125.96K
Категория: РелигияРелигия

375. Псалом 40 (комментарии). Псалмы

1.

375. Псалом 40 /комментарии/ (20.04.2005 14:11)
Псалом 40-й по исторической части своей соответствует тому положению,в каком находился
царепророк во время созревшего заговора и открытого восстания против него сына его Авессалома.
Сознавая правоту свою и твердо веруя в правосудие Божие,и внутренне убежденный в безуспешности
безумных предприятий против него врагов его,Давид не предпринимает никаких мер против
мятежников,кроме молитвы к Богу о защите,и кроткого вразумления и обличения,какие мы находим
обычно в его псалмах. Развитию заговора способствовала продолжительная болезнь царя(ст.4),
позволившая врагам его выступить против него,а сыну его Авессалому предоставила случай открыто
разыграть перед народом роль рачительного и беспристрастного судьи и тем еще больше показаться
перед ним достойным царского преемства. Давиду не достало решимости силой воздать врагам своим и
подавить их беззаконное предприятие,прежде чем оно успело перерасти в открытое восстание. Он в
смущении и страхе бежит из своей столицы и удаляется в пустыню(Пс.54,8). Видя себя таким
беспомощным,он признает себя нищим и убогим; поэтому дорого и оценивает то участие и сострадание
к его бедственному положению,какое он нашел в небольшом числе приближенных к нему людей. С
чего и начинает он свой псалом:
Блажен подающий нищему и благотворящий убогому(2).
Псалмопевец называет блаженным того,кто с благоразумной осторожностью судит о людях,
подвергшихся несчастью,с состраданием относится к их бедственному положению,не считая это без
разбора наказанием Божиим,но является на помощь несчастному со всяким участием и тем показывает
себя как человека,которого Господь избавит в день Страшного Суда Христова,спасет от огня геенского.
Господь нередко подвергает испытанию человека милосердного,попускает ему впасть в болезнь.
Однако в этом испытании Он не оставляет страждущего без помощи; любовь Божия поправляет и
переворачивает жизнь его к обновлению духовному и изменению к лучшему.
Господи,помилуй меня,исцели душу мою,ибо согрешил Тебе(5).
Находясь в болезни телесной,Давид молится об исцелении души своей,сознавая,что телесная болезнь
последовала за недугами душевными,за грехами его,и что вслед за исцелением души должно
последовать и исцеление болезни телесной,как и Сам Господь Иисус Христос,подавая расслабленному
исцеление от болезни телесной,наперед преподал ему отпущение грехов(Ин.5,14).
На этом основании и Святая Церковь от лица кающегося грешника словами псалмопевца молит
Господа о помиловании и исцелении души его(в славословии великом на утрени).
Враги мои замышляют зло мне: со смертью его погибнет и имя его(6).
По словам св.Афанасия,"с 6-го стиха псалма сего вводится лицо Самого Христа,пророчески
живописующего,как поступили с Ним иудеи":
Сговорились за спиной моей причинить мне зло,
законопреступлением идут на меня: заснуть бы ему,и не проснуться(9).
В пророческом смысле эти слова изречены Давидом о Иисусе Христе,Который так говорит о врагах
Своих: враги Мои,архиереи,книжники и старейшины народа еврейского,сговорились погубить меня,
имели совещание(ср.Пс.1,1)о предании Меня смерти.
И это говорит человек мира сего,на него же надеюсь,ест хлеб мой,
и меня же поносит,поднимает на меня пяту(10).
"Человеком мира"у евреев называли самого близкого человека,друга. "Есть с ним хлеб"значило быть в
тесной связи с ним и быть связанным взаимной благорасположенностью и благодарностью. Сам
Господь Иисус Христос на тайной вечери,в присутствии всех учеников Своих,указывая им прикровенно
на Своего предателя,привел это псаломское изречение как пророческое сказание об Иуде,сказав:"Да
сбудется писание,ядый со Мною хлеб вздвиже на Мя пяту свою"(Ин.13,18).
Господи,помилуй меня,восставь меня,воздай неблагодарным моим;
на том познаю благоволение Твоё,как посмеётся враг мой(11-12).
Врагам Христовым,распявшим Господа Славы,не дано было восторжествовать по случаю смерти Его:
они не возрадовались,когда узнали,что он воскрес из мертвых.
За незлобие прими меня,Господи,утверди в силе Твоей(13).
В отношении к Мессии слова сего стиха означают,что Христос,гонимый и оскорбляемый врагами
Своими,никому из них не только никакого зла не сделал,"ни единаго же зла сотвори"(Лк.23,41),но
даже молился за них Отцу Своему,и вообще Он не сотворил никакого греха(Ис.53,9),и за такое
незлобие Отец Небесный не только принял Его(в человеческом естестве)в Свое благоволение
(Мф.3,17), но и утвердил Его,т.е.посадил одесную Себя. Избавление это,равно как и все милости
Господни,проистекают из того Завета,который заключил Господь с праотцами Давида(Быт.17,2; 26,4;
28,14 и др.),как из вечного источника. Заключительные слова: Да будет,будет так - служат
подтверждением всего вышесказанного и означают то же,что - аминь.
English     Русский Правила