Похожие презентации:
369. Псалом 37 (комментарии). Псалмы
1.
369. Псалом 37 /комментарии/ (18.04.2005 14:16)Надписание этого псалма в Слав.Пс.состоит из следующих слов: Псалом Давиду,в воспоминание о
субботе. Словам"в воспоминание"даются различные толкования. По одним(у Евфимия Зигабена),они
означают:"в воспоминание грехов Давида и несчастий и злостраданий,последовавших за грехами его".
По другим,в словах"в воспоминание"содержится указание на богослужебное употребление этого
псалма у евреев. Так как его,или подобные ему,вероятно,пели во время принесения хлебной
жертвы,часть которой сожигалась на жертвеннике"в память"(Лев.2; 2,9,16),т.е.о приносящем в
жертву,потому что дым жертвы,подымаясь кверху,как бы напоминал Богу о том,кто приносил Ему
жертву. Последних слов в надписании:"о субботе"не имеется в еврейской Библии,и поэтому некоторые
считают,что они приставлены в переводе 72-х для того,чтобы читателю было яснее содержание
псалма,который как один из покаянных псалмов составлен Давидом"в воспоминание субботы",то есть
покоя,которым обладал он в состоянии невинности и которого лишился чрез грехопадение.
Псалом этот по преимуществу своему есть молитва страждущего и кающегося грешника. Ибо когда под
бременем внешних и внутренних страданий и тяжких скорбей Давид особенно ясно почувствовал
постигший его грозный гнев Божий и изнемог не только духом,но и телом,он обратился к Богу с этой
покаянной молитвой,в которой,изобразив всю глубину своих страданий,выразил вместе с тем и
крепкую надежду,что Господь услышит его,избавит от врагов,ищущих его погибели,не допустит,чтобы
они восторжествовали над ним; что постигшие его бедствия вполне заслуженны им,что они - горькие
последствия его грехов и беззаконий. Блж.Феодорит предполагает,что Давид написал этот псалом,сам
жестоко претерпев многие и различные скорби и бедствия и считая их наказанием за свой грех,для
вразумления других в том,как пагубен грех.
37-й псалом имеет большое сходство с псалмом 6-м,и начало их составлено в одних и тех же словах:
Господи,да ни яростью Твоей обличи меня,и не гневом Твоим накажи меня(2).
Ярость и гнев Бога не есть страстные склонности Его,но они - строгие определения бесстрастного суда
Божия,каковых удостаиваются нераскаявшиеся грешники. В таком смысле и принимает слова эти
Святая Церковь Православная,когда она словами псалмопевца возносит молитвы свои к Господу Богу
за чад своих,согрешающих,но в покаянии обращающихся к Господу и ожидающих от Него милости и
прощения(молитва светильничная,2-я).
Засмердели и возгноились раны мои от безумия моего(6).
Пророк уподобляет свои беззакония гнойным ранам на теле,которые смердят и издают отвратительное
зловоние,и говорит,что они произошли от его безумного ослепления страстями."Ибо всякий грех,- как
замечает и св.Афанасий,- гнусен и зловонен". Так же,как всякий грех есть безумие(либо начало
безумия)в человеке. Почему Давид и взывает к Господу в/следующем/псалме: Боже,поношение
безумного сними с меня /пс 38 ст 9/