1.32M

Томас Гоббс

1.

Томас Гоббс - родился 5 апреля
1588 года, его отец был приходским
священником. В 1608 году Томас
окончил Оксфордский университет, а
в 1610 году стал учителем лорда
Гардвика, сына аристократа Уильяма
Кавендиша
(впоследствии
графа
Девонширского).
Мировоззрение
Гоббса
сформировалось под влиянием работ
и рассуждений таких ученых как
Френсис Бэкон, Пьер Гассенди, Рене
Декарт и Иоганн Кеплер. Томас Гоббс
считал основой нравственности некий
«естественный закон», то есть
стремление
человека
к
удовлетворению своих собственных
потребностей.
Соответственно,
моральный
долг
человека
и
нравственные ценности, как считал
Гоббс, были равны гражданским
обязанностям.

2.

3.

«Левиафан, или Материя, форма и власть
государства церковного и гражданского» —
название сочинения английского философа Т.
Гоббса, посвящённого проблемам государства.
Левиафан — библейское чудовище, изображённое
как сила природы, принижающая человека. Гоббс
использует этот образ для описания
могущественного государства («смертного Бога»).
При создании теории возникновения
государства Гоббс отталкивается от постулата о
естественном состоянии людей «Война всех против
всех» (лат. Bellum omnium contra omnes) и развивает
идею «Человек человеку — волк» (Homos homini
lupus est).
Люди, в связи с неминуемым истреблением при
нахождении в таком состоянии продолжительное
время, для сохранения своих жизней и общего мира
отказываются от части своих «естественных
прав» и по негласно заключаемому общественному
договору наделяют ими того, кто обязуется
сохранить свободное использование оставшимися
правами — государство.
Государству, союзу людей, в котором воля одного
(государства) является обязательной для всех,
передаётся задача регулирования отношений между
всеми людьми.
«Левиафан» в своё время был запрещён в Англии;
перевод «Левиафана» на русский язык был сожжён.

4.

Томас Гоббс (1588-1688) последовательно разрабатывает систему рационалистической философии,
которая охватывает не только учение о бытии, познания, но и учение об обществе, государстве.
Свое учение о рациональности познания он изложил в труде "О теле" (1655), где обосновал тезис о
чувстве как начальную стадию познания. Он видит цель познания в рациональном постижении сущности,
причин явлений. Признание рационального метода он обосновывает ссылками на достижение
механистического естествознания в Европе. Широко применяя факты из истории новой науки, Гоббс
доказывает, что только опираясь на разум, систематическое мышление, можно достичь истины. Именно
Гоббс выдвигает тезис о надуманности теории двух истин (веры и разума) и провозглашает существование
только одной - истины разума, науки. Понятие истины он определяет как свойство наших знаний быть
соответствующими свойствам вещей. Он утверждает, что истина - это свойство наших суждений и
отрицает определение истины как свойства объектов. Поэтому ни чувств, ни врожденная интуиция,
данные откровения не могут быть истинными, если они даны не в формах суждения о мире.
Гоббс в отличие от Декарта, который отождествлял материю с распространенностью, делает вывод, что
распространенность, пространство является свойством материальности вообще, а не тела в частности.
Такими свойствами, или акциденции, есть движение, покой, цвет и ряд других. Доказательством факта,
что пространство является свойством материи, а не тела, он считает способность тела изменять свою
форму. Эта изменчивость фиксируется относительно независимого пространства, а соответственно этому
пространство не может быть свойством тела, это независимая от тела акциденция.
Отправной позицией соображений Гоббса об обществе и государстве есть понятие "естественное
состояние людей". Введение этого понятия позволило философии создать первую абстрактно-идеальную
модель общества, которую можно было использовать в виде сравнительного эталона для фиксации сходств
и различий между разными сословиями общества, государствами и т.п. Естественное состояние людей
охарактеризованы у Гоббса как возможность одних людей препятствовать в достижении своих целей
другим людям. Именно такое положение лиц, которые способны ставить перед собой цели и действовать,
их достигая, приводит к естественной скрытой войны между всеми людьми. Выход из него был найден в
организации общества. Однако общество может существовать только на совпадение интересов людей. А
это может быть достигнуто только на пути договоренности, является искусственной и формальной. Таким
образом, людям был нужен механизм обеспечения выполнения таких договоренностей. Им стала
общественная власть, властители. Власть способна существовать лишь в случае отказа людей от права
полного владения собой. Именно таким образом на место естественных законов из-за образования
государства вводятся законы искусственные, общественные.
Гоббс выделяет три типа государства: 1) власть - собрание и каждый гражданин имеет право голосовать
(демократия) 2) власть собрания, но лишь немногие имеют право голосовать (аристократия), 3) верховная
власть только у одного (монархия).

5.

Философские воззрения
Гоббс
создал
первую
законченную
систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и
требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг
существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая
вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса —
идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется
Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой
величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается
как механистическое — как перемещение. Чувственные качества
рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их
восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую
телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»);
объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ
движения. Гоббс различал два метода познания: логическую
дедукциюрационалистической «механики» и индукцию эмпирической
«физики».

6.

Идеи о политике и праве
Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения
государства.
Томас Гоббс
Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми,
положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны
всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства
людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в
пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности.
Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль
государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах
государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая
необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым
сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.
Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека».
Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к
самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены
разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению
блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими
обязанностями, вытекающими изобщественного договора.

7.

Автор "Левиафана" был объявлен безбожником. Началась травля философа. Роялисты
ставили Гоббсу в вину то, что он отрицает божественный характер власти монархов и
королевские прерогативы. Они не могли простить ему призывы к повиновению
республике.
"Левиафан" был в Англии запрещен. В 1668 г. году Гоббсом было написано сочинение
под названием "Бегемот", или "Долгий парламент". "Бегемот" представляет собою
историю революционного времени. Только через десять лет удалось напечатать это
произведение в сокращенном виде.

8.

В "Левиафане" Гоббс упоминает девятнадцать естественных законов. Большинство из них носит
характер требований или запретов: быть справедливым, милосердным, уступчивым,
незлопамятным и в то же время не быть жестоким, мстительным, надменным, вероломным и т.д.
Все естественные законы Гоббс сводит к одному общему правилу: "не делай другому того, чего
ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе". Попытка английского мыслителя
утвердить "золотое правило" в качестве универсального нравственного постулата выражала
демократическое представление о равноценности всех людей в нравственном отношении.
Согласно Гоббсу, естественные законы исходят из самой человеческой природы и являются
божественными лишь в том смысле, что разум "дан каждому человеку богом как мерило его
действий", а моральные установления Священного писания, хотя и объявлены людям самим
богом, могут быть выведены и независимо от него "посредством умозаключений из понятия
естественного закона", т.е. при помощи разума.
В "Левиафане" Гоббс дал развернутое определение государства: "Государство есть единое лицо,
ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой
огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их
мира и общей защиты". Из этого определения следуют основные принципы договорной теории
государства:
Государство есть единое лицо. "Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и
о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его поданным". Но
это не означает, что во главе государства должен обязательно стоять один человек. Суверенная
власть может принадлежать и "собранию людей". Но в обоих случаях власть государства едина и
нераздельна, она сводит волю всех граждан "в единую волю".
Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его
действия, но и признают себя ответственными за эти действия.
Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это
необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо
ответственности за свои действия перед подданными и не обязана отчитываться за эти действия
перед ними.

9.

10.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила