Иван Александрович Гончаров (1812-1891)
Образование
Образование
Начало творчества
Расцвет творчества
Последние годы жизни Ивана Гончарова
Главный герой романа
Главный герой романа
Главный герой романа
Главный герой романа
Главный герой романа
О произведении
3.52M

Иван Александрович Гончаров - жизнь и творчество

1. Иван Александрович Гончаров (1812-1891)

2.

Ива́н Алекса́ндрович Гончаро́в
Годы жизни:
6 июня 1812, Симбирск, Российская империя —
15 сентября 1891, Санкт-Петербург, Российская империя
Русский писатель и литературный критик.
Член-корреспондент Петербургской академии
наук по разряду русского языка и словесности
(1860), действительный статский советник.

3.

Отец Александр Иванович (1754—1819), и мать, Авдотья Матвеевна
(в девичестве Шахторина; 1785—1851), Гончаровы принадлежали
к купеческому сословию.
В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с
обширным двором и садом проходило детство будущего писателя. Вспоминая в
преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом
очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки,
разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни.
Словом, целое имение, деревня».
Многое из того, что Гончаров
узнал и увидел в этой «деревне»,
явилось как бы изначальным
импульсом в познании
поместного, барского быта
дореформенной России, так ярко
и правдиво отразившегося в его
«Обыкновенной истории»,
«Обломове» и «Обрыве».

4. Образование

Первоначальное образование Гончаров
получил дома, под началом Трегубова,
затем в частном пансионе. В десять лет
был отправлен в Москву для обучения
в коммерческом училище, где уже
учился его старший брат Николай.
Восемь лет провёл Гончаров в училище
(1822—1830). Хотя обучение было для
него малоинтересно, его имя регулярно
помещалось на «красной доске»
училища. Духовное и нравственное
развитие Гончарова шло, однако, своим
чередом. Он много читал. Его
истинным наставником явилась
отечественная литература.

5. Образование

От времени, проведённого в коммерческом училище, у Гончарова остались тяжёлые
воспоминания; в 1830 году по просьбе матери он был исключён из списка пансионеров без
окончания полного курса. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к
гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, — всё это укрепило в нём
мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. В
сентябре 1830 года был уволен из купеческого звания, что требовалось для зачисления в
студенты Московского университета. В августе 1831 года сдал вступительные экзамены и
поступил на словесный факультет университета.
Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии
Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий — о жизни, о людях, о себе. Одновременно с
Гончаровым в университете
обучались Е. Е. Барышев,[9] В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. В. Станкевич, М. Ю. Л
ермонтов, И. С. Тургенев, К. С. Аксаков и многие другие талантливые молодые люди,
впоследствии оставившие след в истории русской литературы.
Гончаров слушал лекции университетских
профессоров И. И. Давыдова, М. П. Погодина, С. М. Ивашковского, И. М. Снегирёва, особо
выделял среди учёных, повлиявших на формирование его собственного
мировоззрения, М. Т. Каченовского (курс русской истории), С. П. Шевырёва (курс всеобщей
истории) и Н. И. Надеждина (курс теории изящных искусств); чертами последнего Гончаров
наделил «профессора эстетики» в своём первом романе «Обыкновенная история».

6. Начало творчества

Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно
формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали
молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме
Майковых романтическому культу искусства.
40-е годы — начало рассвета творчества Гончарова. Это была важная
пора как в развитии русской литературы, так и в жизни русского
общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него
на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров
читает критику на свой роман «Обыкновенная история». Общение с
великим критиком имело важное значение для духовного становления
молодого писателя.

7. Расцвет творчества

В 1865 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина».
Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из
самых выдающихся русских писателей. Он начал работу над новым произведением — романом
«Обрыв». Однако надо было ещё и как-то зарабатывать деньги: покинув пост цензора, Гончаров жил
«на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно
учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел.
Гончаров работал здесь около года, а затем был назначен на должность члена совета по делам
печати. Снова началась его цензорская деятельность, причём в новых политических условиях она
приобрела явно консервативный характер. Гончаров причинил много неприятностей
«Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против
«нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных
доктринах материализма, социализма и коммунизма», то есть активно защищал правительственные
устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку,
на пенсию. Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв».
К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел.
Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды
сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет.
Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил
завершить это монументальное произведение.

8.

Расцвет творчества
В другом месте Гончаров заметил, что, закончив третью часть «Обрыва»,
«хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров
отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного
значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и
нравственные недуги, он довёл роман до конца.
«Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов
Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для
первого из них типичен Александр Адуев, для второго — Обломов, для
третьего — Райский.
И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной
картины угасающей эпохи крепостничества. «Большие романы
Гончарова — это романы о русском идеалисте. Он всегда главный и, в
сущности, единственный настоящий герой писателя»

9. Последние годы жизни Ивана Гончарова

«Обрыв» стал последним крупным художественным произведением Гончарова. После
окончания работы над произведением жизнь писателя сложилась очень трудно. Больной,
одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже
взяться за новый роман, «если старость не помешает», как писал он П. В. Анненкову. Но не
приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро
откликаться на события современной жизни: они должны основательно отстояться во времени,
и в его сознании.
Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он
хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по
собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни
нравственных сил погрузиться в их изучение. Гончаров продолжал жить в атмосфере
литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с
другими, не оставляя и творческой деятельности.
Гончаров оставался в полном одиночестве. 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь
развивалась стремительно, и через три дня, в ночь на 15 сентября Гончаров умер от воспаления
легких на восьмидесятом году жизни. Похоронен на Новом Никольском кладбище АлександроНевской лавры; в 1956 году прах писателя перезахоронен на Литераторских
мостках Волковского кладбища.

10.

Роман «Обломов»
Социально-психологический
роман написан в период с 1847
по 1859 год. Т.е. за 12 лет.
Впервые был опубликован в
1859 году. Входит в трилогию
вместе с произведениями
«Обыкновенная история» и
«Обрыв», являясь её второй
частью.

11. Главный герой романа

Роман рассказывает о жизни помещика Ильи Ильича
Обломова, который вместе со своим верным слугой
Захаром живёт в Петербурге, на Гороховой улице.
Илья Ильич редко поднимается с дивана.
Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в
свет; лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и
мечтам об уютной безмятежной жизни в родном имении
Обломовка. Никакие беды (упадок хозяйства, угрозы
выселения из квартиры) не могут сдвинуть его с места.
будучи ещё довольно молодым человеком (30—33 года),
имеет тучное, заплывшее тело. Несмотря на это,
Обломов далеко не глуп: он получил хорошее
образование европейского уровня, читал сочинения
философов и современных поэтов (хотя ко времени
действия романа уже потерял интерес к чтению).

12. Главный герой романа

Несмотря на внешние недостатки, нерешительность и некоторую
неуклюжесть, Обломов — любимец женщин. Сначала в него
влюбляется Ольга Ильинская, а затем — Агафья Матвеевна
Пшеницына. Хотя и кажется, что Обломов неспособен ни на какие
решительные действия, он даёт пощёчину приятелю Тарантьеву,
когда тот оскорбляет достоинство Ольги. По мнению ряда
критиков, Обломов — жертва феодальной эпохи; яркий
образец крепостничества, неспособный к действию как
представитель теряющего силы дворянства. В детстве о герое
заботятся крепостные крестьяне, поэтому в 30 лет он уже не
может сам надеть на себя чулки. Он беспомощен, прежде всего,
как помещик, который не знает своё собственное хозяйство и
надеется на умения третьих лиц (приказчиков, поверенных).

13. Главный герой романа

Захар Трофимович — слуга
Обломова, верный ему с
детства. Неуклюжий, ворует
по мелочам, но невероятно
предан своему барину.
Воспитан в старых
патриархальных традициях.
Замахивается кулаком на
свою жену Анисью, считая
себя умнее её, хотя Анисья
доказывает обратное.

14. Главный герой романа

Андрей Иванович Штольц — друг детства
Обломова, наиболее близкий ему человек.
Наполовину немец, практичный и деятельный.
Практичность Штольца настолько велика, что он
просчитывает каждое своё действие, но в то же
время он добр, благороден и честен, хорошо знает
человеческое сердце. Эти качества привила герою
его мать, русская поместная дворянка. Штольц
задуман Гончаровым как совершенный герой,
образец для подражания. Современники писателя
считали, что образ Штольца неубедителен и
отказывали ему в совершенстве. В
частности, славянофилы упрекали героя за
излишнюю рациональность. Фамилия Штольц
(нем. Stolz) в переводе означает «гордость».

15. Главный герой романа

Михей Андреевич Тарантьев – хитрый и корыстный
знакомый Обломова.
Ольга Сергеевна Ильинская – возлюбленная
Обломова, умная и нежная девушка, не лишенная жизненной практичности. Затем
стала женой Штольца.
Анисья – является служанкой Обломова и работает при нем практически
на протяжении всего романа, а под завершение погибает от холеры.
Агафья Матвеевна Пшеницына – хозяйка квартиры, в
которой проживал Обломов, хозяйственная, но безвольная женщина. Искренне
любила Обломова, стала впоследствии его женой.
Иван Матвеевич Мухояров – брат Пшеницыной,
чиновник, такой же хитрый и корыстный, как и Тарантьев.

16.

Герои второго плана
Волков — гость в квартире Обломова. Живёт светской жизнью.
Судьбинский — гость. Чиновник, начальник отделения.
Противоположность Обломова.
Пенкин — гость. Писатель и публицист.
Иван Алексеевич Алексеев — гость в квартире Oбломова, «безликий намёк
на людскую массу». Точно неизвестно, какова его настоящая фамилия: кроме
Алексеева, его называют, например, Андреевым.
Марья Михайловна — тётка Ольги Ильинской.
Сонечка — подруга Ольги Ильинской.
Барон фон Лангваген — друг Ильинских.
Андрей Ильич Обломов — сын Обломова и Пшеницыной.
Катя — горничная Ольги Ильинской.
Ваня — сын Пшеницыной от первого брака.
Маша — дочь Пшеницыной от первого брака.
Акулина — кухарка в доме Пшеницыной.

17. О произведении

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году в
журнале «Отечественные записки» и считается вершиной всего
творчества писателя. Задумка произведения появилась ещё в 1849 году,
когда автор напечатал в «Литературном сборнике» одну из глав будущего
романа – «Сон Обломова». Работа над будущим шедевром часто
прерывалась, завершившись только в 1858 году.
Роман «Обломов» Гончарова входит в трилогию с двумя другими
произведениями Гончарова – «Обрыв» и «Обыкновенная история».
Произведение написано по традициям литературного направления
реализм. В романе автор выводит важную для того времени проблему
российского общества – «обломовщину», рассматривает трагедию
лишнего человека и проблему постепенного угасания личности,
раскрывая их во всех аспектах бытовой и душевной жизни героя.
English     Русский Правила