21.94M
Категория: ИсторияИстория

Основные этапы истории политической мысли. Часть 1

1.

Основные этапы истории
политической мысли
Часть 1

2.

План темы
Политическая мысль Древнего мира:
от мифологии политики к
политической философии.
2. Политическая философия
средневековья и эпохи Возрождения.
3. Политические учения Нового
времени.
4. История русской политической мысли
1.

3.

Политическая мысль
древнего мира
Мифологическая трактовка политики:
Убеждение в сверхъестественной
природе политических явлений
Политика - удел богоизбранных героев
представление об элитарности политики
Существует в форме мифов и архетипов
(преступление и наказание, переходный
период)

4.

Политическая мысль
древнего мира
Политическая философия – поиск
наиболее общих законов существования
политики и жизни человека в
политическом мире.
Наличие наиболее общих категорий
Относительная связность выводов
Морально-педагогическая
направленность

5.

Политическая мысль
древнего мира
концепция «благородного
Конфуций
(551-479 гг. до н.э.)
мужа»
в основе власти должны быть
традиции
правитель должен подавать
пример добродетели:
«Если править с помощью закона,
улаживать, наказывая, то народ
остережется, но не будет знать
стыда. Если править на основе
добродетели, улаживать по
ритуалу, народ не только
устыдится, но и выразит
покорность»

6.

Политическая мысль
Древнего мира
Главная политическая
проблема – как
предотвратить распад
греческих полисов
Платон Афинский
(427 – 347 гг. до н.э.)

7.

Политическая мысль
Древнего мира
Теория идеального государства Платона
философы
стражи
земледельцы и ремесленники

8.

Политическая мысль
Древнего мира
Государство представляет собой
высшую форму общения людей и
возникает естественным образом
благодаря объединению семей в
селения, а селений – в города.
Аристотель Стагирит
(384 – 322 гг. до н.э.)
«Общество, состоящее из
нескольких селений, есть вполне
завершенное государство,
достигшее, можно сказать, в
полной мере самодовлеющего
состояния и возникшее ради
потребностей жизни, но
существующее ради достижения
благой жизни»
Аристотель

9.

Политическая мысль
Древнего мира
Классификация государств
по Аристотелю
Кто пользуется благами правления
Кто правит?
Все
Правящие
Один
Монархия
Тирания
Меньшинство
Аристократия
Олигархия
Большинство
Полития
Демократия

10.

Политическая мысль
Древнего мира
«Государство есть
соединение многих людей,
связанных между собою
согласием в вопросах права
и общностью интересов».
Марк Туллий Цицерон
(106 – 43 гг. до н.э.)
Три формы правления:
царская власть,
власть оптиматов
(аристократия)
народную власть
(демократия)

11.

Политическая мысль
Древнего мира
«Артхашастра» или «Наука политики»
(между IV в. до н.э. и III в. н.э., первый автор –
Каутилья – советник и министр царя Чандрагупты I)
артха – практическая польза
«Применение тайных агентов»,
«Наблюдение в своей стране за партиями людей
преданных и людей предательски настроенных»,
«Война при помощи интриг»,
«Об устранении врага посредством тайных мер»,
«Об умиротворении приобретенной области»

12.

Политическая философия средневековья
и эпохи Возрождения
Исторические условия
развития политической
мысли в средние века
(V – XV вв.):
политическая
нестабильность;
господство религии в
духовной сфере;
представление о
необходимости
подчиняться церкви;
главная проблема –
соотношение духовной
и светской властей.

13.

Политическая философия средневековья
Аврелий Августин
Блаженный
(354 – 430)
Христианский богослов и
философ, проповедник,
епископ Иппонийский (в Сев.
Африке), один из отцов
христианской церкви.
Основные произведения:
«Исповедь» (400)
«О Граде Божием» в 22
книгах (около 413 – 426)

14.

Политическая философия средневековья
христианский дуализм идея разделения духовного
бытия человека и его
временной земной жизни
«Итак, два Града созданы
двумя видами любви, а
именно: земной – любовью
к себе вплоть до
пренебрежения Богом,
Небесный – любовью к Богу
вплоть до забвения себя».

15.

Политическая философия средневековья
Августин:
Град Божий – это не
только христианская
церковь, но и все, кто
посвятил себя истине
и добру вне ее.
Государство как часть
земного порядка
подчинено порядку
небесному.
Последователи:
Церковь и есть град
Божий, а все, кто не с
ней, принадлежат
лишь к граду
земному.
Государство должно
подчиняться
авторитету церкви.

16.

Политическая философия средневековья
Бернар Клервосский
(1091 – 1153)
Теория двух мечей:
«Меч духовный и меч
материальный – оба они
принадлежат Церкви, но первый
должен быть поднят за Церковь,
тогда как второй самой
Церковью; первый вложен в руку
священника, второй – в руку
солдата, но по знаку священника
и по приказанию императора».
Духовная власть церкви
признавалась первичной по
отношению к королевской власти

17.

Политическая философия средневековья
Фома Аквинский
(1225 – 1274)
1. Государство как проявление
общественной природы
человека.
2. Элементы государственной
власти:
сущность
происхождение
использование
3. Право на сопротивление
неправедной власти.
4. Наилучшая форма правления
– монархия.

18.

Политическая философия средневековья
Уильям Оккам
(1280 – 1349)
Данте Алигьери
(1265 – 1321)
Выступали за строгое
разграничение и
равноправие
светской и духовной
властей

19.

Политическая философия средневековья
Марсилий Падуанский
(1280 – 1342)
Ректор Сорбонны
«Защитник мира» (1324):
1. Народ (не все население) –
законодатель и носитель
высшей власти.
2. Наилучшая форма правления – выборная монархия.
3. Монарх,
злоупотребляющий властью,
может быть смещен.
4. Церковь как часть
государства должна
подчиняться его законам.

20.

Исторические условия эпохи
Возрождения (XV – XVI вв.)
1. Великие географические
открытия расширили
пространство европейской
цивилизации.
2. Открытие античного
наследия привело к новому
пониманию времени.
3. Подрыв доверия к
католическим доктринам
спровоцировал
Реформацию и религиозные
войны.

21.

Политическая философия эпохи
Возрождения
Дипломат, военный теоретик,
секретарь Совета десяти
Флорентийской республики,
основоположник политического
реализма
Никколо Макиавелли
(1469 – 1527)
«Государь» (1513):
1. Цель – объединение Италии.
2. Политика и религиозная
мораль средневековья
несовместимы.
3. «Государь, если он хочет
сохранить власть, должен
приобрести умение отступать от
добра и пользоваться этим
умением смотря по
надобности».

22.

Политическая философия эпохи
Возрождения
«Шесть книг о государстве»:
Жан Боден (1530 – 1596)
Суверенитет – это «способность
повелевать и понуждать таким
образом, что тот, кто повелевает и
понуждает не является объектом
повеления и понуждения со
стороны кого бы то ни было».
Признаки суверенной власти:
способность издавать законы,
право объявлять войну и
заключать мир,
право вершить суд в последней
инстанции,
право чеканить деньги и
взимать налоги

23.

Политическая философия эпохи
Возрождения
Жан Боден:
1. Суверенитет абсолютен, постоянен и
неделим.
2. Предпочтение наследственной монархии,
независимой ни от воли народа, ни от
авторитета римского папы.
3. Власть государя не имеет божественного
происхождения и ограничена только
Божественными и естественными законами.
English     Русский Правила