживал
Наполеона III и был его убежденным противником. В Англии
знакомится с Полем Дюран-Рюэлем – продавцом картин. Они
станут хорошими друзьями и партнерами. Поль купит у
художника большую часть картин этого периода его творчества.
Деньги от продажи позволили приобрести домик на родине,
в Аржантее, в нем он прожил несколько счастливых лет до 1878
года.
• В этот период художник плодотворно работает, создавая свои
картины, в том числе и знаменитое произведение
Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Название этого
шедевра выражает суть импрессионизма и было использовано
критиками для определения нового направления в живописи.
«Восход солнца» был выставлен в 1974 году в Париже

80. «Впечатление. Восход солнца»

81.

• Это произведение славится тем, что дало название
импрессионистическому движению и теперь стало
квинтэссенцией символа импрессионизма. Критики не
очень восприняли ее, а термин «Импрессионист» был
придуман в сатирическом обзоре Луи Лероя, в котором
он сказал, что «обои в эмбриональном состоянии более
закончены, чем этот морской пейзаж».
Импрессионистическое движение, однако, вскоре стало
настолько популярным, что оно распространилось и на
музыку, и на литературу.
• Тема произведения — гавань Гавра во Франции. Она
отмечена очень слабыми мазками, которые
подсказывают, а не определяют её. Художник
использовал цвет как основной фактор для захвата
самой сути пейзажа. Интересный момент в этой картине
состоит в том, что если вы сделаете черно-белую
фотокопию, то солнце почти полностью исчезнет.

82.

• Содержание картины демонстрирует зрителю утро
в порту Гавр во Франции. Мы можем видеть, как
солнце поднимается над портом, в то время как
наше внимание пытаются обратить на себя еще и
три корабля на переднем плане, а сзади тонут в
дымке другие пришвартованные корабли в
неизвестном количестве. Общее настроение
картины довольно мрачное, что идет вразрез с
ярким, оранжевым солнцем, которое своим
восходом приносит новую жизнь в порт. Мелкие,
короткие, почти точечные мазки позволили Моне
быстро запечатлеть этот сюжет и само ощущение
того, что момент не вечен.

83. «Поле маков у Аржантея»

84.

• Вернувшись из Англии, Моне остановился в Аржантее и жил
там до 1878 года, что стало для него временем
совершенствования. В близлежащей местности Моне нашел
яркие пейзажи, которые позволили ему исследовать потенциал
пленэрной живописи. На этой картине художник изобразил
яркое маковое поле в сельской местности, которое шевелит
легкий ветерок. На передний план пейзажа вписаны мать и
ребенок, предположительно, жена Моне, Камилла, и их сын
Жан.
• Картина визуально делится на две части с помощью диагонали:
одна наполнена яркими пятнами маков, а другая выглядит
пустой, словно художник совсем забыл уделить ей внимание.
Именно красный цвет задает структуру картины. Любопытно,
что если ее перевести в черно-белый цвет, большинство маков
на ней уже не будет видно.

85.

• Много времени Моне уделяет серийным композициям:
изображает виды Лондона, Руанский собор, Стога, Маки и др.
пейзажи. В импрессионистической манере передает
неодинаковую освещенность в зависимости от погоды,
времени суток и года, используя для каждого состояния свою
тональность палитры. Для описания картин великого
импрессиониста трудно подобрать слова, их нужно чувствовать
и понимать.
• Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде.
Банкротство бизнесмена вынуждает семьи объединить
капиталы и переехать в деревушку Ветей. Здесь в его
биографии происходят трагические события, связанные со
смертью жены, а затем и сына. В 1883 году
семья Моне переезжает в деревню Живерни,
расположившуюся на живописном берегу Сены. В это время его
картины хорошо продаются, он скопил неплохое состояние,
часть которого тратит на расширение своего сада.

86.

• Известно, что знаменитый художник был еще и садовником,
создававшим свой сад на протяжении 43-х лет. Он находил
удовлетворение не только в выращивании растений и
созерцании результата своих трудов. В последние годы
жизни Моне выходил с мольбертом в свой роскошный сад и
много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он
себя называл, пытался достичь совершенства в передаче
красоты окружающей природы на холст.
• В этот период художник осваивает новую технику. Пишет по
несколько картин одновременно. Таким образом он старается
запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над
одной картиной мог составлять полчаса, затем он переходил к
другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное
впечатление. К примеру, серия его картин с изображением
мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем,
летнем и весеннем освещении.

87.

• Первой женой художника была Камилла Донсье, позировавшая
ему для «Дамы в зеленом» и других картин. Она родила двух
сыновей с разницей в 11 лет. После смерти любимой жены,
которая была и его постоянной натурщицей, у художника
завязываются отношения с Алисой Гошеде. Официально они
станут мужем и женой после смерти ее мужа Эрнеста. Алисы не
стало в 1911 году, через три года ушел из жизни его старший
сын Жан.
• Художник прожил долгую жизнь, перенес две операции по
удалению катаракты, после которых изменилось его
цветовосприятие. Ультрафиолет он стал видеть в лиловом или
голубом цвете. Это видно по его картинам, написанным после
операции. Примером такой работы являются «Водные лилии».
В этот период большую часть времени он проводит в саду,
создавая на своих полотнах таинственный мир воды и
растений. Знаменитая серия его последних панно представлена
разнообразными прудами с кувшинками и другими водными
растениями.

88. «Пруд с водяными лилиями»

89.

• Умер художник в Живерни 5 декабря 1926 г.
от рака легких в 86-летнем возрасте,
пережив многих дорогих ему людей. По его
настоянию, церемония прощания была
простой и немноголюдной. Попрощаться с
художником пришло 50 человек.
Похоронили Моне на церковном кладбище.

90. Камилла (1866)

91.

• Это произведение, первое, на котором
заработал Клод Моне. Это полотно
принесло живописцу 800 франков, на тот
момент для художника это были большие
деньги. На полотне изображена жена
талантливого художника Камилла Донсье.
Камилла изображена не только на этой
картине, великий творец написал ее в
произведениях с названиями «Женщины в
саду» и «На берегу Сены».

92. Прогулка. Дама с зонтиком (1875)

93.

• Это также одна из ранних работ Клода
Моне. На полотне изображена его первая
жена Камилла Донсье с их старшим сыном
Жаном. Камилла держит зонтик, и, кажется,
что она мельком увидела, что кто-то
смотрит на нее. Произведение «Прогулка.
Дама с зонтиком» — это доказательство
того, что художник больше фокусировался
на свете и цвете, в отличие от линий и
форм.

94. Лягушатник (1869)

95. Сан-Джорджо Маджоре в сумерках (1912)

96.

• В 1908 году Клод Моне посетил Венецию. Так, как
город уже не раз изображали многочисленные
художники, творец не собирался рисовать. Однако
во время своего визита он был очарован
достопримечательностями города, и это призвало к
его живописи. Живописец начал серию
предварительных работ, которые он завершил
гораздо позже, когда вернулся домой. Среди них
было это полотно, которое также упоминается как
«Венеция в сумерках» и которое стало одним из его
самых популярных полотен. Картина отмечена
тонким, легким мазком и мастерским
изображением света и движением воды.

97. Серия картин «Стог сена в Живерни»

98.

• Серия картин «Стог сена около Живерни»
включает в себя 25 полотен. Предмет картин
— стог сена на поле возле дома Моне в
Живерни (Франция), который живописец
заметил во время прогулок по сельской
местности. Серия известна тем, что повторяет
ту же сцену, чтобы продемонстрировать
различия в восприятии света в разное время
суток, времена года и погодных условиях. Эти
картины сделали Клода Моне первым
художником, который нарисовал так много
иллюстраций одного и того же предмета.

99. Серия «Руанский собор»

• Знаменитая серия работ великого художника из 30 картин
охватывает фасад Руанского собора во Франции в разное время
суток и времена года, демонстрируя свои изменения с
различными условиями освещения. Изучая эти полотна,
отмечается, что Моне нарушил традицию живописи и подрезал
предмет, чтобы на холсте была видна только часть фасада.
Живопись серии была трудной задачей для Клода Моне.
• Он писал: «Работа продвигается нестабильно, прежде всего,
потому, что каждый день я обнаруживаю то, чего я не видел
накануне ... В конце концов, я пытаюсь сделать невозможное».
Однако живописцу помогла его способность мысленно сделать
фото пейзажа и закончить ее позже по памяти.

100.

101.

102.

103.

104.

105. Серия «Парламент в Лондоне»

106.

• Во время своего пребывания в Лондоне
Клод Моне написал серию произведений,
на которой изображен Вестминстерский
дворец, здание британского Парламента.
Все 19 картин цикла произведений имеют
одинаковый размер и изображают одну и
ту же сцену с одного итого же ракурса, но
они демонстрируют разнообразные
погодные условия и разное время суток.

107.

108.

• «Бульвар Капуцинок» изображает сцену суматохи
парижской жизни, которую Моне мог видеть из студии
своего друга, фотографа Феликса Надара. Художник
использует здесь короткие, быстрые мазки, чтобы
«оживить» людей, передать их в движении. Вероятнее
всего, на картине изображен утренний или дневной
бульвар, в период ранней весны, когда на дорогах еще
лежит снег.
• Тот самый критик Леруа, благодаря которому
импрессионизм сейчас зовется именно так, а не иначе,
вновь остался не в восторге от этой картины Моне: как и
прежде, такая техника казалась ему незавершенной,
будто набросок, а парижан на полотне он так и посчитал
черными размытыми пятнами.

109. «Водяные лилии» («Нимфеи») (1916)

110.

• «Водяные лилии» являются частью масштабной серии
водяных пейзажей Моне, которая была задумана еще в
1909 году. Художник тайно работал над десятками
полотен, создавая панораму из воды, лилий и неба в
своей студии, вдохновленный своим садом в Живерни.
• Он писал эти картины в последние тридцать лет жизни,
в основном, по памяти, поскольку был ограничен во
времени цветения лилий и не мог рисовать слишком
быстро в связи со стремительно ухудшающимся
зрением. Цветовая палитра и мазки, в отличие от
ранних работ, стали разнообразнее, приближаясь к
экспрессионистическим.

111. Японский мостик

English     Русский Правила