1.93M
Категория: ФилософияФилософия

Томас Гоббс

1.

Томас Гоббс
Английский
философ,
один
из
основателей
современной
политической
философии], теории общественного
договора и теории государственного
суверенитета.
Известен
идеями,
получившими распространение в таких
дисциплинах, как этика, теология,
физика, геометрия и история.
На формирование воззрений Гоббса
значительное влияние оказали Френсис
Бэкон, Галилео Галилей, Пьер
Гассенди, Рене Декарт и Иоганн Кеплер.

2.

3.

«Левиафан, или Материя, форма и власть
государства церковного и гражданского» —
название сочинения английского философа Т. Гоббса,
посвящённого проблемам государства.
Левиафан — библейское чудовище, изображённое как
сила природы, принижающая человека. Гоббс
использует этот образ для описания могущественного
государства («смертного Бога»).
При создании теории возникновения
государства Гоббс отталкивается от постулата о
естественном состоянии людей «Война всех против
всех» (лат. Bellum omnium contra omnes) и развивает
идею «Человек человеку — волк» (Homos homini
lupus est).
Люди, в связи с неминуемым истреблением при
нахождении в таком состоянии продолжительное
время, для сохранения своих жизней и общего мира
отказываются от части своих «естественных прав» и
по негласно заключаемому общественному
договору наделяют ими того, кто обязуется сохранить
свободное использование оставшимися правами —
государство.
Государству, союзу людей, в котором воля одного
(государства) является обязательной для всех,
передаётся задача регулирования отношений между
всеми людьми.
«Левиафан» в своё время был запрещён в Англии;
перевод «Левиафана» на русский язык был сожжён.

4.

Прогрессивное значение учения Гоббса о государстве состоит в усмотрении им
государства как человеческого, а не божественного установления. Благо
народа и забота о мире - основной закон государства и основа “естественного
права”. Государство на место законов природы выдвигает законы общества,
ограничивает естественные права гражданским правом, которое есть не что
иное как перенесенное на государство естественное право. Но так как
естественные права ничем не ограничены, не могут быть ограниченными и
гражданские законы. Этим Гоббс основывает необходимость сильной
государственной власти и недопустимость ее разделения.

5.

Карл Шмитт, в своей книге «Левиафан в учении
о государстве Томаса Гоббса», предположил,
что Гоббс затронул очень глубокие культурноисторические слои сознания людей, которые
интуитивно чувствовали, что от образа
Левиафана исходит ужасная угроза, что он —
это нечто страшное. Гоббс хотел представить его
как могучее и сильное начало. Как говорит
Библия, Левиафан рожден бесстрашным..
По мнению Шмитта, промахом Гоббса было то,
что его Левиафана восприняли как нечто
настолько ужасное и скверное, от чего люди в
страхе побегут. Вместо того чтобы создать
привлекательный образ государства-защитника,
он создал ужасающий символ, который вызвал у
всех страх, панику и отвращение.
Еще один момент, связанный с символикой
Левиафана, — это его противостояние другому
мифическому животному, которое именуется в
Библии Бегемотом. У Гоббса, помимо
прославленного «Левиафана», есть еще
памфлет, который называется «Бегемот, или
Долгий парламент». Там он пытался сказать,
что Бегемот — это тот, с кем борется Левиафан,
Бегемот означает смуту, распри и другие плохие
вещи, а Левиафан — мир, покой и порядок.

6.

Философские воззрения
Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма,
соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В
полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции,
доказывая,
что
мыслящая
вещь
есть
нечто
материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы
научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью
протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой,
положением и движением. Движение понимается как механистическое — как
перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства
самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость,
реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом
(«фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный
образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую
дедукциюрационалистической «механики» и индукцию эмпирической
«физики».

7.

В "Левиафане" Гоббс упоминает девятнадцать естественных законов. Большинство из них носит
характер требований или запретов: быть справедливым, милосердным, уступчивым, незлопамятным и в
то же время не быть жестоким, мстительным, надменным, вероломным и т.д. Все естественные законы
Гоббс сводит к одному общему правилу: "не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было
сделано по отношению к тебе". Попытка английского мыслителя утвердить "золотое правило" в
качестве универсального нравственного постулата выражала демократическое представление о
равноценности всех людей в нравственном отношении.
Согласно Гоббсу, естественные законы исходят из самой человеческой природы и являются
божественными лишь в том смысле, что разум "дан каждому человеку богом как мерило его действий",
а моральные установления Священного писания, хотя и объявлены людям самим богом, могут быть
выведены и независимо от него "посредством умозаключений из понятия естественного закона", т.е. при
помощи разума.
В "Левиафане" Гоббс дал развернутое определение государства: "Государство есть единое лицо,
ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное
множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их мира и общей
защиты". Из этого определения следуют основные принципы договорной теории государства:
Государство есть единое лицо. "Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем
говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его поданным". Но это не
означает, что во главе государства должен обязательно стоять один человек. Суверенная власть может
принадлежать и "собранию людей". Но в обоих случаях власть государства едина и нераздельна, она
сводит волю всех граждан "в единую волю".
Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но
и признают себя ответственными за эти действия.
Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для
их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия
перед подданными и не обязана отчитываться за эти действия перед ними.

8.

Идеи о политике и праве
Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения
государства.
Томас Гоббс
Государство Гоббс рассматривает как результат договора между
людьми, положившего конец естественному догосударственному
состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа
изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно
ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача
которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс
придерживается принципа правового позитивизма и превозносит
роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В
вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на
стороне
монархии.
Отстаивая
необходимость
подчинения церкви государству, он считал необходимым
сохранение религии как орудия государственной власти для
обуздания народа.
Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы
человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный
закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению
потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием
того, что способствует и что препятствует достижению блага.
Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими
обязанностями, вытекающими из общественного договора

9.

Цитаты из трактата:
Незнание причин и правил не так отделяет людей от достижения
их целей, как приверженность к ложным правилам.
Мудрость приобретается чтением не книг, а людей.
Истина и ложь суть атрибуты речи, а не вещей. Там, где нет речи, нет
ни истины, ни лжи.
Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они
находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно
в состоянии войны всех против всех.
И как в отношении других вещей, так и в отношении людей определяет
цену не продавец, а покупатель. Пусть люди (как это большинство
и делает) ценят самих себя как угодно высоко, их истинная цена
не выше той, в которую их оценивают другие.
English     Русский Правила