77.79K
Категория: РелигияРелигия

439. Псалом 76 (комментарии). Псалмы

1.

439. Псалом 76 /комментарии/ (23.05.2005 17:27)
Традиционное надписание(стих 1)псалма сего: В конец,о Идифуме,псалом Асафу - говорит только о
том,что он не принадлежит Давиду,но оно не дает понятия ни о случае к написанию,ни о времени
сочинения псалма. Имя"Асаф"стоит в заголовках тринадцати псалмов и означает в одних случаях писателя тех псалмов,известного певца и начальника хора при Давиде,которому передаваемы были
псалмы составителями их,для музыкального и хорового исполнения,а в других - некоему лицу из рода
Асафова,или одному из потомков Асафа,стоящему во главе певческого хора. Если обратиться к переводу
этого надписания с еврейского:=Начальнику хора Идифумова.Псалом Асафа=(Синод.Пс.),то из чтения
сего можно заключить,что псалом этот составлен Асафом и передан для хорового исполнения
Идифуму,начальнику одного из певческо-музыкальных хоров при Иерусалимском храме(2Пар.35,15).
Имея в виду собственно содержание псалма,его пророчественно-молитвенную,образно-поэтическую и
покаянную направленность - в надписании своём в Сл.Пс.на р.яз.он обращён к Тому,Кто является
главным предметом мыслей,чувств,неослабевающего внимания,веры,устремлений сердца,неумолчной
хвалы и славословий псалмопевца - к Сущему,или,как обобщённо сформулировано в надписании,
принимая во внимание многозначное содержание псалма: о Сущем.
В псалме выражается глубокая,почти безутешная скорбь псалмопевца о крайне бедственном,угнетенном
положении его соотечественников,которым,по их великим и непрощеным грехам,угрожает опасность
навсегда лишиться милостей и благоволений Божиих: И днем и ночью предавался я раздумьям и
размышлениям о временах прошедших,древних,когда Господь благоволил народу Своему,а теперь будто
совсем отринул от Себя его и не хочет оказать ему никакой милости и поддержки. И вот,когда
удручающие меня мысли и чувства достигли высшей степени,я будто внезапно прозрел,и понял: не так
жил(ст.11); или как в Сл.Пс.: уразумел,что значит"сия измена десницы Вышняго". Потому как и мой
путь,несмотря на все мои видимые старания и усилия приблизиться к Богу,при тщательном
рассмотрении,есть ложь и обман:"Возложил и на небо лживые уста мои и языком лести по земле
развожу(Пс.72,9),оттого и ноги мои не подвижутся,и сбился шаг мой,ибо возревновал к беззаконию,мир
грешников зря(Пс.72,2-3). Вспоминаю дела Господни,вспоминаю от начала чудеса Твои,поучаюсь делам
Твоим,разумею начинания Твои. Боже,во святых Твоих путь Твой(13-14).
Вот оно настоящее,действительное прозрение: святым должно быть на земле Твоей(Пс.15,3).
Это продолжение всё того же вопроса и ответа на него,который затронут и в псалме 62-м:"Как во святых
явиться к Тебе"(ст.3),как постоянно затрагивается он и разрешается на протяжении всей Псалтири т.е.чрез приближение сердца человеческого к сердцу Христову. /Искуси меня,Боже,вразуми сердце моё:
испытай меня,путь мой поправь(Пс.137,23 - в ред.Сл.Пс.на р.яз.).В Господе поверяю слово моё,к Богу
возношу глагол мой.Верую в Господа моего,уповаю на Него,вся любовь моя к Нему (Пс.55,10).
Исповедуюсь Господу всем сердцем моим(Пс.110,1)/. Тогда уразумел я,что вседержавная десница
Всевышнего(ср.: Пс.117,16)допустила подвергнуть народ наш таким бедствиям,- не с тем,чтобы
навсегда отвергнуть его,но чтобы на притеснителях и угнетателях его показать Свою спасающую
силу,как некогда Господь Бог сделал это при исходе евреев из Египта. Оттого же и сам я в псалме
/см.Пс.15(ст.4)/умолял Тебя,Господи,удивительным желанием своим: умножь немощи мои,тем ускорь
спасение моё. Но особенно ясно прозреваю ныне в Духе пророчества Твоего, явленном Тобой во
мне,путь спасения,который уготовил Ты,Господь мой,народу Своему чрез ипостасного в Троице Святой
Царя и Бога нашего Иисуса Христа,Которого путь"во святых Твоих",как путь Самого Господа,Спасителя
нашего и Творца,в Сыне Человеческом - Слове Божием Живом. Вспоминаю первые дни мои,о летах
преходящих,о бессмертии мыслю,в вере моей ответа ищу(6). Времена древних прошедших веков("лета
вечная"- Сл.Пс.) - есть времена Авраама,Исаака и Иакова. Ибо поверил Авраам Господу - и это
вменилось ему в праведность(Быт.15,6)и вечную жизнь в Господе.Неужели на сей раз - на сегодняшнее
именно время,которое у Господа всегда есть и настоящее и вечное - Он допустил решительное
"изменение десницы"Своей,до конца отвел милость Свою,наложил проклятие на род мой(9),и щедрость
неизбывную Свою к народу Своему забыл навсегда? Неужели Тот,Который всегда"помнит завет Свой"с
народом,-"слово,которое заповедал в тысячу родов,которое завещал Аврааму и с клятвою подтвердил
Исааку,и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный"(см.точный рескрипт этого рассуждения
в Сл.Пс.: Пс.104,8-10),неужели это слово Его пресеклось? Неужели в гневе затворил милости и щедроты
Свои? Пророк даёт нам,принимая во внимание глубокий подтекст псалма,на эти вопросы такой
ответ/используем в данном случае толкование такового понимания на основе стихов 11-14 преосвящ.
Порфирием/:"Псалмопевец по внезапному вдохновению свыше уразумел,что Бог помилует и спасет нас
чрез Святого Своего,Господа Иисуса Христа". И далее в пророческом же смысле живописует грозную и
величественную поступь Всевышнего Творца и Спасителя нашего Господа Христа,путь Которого не
только"через стихии все и глубины"(20)- землю и вселенную всю,- лежит,но,по преимуществу
приложения силы Божией,чрез сердце каждого человека прежде всего; ибо"благословляешь на подвиг
сынов человеческих"(16). В каждой пустыни/сердца человеческого - прим. Ред./проложил стезю Себе,
и время след Твой не сотрёт. Наставил в пути Твоём рукой Моисея и Аарона людей Твоих(20-21).
Жизнь человеческая есть дорога до конца своего никому неведомая и непостижимая,находящаяся
всецело в руках Божьего промысла. Так и люди,изшедшие из Египта,не знали,куда они идут,и шли
туда,куда указывал им Бог,посредством облака,и чрез приставленных к ним служителей Его - Моисея и
Аарона,которых Сам Господь наставлял непосредственным откровением святой воли Своей.
О том,каким образом Господь научает народ Божий разуму Своему,подробнейшим образом повествуется
в следующем, 77-м псалме,который являет собой естественное продолжение,как и своеобразное
изъяснение,предыдущего 76-го псалма,о чём и пойдёт у нас разговор,с помощью Божией,дальше.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь
English     Русский Правила