Похожие презентации:
Благословен Бог. Псалом 93
1.
Благословен Бог470. Псалом 93 /комментарии/ (16.06.2005 15:11)
В еврейской Библии этот псалом не имеет надписания. Имеющееся в нашей Славянской Псалтири
надписание: Псалом Давиду,в четвертый субботы - означает ни что иное,как четверг,второй день перед
субботой,поскольку и по смыслу последования(в обратном от воскресения недельном порядке)в
надписании псалмов после 90-го,и по глубинной сути содержания их,день этот,о котором упоминается в
надписании 93-го псалма,есть четверг. Евреи же воспевали его уже накануне,в среду,поскольку день по
еврейскому времяисчислению начинался накануне,вечером предшествовавшего ему дня. Но дело даже
не в этом подсчёте,но в том,что несёт в себе и что отражает собой данный псалом. А он,как и 91-й и 92й, даёт знать нам уже через надписание своё,что речь идёт о том,что предшествовало субботе
Воскресения Христова.
Скажем также,что такое отступление,или некое движение вспять,в порядке следования дней недели в
надписании псалмов 91-93: воскресение(суббота) - пятница - четверг,возможно рассматривать и как
некоторую"трудность"для пророка в удержании той духовной высоты,на которую он поднялся в псалме
90-м. Поэтому псалмы эти,как и следующий за ним 94-й псалом,есть в одно время и новое осмысление
этого стремительного духовного восхождения,и своего рода поддержка этой высоты в привычных и
традиционных способах псаломского выражения,что и засвидетельствовано,в частности,в обратном
порядке следования дней недели в надписании последующих после 90-го псалмов.
Высочайший пророческий,духовный и поэтический(т.е.образный,)уровень 90-го псалма"диктует"далее
псалмопевцу сохранить и поддержать всячески этот достигнутый уровень,в чём и проявилось
замечательное своеобразие его дальнейшего духовного восхождения(или прозрения)пророческого в
псалмах вплоть до 118-го,который и сам по себе есть,и явил собой в полной мере результат этого
последовательного и напряжённого возрастания в Духе,отражённого как в содержании,так и в поэтике
псаломской - превосходной,предельно сконцентрированной,ёмкой и выразительной. /Мы ещё не
говорим и не упоминаем о псалмах,которые идут после 118-го/.
Как ребёнок новорождённый в первые дни жизни своей теряет вес,так некоторое отступление,или даже
некоторая"потеря"темпа,в псалмах 91-94-м объясняется этим адаптированием к новым духовным
откровениям и рубежам,которые открыл и которых достиг псалом 90-й. Но это т.н."отступление"стоит
многих иных безоглядно скорых шагов вперёд,потому что именно для такого хорошо подготовленного
шага,или прорыва(как из крепко сжатой пружины),вперёд и вверх в Духе Божием Святом - в слове
вещем,пророческом - является нам как бы"традиционное"и привычное содержание указанных выше и
рассмотренных уже нами псалмов. По-своему новые открытия и достижения псалма 93-го яркое тому
подтверждение и пример.
Бог отмщения,Господи,не премини восстать.Вознесись судом Твоим,и гордым воздаяние воздай.
Доколе похваляться грешникам,Господи,доколе править им(1-3).
Псалом начинается молитвой к Богу,просьбой восстать на отмщение гордым и нечестивым врагам
Господним. Согласно с этими псаломскими словами и апостол Павел даёт верующим такое
наставление:"Не мстите за себя,возлюбленные,но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне
отмщение,Я воздам,говорит Господь"(Рим.12,19).
Уверовали: нет наказания Божьего,нет правого суда Его.
Признают лишь безумие в людях,и прозреть нет им времени(7-8).
"Признают лишь безумие в людях"- значит признают лишь такое же бесчестие и беззаконие в других
людях,какое сами в себе носят,и по-другому не могут воспринимать людей. И"прозреть"для них,то есть
жить по правде и по совести,всё равно что"свихнуться"разумом или зря тратить время.
Таким"уверением"в себе они подтверждают лишь тайные свои мысли(ср.Пс.18,13: От тайных мыслей
моих очисти меня,Боже): если и есть Бог,то Он не увидит и не узнает об их беззаконных делах,и что нет
такого Судии,Которому они должны дать отчёт в своих делах.
И далее в стихах(8-23)Псалма псалмопевец просто с поразительной и стремительно нарастающей силой и
неопровержимой последовательностью развивает все главные положения пророчества своего,безусловно
впоследствии сбывшихся в человеке во Христе,и промышления о блаженной(ст.12)жизни в Боге для
праведника и отвержении Господом всех нечестивых вместе с нечестивыми делами их(ст.23).
Да не встанет к престолу Твоему грешник,да не сыщет места подле Тебя
призывающий ложь во спасение(20).
Как сказал Сам Господь,на Моисеевом седалище(т.е.в Церкви Божией)сели книжники и фарисеи.
Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям,а сами не хотят и перстом
двинуть их...ибо они/только/говорят,а сами не делают(Мф.23,2-4).
Во времена псалмопевца были,значит,такие судьи и начальства(а когда их нет?!),которые,подобно
"восседавшим на Моисеевом седалище("престоле беззакония" - Сл.Пс.,ст.20)книжникам и фарисеям", от
имени Закона,возлагали на людей такие трудности и"бремена неудобоносимые",которые являлись суть
бессовестным притеснением человека и унижением его вопреки Закону. /Сравни: Труд и болезнь
скрывает язык их(Пс.9,28)/
Воздай,Господи,беззаконнику беззаконие его,и лукавому от лукавства его,
ибо Ты Бог Правды,Господь наш(23).
Пророк настойчиво призывает Господа воздать нечестивым людям по"правде"их,и возвысить голос Свой в
защиту убогих и сирых,как и в 81-м псалме об этом говорит:
Не уразумели ещё: во тьме ходите,да провалится у вас земля под ногами(5).