Похожие презентации:
Рационалистическая парадигма: Томас Гоббс
1. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ТОМАС ГОББС
Презентацию выполнил:Студент группы Ю-155 Зм
Бойченко Богдан
2.
Томас Гоббс - крупнейший английскийфилософ XVII в., родился 5 апреля 1588 года
в Вестпорте, вблизи Мальмсбери на юге
Англии.
Первым наброском философской системы
Гоббса стало его сочинение 1640-го года
"Человеческая природа". На дальнейшие
взгляды Гоббса повлияли события
связанные с конфликтом с английским
парламентом и королем, а затем и события
Английской революции.
Является автором работ: «Левиафан, или
Материя, форма и власть государства
церковного и гражданского», Философская
трилогия «Основы философии»; создатель
оригинальной теории общественного
договора и так далее.
3.
Отказываясь от естественных прав (т.е. свободы делать все длясамосохранения), люди переносят их на государство, сущность
которого Гоббс определял как "единое лицо, ответственным за
действия которого сделало себя путем взаимного договора между
собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло
использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет
необходимым для их мира и общей защиты»
Поначалу источником власти он считал договор между
подданными и правителем, который (договор) не может быть
расторгнут без согласия обеих сторон. Затем Гоббс формулирует
несколько иное понятие общественного договора (каждого с
каждым), в котором правитель вообще не принимает участия, а
значит, и не может его нарушить.
4.
Государство - это великий Левиафан(библейское чудовище), искусственный
человек или земной бог
Власть суверена, абсолютна: ей
принадлежит право издания законов,
контроль за их соблюдением,
установление налогов, назначение
чиновников и судей; правитель
государства(суверен) определяет, какая
религия или секта истинна, а какая
нет.
Гоббс отдавал предпочтение
неограниченной монархии (благо
монарха тождественно благу
государства, право, наследования
придает государству искусственную
вечность жизни и т.д.).
5.
Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббсобосновывал ряд конкретных требований в области права:
равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту,
соразмерность наказания.
Гарантией правопорядка и законности Гоббс считал
неограниченную власть короля, с осуждением отнесся к
гражданской войне, усмотрев в ней возрождение пагубного
состояния "войны всех против всех". Поскольку же такая
война, по его теории, вытекала из всеобщей враждебности
индивидов, Гоббс и выступал в защиту королевского
абсолютизма.
6.
Цель государства (безопасность индивидов) достижима не только приабсолютной монархии. "Там, где известная форма правления уже
установилась, - писал он, - не приходится рассуждать о том, какая из
форм правления является наилучшей, а всегда следует предпочитать,
поддерживать и считать наилучшей существующую».
Не случайно эволюция взглядов Гоббса завершилась признанием новой
власти (протекторат Кромвеля), установившейся в Англии в результате
свержения монархии. Если государство распалось, заявлял Гоббс, право
свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничтожаются;
они вправе искать себе любого защитника. Это положение Гоббс
сформулировал в виде одного из естественных законов и адресовал
солдатам армии свергнутого короля: "Солдат может искать своей
защиты там, где он больше всего надеется получить ее, и может
законным образом отдать себя в подданство новому господину".
7.
Для Гоббса состояние мира и взаимопомощи немыслимо безсильного государства.
Гоббс хотел связать образ войны всех против всех не столько с
прошлым, сколько с действительными проявлениями социальной
жизни и поведения индивидов в его эпоху. «Может быть, ктонибудь подумает, что такого времени и такой воины, как
изображенные мной, никогда не было; да и я не думаю, чтобы они
когда-либо существовали как общее правило по всему миру, однако
есть много мест, где люди живут так и сейчас».
Но особенно настойчиво осуществляется сближение естественного
состояния и, следовательно, свойств человеческой природы с
поведением людей во время гражданской войны и с "непрерывной
завистью", в которой пребывают по отношению друг к другу
"короли и лица, облечённые верховной властью".