129.97K
Категория: РелигияРелигия

725. В заключение. Псалмы

1.

725. В заключение (30.11.2004 11:48)
Несравненно большое дело - не бояться молв(наговоров),но среди шума их сохранять небоязненное и
неподвижное сердце,пребывая внешне с людьми,внутренне же с Богом.
Имей Бога руководителем и наставником твоим. Истинный сын познается в отсутствии отца.
Не приучай чистосердечных чад своих к тонкоразборчивости помыслов,но лучше...и тонкоразборчивых
приучай к простоте,это дело преславное.
Душа,чистотою соединившаяся с Богом,для научения своего не имеет нужды в слове других,ибо
блаженная сия в себе самой носит присносущное Слово,Которое есть ее тайноводитель,наставник и
просвещение.___________________________ Иоанн Лествичник."Лествица"
724. Любовь не мыслит зла (30.11.2004 11:40)
Мать не так бывает привязана к младенцу,которого кормит грудью,как сын любви всегда прилепляется к
Господу. Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно поучается от Него словесам Его.
Чистота соделала ученика своего богословом,который сам собою утвердил догматы о Пресвятой Троице.
Сила любви в надежде,ибо надеждою ожидаем воздаяние любви. Оскудение надежды есть истребление
любви,с надеждою связаны наши труды,на ней зиждутся подвиги,ее милость Божия окружает.
Лествица,виденная Иаковом,пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей,на верху
которой Я утверждаюсь,как великий таинник Мой говорит: Ныне же пребывают сии три: вера,надежда,
любовь; но любовь из них больше(1Кор.13,13). Ибо ею именуется Бог: Бог есть любовь(1Ин.4,8).
Любовь,собственно,есть отложение всякого противного помышления,ибо любовь...не мыслит
зла...(1Кор.13,4-5),не радуется неправде,а сорадуется истине(1Кор.13,6).___________ Иоанн
Лествичник
723. О благорассмотрительном рассуждении (29.11.2004 14:36)
Рассудительный муж есть истребитель и восстановитель здравия. Сомневаться в суждениях и долго не
решаться на избрание чего-либо из двух есть признак не просвещенной свыше и тщеславной души.
Не удивляйся тому,что бесы тайным образом влагают нам часто и добрые помышления,а потом
противоречат им другими помыслами. Сии враги наши намерены только убедить нас этою хитростию,что
они знают и сердечные наши помышления.
Бог не есть ни виновник,ни творец зла. Посему заблуждаются те,которые говорят,что некоторые из
страстей естественны душе; они не разумеют того,что мы сами природные свойства к добру превратили
в страсти. По естеству,напр.,мы имеем семя для чадородия,а мы употребляем оное на беззаконное
сладострастие. По естеству есть в нас и гнев,но на древнего оного змия,а мы употребляем оный против
ближнего. Нам дана ревность для того,чтобы мы ревновали добродетелям,а мы ревнуем порокам. От
естества есть в душе желание славы,но только горней. Естественно и гордиться,но над одними бесами.
Подобным образом естественно душе и радоваться,но о Господе и о благих деяниях ближнего. Получили
мы и памятозлобие,но только на врагов души нашей. По естеству желаем мы и пищи,но для того,чтобы
поддерживать жизнь,а не для сластолюбия.
Кто соблюдает весь закон духовный,согрешит же одною страстию - высокоумием,будет виновным во
всем(Ср.: Иак.2,10).
Между нечистыми духами есть и такие,которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам
Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных,и еще более в обученных
внешним наукам,чтобы обольщая их мало-помалу,ввергнуть наконец в ереси и хулы. Мы можем
узнавать сие бесовское богословие или,лучше сказать,богоборство по смущению,по нестройной и
нечистой радости,которая бывает в душе во время сих толкований.
Бедственно/излишне/любопытствовать о глубине судеб Божиих,ибо/таковые/любопытствующие плывут
в корабле гордости. Достойно испытания(т.е.любопытства? - ред.),как душа,бестелесное существо,не
может видеть приходящих к ней такого же существа духов,каковы они по естеству. Не потому ли это,что
она сопряжена с телом? Это знает один Связавший их.
С многим рассуждением должны мы рассматривать,когда,в каких случаях и доколе должно нам стоять
против предметов страстей и бороться с ними и когда отступить. Ибо иногда можно по немощи
предпочесть и бегство,чтобы не умереть душевно./Ср.: Беги от зла и сотворишь благо(Пс.33,15);
Противься злу,твори добро,и пребудешь вечно(Пс.36,27) - ред./
Как ветры в тихую погоду колеблют только поверхность моря,а в другое время приводят в движение
самую глубину,так должно заключать и о ветрах тьмы. Ибо в страстных людях колеблют они самую
глубину сердечную,а в преуспевших уже только поверхность ума,потому сии последние и скорее
ощущают обыкновенную тишину свою,ибо внутренность их оставалась неоскверненною.
Двумя чувственными очами просвещается тело,а мысленным и видимым рассуждением просвещаются
очи сердечные.______________________________________ Иоанн Лествичник
English     Русский Правила