Похожие презентации:
376. Псалом 41 (комментарии). Псалмы
1.
376. Псалом 41 /комментарии/ (20.04.2005 15:28) Надписание этого псалма упоминает имя"Кореовых". Под именем"сынов Кореовых"в царствовании Давида и позднее,известно было одно
левитское семейство певцов(1Пар.6,22; 9;19,33). Полагают,что некоторые члены этого семейства были
не только певцами псалмов,но и составителями их.Однако читая надписания псалмов и предположения
толковников о том,кто мог быть действительным создателем их,или к какому конкретно лицу обращены
они,или по какому поводу и в связи с чем возникли,не будем забывать,что псалом Давидов есть по
сути своей изречение Духа Святого о понятиях и вещах,превосходящих обычное разумение человека,
но запечатленное при этом в выражениях и словах,доступных всякому,даже самому примитивному и
неподготовленному человеческому восприятию,потому как Псалтирь наша есть не только Давида
пророка,но и Царя Славы,Самого Бога-Творца и Света присносущного песнь. Ибо так говорит Господь:
сказываю вам,что если они(в данном случае:певцы и пророки)умолкнут,то камни возопиют(Лк.19,40).
Поэтому не станем вдаваться в"археологию"Духа и заниматься изысканиями предположений
всевозможного быть в Нём,но,продолжая труд сей,обратимся с надеждой и верой к Отцу светов,
обетованному нам Богом Утешителю,Господу Христу,Который вчера и сегодня,и во веки Тот же
(Евр.13,8),с призыванием помощи для продолжения труда любочестного сего - по изъяснению
посильному великих дел и плодов Духа,которые Он явил во благодати Своей роду человеческому во
спасение и преображение его во Христе Боге,в несмолкаемую Славу Господню,во имя Отца и Сына и
Святого Духа,ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи Ты наш,Светлый Царь небесный,Радость
и Утешение наше,вечный Истины Свет,везде Сущий и всё Исполняющий,Сокровище благ и жизни
Податель,приди и вселись в нас,и очисти нас от всякой скверны,и спаси,Блаже,души наши.
Наперед еще нужно сказать,для чего псалмопение введено в нашу жизнь и почему самые пророчества
преимущественно произносятся с пением. Бог,видя,что многие из людей нерадивы,тяготятся чтением
духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд,и желая сделать этот труд вожделенным и
уничтожить чувство утомления,соединил с пророчествами мелодию,чтобы все,услаждаясь стройностью
напева,с всяким усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле,ничто,ничто так не
возвышает и не окрыляет душу,не отрешает ее от земли,не избавляет от уз тела,не располагает
любомудрствовать и презирать все житейское,как согласное пение и стройно составленная песнь
божественная. Душа при звуках стройной песни легче может переносить и скуку и недуги и тяжелый
труд. Поэтому так как душа наша имеет склонность к данному роду наслаждения(пению),и чтобы злые
духи введением и насаждением развратных песен не испортили доброго начала в человеке,Бог для
ограждения от них установил псалмы,от которых бывает и удовольствие,и вместе польза. От мирских
песен может произойти вред,погибель и много других зол,потому что всё,что есть безнравственного в
них,проникая в душу,расслабляет ее и развращает. Напротив,духовные песни доставляют великую
пользу,великое назидание,великое освящение и служат руководством ко всякому любомудрию,потому
что и слова их очищают душу,и Дух Святой скоро нисходит в душу,поющие эти песни. Как туда,где
грязь,бегут свиньи,а где цветы и благоухания,- там пребывают пчелы,так и туда,где развратные и
возбуждающие похоть песни,собираются бесы,а,где песни духовные,туда нисходит благодать Духа и
освящает уста и душу. Ибо те,которые призывают к себе Давида с Псалтирью,чрез него призывают к
себе Христа. Многие обращают дом свой в непристойное и непотребное зрелище,а ты сделай свое
жилище церковью. Подлинно,где псалом,молитва,ликование пророков и боголюбезное настроение
духа поющих,там собрание их безошибочно можно назвать церковью. Даже если бы ты не разумел
силы слов псаломских,приучай по крайней мере уста произносить их. Таковой навык будет побуждать
нас даже помимо воли каждый день совершать это прекрасное служение Господу. При песнопении
таком будет ли кто стар,или молод,или с грубым голосом,или совершенно не знаком со стройностью
пения,в том не будет никакой вины. Ибо здесь требуются целомудренная душа,бодрый ум,сердце
сокрушенное,помысел твердый,совесть чистая. Если с этими качествами ты вступишь в святой хор
Божий,то можешь стать наряду с самим Давидом. Здесь не нужно ни псалтири,ни натянутых струн,ни
искусства и никаких орудий,но если захочешь,можешь сделать самого себя псалтирью(см.об этом
также последний псалом наст.изд. - прим ред.),умертвив похоть членов плоти твоей и настроив тело
свое согласно с душой. Здесь не требуется искусство,приобретаемое долговременным упражнением,а
нужна только твердая решимость,и мы в самое короткое время приобретем опытность.Псалмы можно
петь и без голоса,когда душа внутри издает звуки,потому что мы поем не для людей,но для Бога,
Который может слышать сердца и проникать в сокровенную глубину нашей души./По И.Златоусту/
Как лань стремится к истоку,так душа моя стремится к Тебе,Боже(2).Таково свойство любящих - не
скрывать любви в молчании,но обнаруживать ее перед ближними и говорить,что они любят,и
стремиться к любимому. Восхотела(т.е.возжаждала)душа моя к Богу крепкому,Богу живому(3). Все
житейское кратковременно и скоротечно,едва начинается и исчезает(ср.Пс.89,5-7).Обладание вещами
видимыми ненадежно,наслаждение кратковременным непрочно,превращения быстры. Но в Боге нет
ничего подобного,Он живет и пребывает вечно,не подвергаясь никакому изменению,ни превращению.
Поэтому оставив временное и скоротечное,возлюбим Вечного и Присносущего. Это та любовь,которая
живет и цветет постоянно,не знает старости,недоступна ветхости(ср.Пс.70; 8-9,18),не подвержена
никакой перемене и превратности,не страшится безвестности будущего. Пусть никто не говорит,что до
истолкования не знал силы псалмов,ибо одна лишь эта приведенная здесь псаломская строка(2)
настолько понятна и удобопроникновенна для всякого слушающего и сколько-нибудь желающего
понять,что только совершенно неразумного и бездушного не сможет никак затронуть. Почему так
скорбит душа моя,что смущает меня(12). Смущает - сокрытое в тебе сомнение и неверие твоё,которым
и совершается всякий грех и непотребство в жизни твоей. Помоги мне,Господи, искоренить неверие
погибельное моё. Уповаю на Господа моего,исповедуюсь Ему,Спасителю души моей,Христу Богу моему.