743.36K
Категория: ЛитератураЛитература

Новаторство В. Маяковского

1.

2.

Новаторство В. Маяковского
В поэзии Маяковского происходит разрушение норм существующего языка, что
является основополагающим принципом футуризма: не идея рождает слово, а
слово рождает идею, то есть строение, звучание слова наделяет его смыслом,
создает его содержание. Таковы авторские неологизмы (окказионализмы) поэта,
например: «прозаседавшиеся»; «молоткастый», «серпастый» («Стихи о
советском паспорте»); «не юбилейте»; «наше новогодие» и пр.
В. Маяковский статья «Как делать стихи?»
Для Маяковского поэзия – «слышимое слово», и эта принципиальная установка
реализуется и в области рифмы (созвучие): классическая рифма
предшественников поэта предполагала тождество созвучия, например,
«мгновенье-виденье» (А.С.Пушкин), а акустическая рифма Маяковского
зачастую ассоциативна, рифмуются слова, далекие от созвучия: «ворся –
Версаль»; «Париж – барыш»; «розах-розмах»; «монеты-Антуанетты» и пр.
(«Версаль»).
Маяковский – поэт-трибун, «первый русский поэт – оратор» (М.Цветаева), его
стихи рассчитаны на голос, на громкое чтение в массовой аудитории:
«Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря. Заглуша поэзии
потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря» («Во
весь голос», 1929-1930).
Повышенной эмоциональности стиха способствовало его новое графическое
написание в виде столбика, а с 1923 года и в виде «лесенки».

3.

Новаторство В. Маяковского
Новаторство поэтической системы его раннего творчества во многом обусловлено эстетикой
русского футуризма.
Поэзия, по мнению Маяковского, должна отражать и способствовать изменениям
мироустройства, поэтому необходимо отвергнуть весь опыт прошлого. В программном
манифесте футуристов «Пощечина общественному вкусу», среди авторов которого был В.В.
Маяковский, сказано: «Только мы – лицо нашего Времени, – писали футуристы. – Рог времени
трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. … Бросить Пушкина, Достоевского,
Толстого и проч. и проч. с Парохода современности».
Работа над словом.
В.В. Маяковский призывал к новой работе над словом. Им, как и футуристами,
провозглашалось самоценное, «самовитое» слово, которое является не только средством
изображения действительности, но и само является художественным образом. Так, в стихах В.В.
Маяковского не просто называется чувство, а неизмеримо усиливается его напряжение и
расширяется масштаб за счет использования осязательных, обонятельных, вкусовых,
зрительных, аудиальных метафор: «Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то
недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей
из раковин вещей» («Нате!»).
Зрелищная, «материализованная» метафора Маяковского граничит с гиперболой
(преувеличением): «Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову лохмотьями губ моих в пятнах
чужих позолот. Дымом волос над пожарами глаз из олова дай обовью я впалые груди болот»
(«От усталости»); «мокрая, будто ее облизали, толпа. Прокисший воздух плесенью веет» («Эй!»).
Гиперболизм образов в поэзии Маяковского зачастую парадоксален и достигает гигантских,
космических масштабов: «Если б был я маленький как Великий океан, - на цыпочки б волн
встал, приливом ласкался к луне бы» («Себе, любимому, посвящает эти строки автор»).

4.

Темы сочинений
1.
2.
Против чего протестует герой ранней лирики В.В. Маяковского?
Как вы понимаете смысл названия поэмы В.В. Маяковского «Облако в
штанах»?

5.

ОБЛАКО В ШТАНАХ
(фрагмент)
Славьте меня!
Я великим не чета.
Я над всем, что сделано,
ставлю «nihil»1.
Никогда
ничего не хочу читать.
Книги?
Что книги!
Я раньше думал –
книги делаются так:
пришёл поэт,
легко разжал уста,
и сразу запел вдохновенный простак –
пожалуйста!
А оказывается –
прежде чем начнёт петься,
долго ходят, размозолев от брожения,
и тихо барахтается в тине сердца
глупая вобла воображения.
Пока выкипячивают, рифмами
пиликая,
из любвей и соловьёв какое-то варево,
улица корчится безъязыкая –
ей нечем кричать и разговаривать.
Городов вавилонские башни,
возгордясь, возносим снова,
а Бог
города на пашни
рушит,
мешая слово.
Задание ФИПИ-1
Улица мýку молча пёрла.
Крик торчком стоял из глотки.
Топорщились, застрявшие поперёк
горла,
пухлые taxi и костлявые пролётки.
Грудь испешеходили.
Чахотки площе.
Город дорогу мраком запер.
И когда –
всё-таки! –
выхаркнула давку на площадь,
спихнув наступившую на горло
паперть,
думалось:
в хóрах архангелова хорала
Бог, ограбленный, идёт карать!
А улица присела и заорала:
«Идёмте жрать!»
(В.В. Маяковский, 1914–1915)
____________________
1 Ничто (лат.).
2 Такси (фр.).

6.

Задание ФИПИ-1
1. Укажите жанр, к которому относится «Облако в штанах» В.В. Маяковского.
2. В этом фрагменте неоднократно использовано средство художественной
выразительности, основанное на переносном значении слов, например «тихо
барахтается в тине сердца // глупая вобла воображения». Как оно называется?
3. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и
приёмов, использованных поэтом в восьми первых строчках данного фрагмента.
1) анафора
2) риторические вопросы и восклицания
3) гипербола
4) инверсия
5) сравнение
4. Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания и перенесите
в бланк ответов № 1.
5. Как называется созвучие концов стихотворных строк (пиликая – безъязыкая;
варево – разговаривать и т. п.)?
6. Что лежит в основе противостояния героя и толпы в «Облаке в штанах»?
7. Какой вид звукописи является средством создания художественного образа в этой
строке: «в хóрах архангелова хорала»?

7.

Что лежит в основе противостояния героя и толпы
в «Облаке в штанах»?
«Облако в штанах» – пример противостояния толпе человека, понимающего масштаб
упадка общества. Это крик отчаяния, обида на современные нравы и устои. Улицы,
полные машин, непрекращающегося шума, – это образ жизни людей, забывших о
красоте мира, переставших ценить искусство, лишённых добра и чуткости.
Лирический герой ни в коем случае не согласен с толпой, у которой на первом плане
материальные запросы: А улица присела и заорала: «Идёмте жрать!» Поэтому его
монолог – это отчаянный вызов: общество не желает слушать поэтов, становиться
лучше, но и без поэтов ей «нечем кричать и разговаривать».

8.

В.Маяковский
«Облако в штанах» (1915)
Жанр-поэма
Направление- модернизм
Течение- футуризм
Композиция «тетраптиха» отражала бунтарский дух произведения: «долой
вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу
религию» — четыре крика четырёх частей».
Образ лирического героя. Это поэт — «красивый, двадцатидвухлетний» —
предстаёт влюблённым, сгорающим от страсти к женщине по имени Мария,
анархистом, отрицающим старое искусство и воспевающим улицу,
«тринадцатым апостолом», призывающим к революции, и, наконец,
человеком, бросающим вызов самому Богу. Он ставит «nihil» («ничто») над
всем, что сделано до него, и объявляет себя новым Заратустрой .
Первоначально поэма называлась «Тринадцатый апостол».
Это заглавие неотделимо от образа поэта-пророка, нового спасителя
человечества, «голгофника», распятого на кресте. Отказ от этого названия
означал и утрату смысловой связи с подзаголовком поэмы — «тетраптих»:
Маяковский уподоблял четыре части поэмы складню из четырёх икон.
https://polka.academy/articles/503?block=685

9.

«Облако в штанах»: поэтика и проблематика
Поэма о трагическом столкновении поэта с действительностью, в которой воплощены 4 крики:
«долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».
Ведущий образ поэмы – лирическое «Я» (Поэма посвящена Лиле Брик)
Основной приём изображения – антитеза.
Революция в поэме возникает как единственное спасение от торжества пошлости и сытости.
Противопоставление всему обществу в прологе поэмы вырастает до противопоставления всему
мирозданию в конце.
Первая часть поэмы – о трагической неразделенной любви поэта. Она содержит невиданной
силы ревность, боль, взбунтовались нервы героя: «как больной с кровати, спрыгнул нерв»,
затем нервы «скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги».
Автор поэмы мучительно спрашивает: «Будет любовь или нет? Какая – большая или
крошечная?» Вся глава – это не трактат о любви, а выплеснутые наружу переживания поэта. В
главе отражены эмоции лирического героя: «Алло! Кто говорит? Мама? Мама! Ваш сын
прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца». Любовь лирического героя поэмы отвергли (Это
было, было в Одессе; «Приду в четыре», – сказала Мария2. / Восемь. / Девять. / Десять... Упал
двенадцатый час, / как с плахи голова казненного; Вошла ты, / резкая, как «нате!», / муча
перчатки замш, / сказала: «Знаете – / я выхожу замуж»), и это приводит его к отрицанию любвисладкоголосого песнопения, потому что подлинная любовь трудная, это любовь-страдание.
Его представления о любви вызывающе, полемично откровенны и эпатирующи: «Мария! Поэт
сонеты поет Тиане, // а я / весь из мяса, человек весь – // тело твое просто прошу, // как просят
христиане – // “Хлеб наш насущный – / даждь нам днесь”». Для лирического героя любовь
равнозначна самой жизни. Лирика и грубость здесь внешне противоречат друг другу, но с
психологической точки зрения реакция героя объяснима: его грубость – это реакция на
отвержение его любви, это защитная реакция.

10.

«Облако в штанах»: история создания
Первоначальное название поэмы – "Тринадцатый апостол" – было заменено
цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в
цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в
каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне
вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда
взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую
грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите,
буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"»1.
Первое издание поэмы (1915) содержало большое количество цензурных купюр.
Полностью, без купюр поэма вышла в начале 1918 года в Москве с предисловием
В. Маяковского: «"Облако в штанах"... считаю катехизисом сегодняшнего
искусства: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш
строй!”, “Долой вашу религию” – четыре крика четырех частей».
Каждая часть поэмы выражает определенную идею. Но саму поэму нельзя строго
делить на главы, в которых последовательно выражены четыре крика «Долой!».
Поэма вовсе не разграфлена на отсеки со своим «Долой!», а представляет собой
целостный,
страстный
лирический
монолог,
вызванный
трагедией
неразделенной любви. Переживания лирического героя захватывают разные
сферы жизни, в том числе и те, где господствуют безлюбая любовь, лжеискусство,
преступная власть, проповедуется христианское терпение. Движение
лирического сюжета поэмы обусловлено исповедью героя, временами
достигающей высокого трагизма (первые публикации отрывков из «Облака»
имели подзаголовок «трагедия»).

11.

«Облако в штанах»: поэтика и проблематика
2-я часть – об отношениях героя и искусства. Начинается часть с решительного заявления
героя: «Я над всем, что сделано, ставлю «nihil» (ничто). Герой отрицает вымученное ,
вялое искусство.. Звучит гимн живой жизни, которая ставится выше «Я»
Герой отождествляет себя с самим Богом. Он готов на самопожертвование: «душу вытащу,
растопчу, чтоб большая! – и окровавленную дам, как знамя». Вот цель и назначение поэзии
и поэта.
В 3-й части мысль поэмы логически переходит к тем, кого вести под этим «знаменем»,
сделанным из «растоптанной души» героя. Кругом пошлость, бездарность, уродство. Этот
пошлый мир надо разрушить во что бы то ни стало. Лирический герой берёт на себя роль
«тринадцатого апостола» С Богом он запросто: «может быть, Иисус Христос нюхает моей
души незабудки».
В 4-й части от глобальных замыслов по переделке мира герой возвращается к мыслям о
своей любимой. Имя «Мария» выкрикивается многократно. Это мольба о любви. И герой
становится покорным, чуть ли не униженным, «просто человеком». Любимая заменяет
всё, она необходима, как «хлеб насущный». Поэт говорит о своём «в муках рождённом
слове»: оно «величием равное Богу». В этом, конечно, кощунство, постепенно перерастащее в бунт против Бога. Отказ любимой провоцирует этот бунт страдающего и отчаявшегося героя. Герой с Богом на «ты», откровенно хамит ему. Главное обвинение Богу не в
неправильном устройстве мира, не в социальной несправедливости. Несовершенство мира
в том, «отчего ты не выдумал, чтоб было без мук целовать, целовать, целовать?!»Отчаяние
героя доходит до бешенства, он выкрикивает страшные богохульства. И вдруг смиряет
себя, он уже снова с небом на «вы»
Яростно конфликтуя с миром, герой обнаруживает свою бунтарскую сущность.
Противоречивость героя, соединение в нём предельной «расхристанности» и предельной
нежности, обостряют конфликт. Противоречивость, раздирающая героя, обрекает его на
трагическое одиночество.

12.

«Облако в штанах»
Новаторство. Облако в штанах» — новаторское произведение и с точки зрения языка, и с точки
зрения метрики.
Поэма насыщена неологизмами («изъиздеваюсь», «огромив», «любёночек», «испешеходили»),
которые часто вызывали неприятие современников. Маяковский изобретал окказионализмы с
увеличительными и уменьшительными суффиксами, противопоставляя их друг другу («божище» и
«божик»), употреблял существительные с нулевым суффиксом («гуд», «морщь»). Филолог Михаил
Гаспаров считал, что основная функция неологизмов Маяковского — «делать образ мира
динамичнее, часто — гиперболичнее; подчёркивать недостаточность старого языка (словаря) и
широту, богатство нового».
Пожалуй, главная примета стиля Маяковского — использование ярких тропов («в душе ни одного
седого волоса», «душ золотые россыпи», «твоих губ неисцветшую прелесть»). Роман Якобсон
отмечал: «В стихах Маяковского метафора, заостряя символистскую традицию, становится не
только самым характерным из поэтических тропов — её функция содержательна: именно она
определяет разработку и развитие лирической темы».
Помимо того, что Маяковский обновляет средства языка, он обыгрывает в поэме факты и события
современности, вводит в сюжет газетные новости: так в поэме появляются реклама какао Ван
Гутена, пожар на корабле «Лузитания», кража «Джоконды» из Лувра.
Маяковский активно использовал в поэме вульгаризмы, разговорную и жаргонную лексику
(«ложит», «пёрла», «заорала», «жрать», «сволочь», «выхаркнула» и других). Поэт сознательно
поставил перед собой задачу говорить от имени улицы, которая «корчится безъязыкая».
Просторечие работает и на авангардную модель отрицания, ниспровержения, разрушения
поэтического канона. Футуристы стремились радикально обновить форму стиха, экспериментируя с
ритмом и рифмой в поэзии. В «Облаке в штанах» поэт выходит за рамки традиционного
стихосложения, комбинируя стихотворные размеры, подчиняя произведение главным образом
ритму, графически разделяя стих на несколько строк. Поэт и прозаик Сергей Буданцев, анализируя
новую поэму Маяковского, писал: «Чувство стихотворного ритма у поэта обострено до настоящей
исхищрённости. Короткие волны и колебания строк при чтении слагаются в большие полные
клубки ритмических понижений и повышений» 27 . Маяковский активно применяет ассонансы
(«мозгу» — «лоскут», «петься» — «сердца») и вообще обновляет рифму («Джек Лондон» —
«Джиоконда», «разжал уста» — «пожалуйста»).

13.

«ОБЛАКО В ШТАНАХ» (отрывок)
Это было,
было в Одессе.
«Приду в четыре», –
сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
Вот и вечер
в ночную жуть
ушёл от окон,
хмурый,
декабрый.
В дряхлую спину хохочут и ржут
канделябры.
Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Задание ФИПИ-2
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце –
холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.
И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая –
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Она шарахается автомобильных
гудков.
Любит звоночки коночек.
Ещё и ещё,
уткнувшись дождю
лицом в его лицо рябое,
жду,
обрызганный громом городского
прибоя.
(В.В. Маяковский, 1914–1915)

14.

15. Каково эмоциональное состояние лирического героя, ожидающего прихода
возлюбленной, и как оно его характеризует?
1
2. Подавленный (лирич герой видит вечр как «хмурый»).
3. осознает себя сильным, но страдает :»жилистая громадина стонет,корчится».
4. Надежда на любовь, потому что любит («стекло окошечное»)
5.Способен наблюдать за собой , анализировать свои переживания. Упорный в
достижении целей.

15.

Маяковский
СХОЖИ
Модернизм (футуризм)
«Нищий»
Реализм
1.Сюжет- история неразделенной любви (любовь
лирического героя).
2.
Переживания
героев
Лермонтов-«слез горькие, тоска»
Но в «Нищем» герой обвиняет возлюбленную в
обмане, а себя сравнивает с нищем
В поэме Маяковского лир.герой верит и ждет
героиню, не отступает от своей мечт. о любви.

16.

Задание ФИПИ-2
В своем произведении В.В. Маяковский использует созданные им новые слова:
«декабрый», «любёночек». Назовите термин, которым обозначают такие слова.
2. Как называется приём одушевления предмета, использованный поэтом в строках
«хохочут и ржут канделябры»?
3. В произведениях каких русских поэтов раскрывается тема неразделённой любви и в
чём эти произведения близки поэме В.В. Маяковского?
4. Как называется авангардистское течение в поэзии, ярким представителем которого
явился В.В. Маяковский?
5. Какой художественный приём, основанный на переносе свойств одного явления на
другое по их сходству, использует автор: «плавлю лбом стекло», «обрызганный громом
городского прибоя»?
6. Каково эмоциональное состояние лирического героя, ожидающего прихода
возлюбленной, и как оно его характеризует?
7. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и
приёмов, использованных поэтом в заключительной части фрагмента –от слов «И вот,
громадный…» до слов «…громом городского прибоя».
1) Сравнение
2) антитеза
3) инверсия
4)анафора
5) эпитет
Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в
бланк ответов № 1.
1.

17.

В произведениях каких русских поэтов раскрывается тема
неразделённой любви и в чём эти произведения близки поэме
В.В. Маяковского «Облако в штанах»?
Пушкин «Я вас любил»
Лермонтов «Нищий»

18.

А.С. Пушкин
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
1829

19.

«Я вас любил: любовь еще, быть может…»
Стихотворение было написано в 1829 году, посвящено Анне Алексеевне Олениной.
«Я вас любил: любовь еще, быть может...» — одно из самых известных стихотворений
Пушкина о любви. Чувство лирического героя — высшее проявление любви,
направленной прежде всего на возлюбленную. Стихотворение начинается словами «Я вас
любил», свидетельствующими о том, что любовь осталась в прошлом. Но этот тезис тут же
опровергается: «...любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем...». Но отнюдь
не собственные, по-видимому, неразделенные чувства беспокоят героя. Прежде всего он
желает счастья и спокойствия своей возлюбленной. Более того, чувство лирического героя
так чисто, высоко и одухотворено, что он желает, чтобы любовь ее будущего избранника
была такой же искренней и нежной:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
В создании эмоциональной напряженности большую роль играет трехкратное повторение
словосочетания «Я вас любил...», а также синтаксический параллелизм (повторы
однотипных конструкций): «безмолвно», «безнадежно», «то робостью, то ревностью», «так
искренно, так нежно». Поэт использует прием аллитерации. В первой части
стихотворения повторяется согласный звук «л», придающий нежность и печальность:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем...
А во второй части мягкий «л» меняется на сильный, резкий звук «р», символизирующий
расставание, разрыв: «...то робостью, то ревностью томим».

20.

М. Лермонтов
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
1830

21.

«Нищий» («Лермонтовская энциклопедия»)
Стих. Л. (1830), обращенное к Е. А. Сушковой. По ее воспоминаниям, написано
после посещения Троице-Сергиевой лавры (куда Л. вместе с Сушковой и др. ходил
из Москвы на богомолье) под впечатлением встречи со слепым нищим, к-рый
рассказал о молодых «господах», бросивших ему камни вместо денег. В семье
Столыпиных рассказывали иначе: Сушкова будто бы сама из шалости подала
нищему камень. Этот эпизод послужил основой для изображения жестокости и
равнодушия Сушковой влюбленному в нее Л. Ноты горечи, мотивы несбывшихся и
обманутых надежд, отвергнутого «навек» чувства, характерные вообще для лирики
Л., особенно 1830—32, получили в стих. поэтически емкое воплощение.
Стих. имеет 2-частную композицию, характерную для мн. лирич. стихов Л. 1829—
30: ср. «Русская мелодия», «К...» («Не привлекай меня красой»), «Вечер после
дождя», «Утро на Кавказе» и др. Одна из частей стих. несет осн. психол. функцию,
другая — иллюстративную, причем она развернута и имеет самостоят. худож.
значение. И. Розанов назвал такой прием «оживлением метафоры». Он отметил, что
Л. позднее предпочитал обходиться без конкретной аналогии, чтобы усилить
впечатление от самого образа (напр., стих. «Парус», «Утес» и др.). Изменив детали
происшествия у лавры, Л. внес в него известный евангельский мотив Нагорной
проповеди (Мф 7.9.). В этом эпизоде поэт увидел соединение бессердечности с
лицемерием: жестокость совершается «у врат обители святой».

22.

Задание ФИПИ-3
НАТЕ!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, надоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.
(В.В. Маяковский)

23.

Задание ФИПИ-3
1. Как называется стилистический приём, основанный на повторе согласных звуков,
использованный поэтом в стихотворении: «Через час отсюда в чистый переулок/
вытечет по человеку…»?
2. Как называется прием единоначатия, использованный поэтом во второй строфе
стихотворения?
3. К какому художественному приёму, предполагающему преувеличение размеров,
количества, значения явлений, прибегает в стихотворении В. Маяковский,
называя толпу «стоглавой вошью»?
4. Укажите тип композиции, характеризующийся возвращением поэта к исходному
образу: «я – бесценных слов мот и транжир».
5. В чём проявляется внутренняя двойственность лирического героя раннего
творчества В. Маяковского и в каких произведениях русских поэтов мы
встречаем схожий тип героя?

24.

В чём проявляется внутренняя двойственность лирического героя раннего
творчества В. Маяковского и в каких произведениях русских поэтов мы встречаем
схожий тип героя?
1. Внутреннее раздвоенный герой встречается в лирике Маяковского
(стихотвороение «Нате!»), в поэзии С.Есенина («Исповедь хулигана»), в
романтическом тексте М.Лермонтова «Как часто пестрою толпою
окружен» и в ряде других произведений.
2. В стиховторении Маяковского «Нате!», как и в ранней лирике вообще,
конфликт лирического героя-поэта и толпы проявляется в форме
внутренней двойственности, когда внешне кажется «грубым гунном», а
внутри ощущает «бабочку поэтического сердца».
3.
Маяковский- Есенин
4. Маяковский (модернист или футурист)-Лермонтов (романтизм!_
5.
ВНУТРЕННЯЯ ДВОЙСТВЕННОСТЬ
КОНФЛИКТ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ И ТОЛПЫ.

25.

В чём проявляется внутренняя двойственность лирического героя
раннего творчества В. Маяковского и в каких произведениях русских
поэтов мы встречаем схожий тип героя?
В ранней лирике Маяковского четко прослеживается противопоставление поэта и
толпы. Не случайно он говорит о «бабочке поэтиного сердца». Образ лирического героя
несет на себе печать некоего трагизма.
Не найдя понимания, поэт выражает резкое неприятие окружающей действительности.
Звонкой пощечиной звучат его стихотворения «Нате!» и «Вам!». Поэт использует
огрубленную лексику, вызывающий тон. Резкие выпады делает он в адрес тех, кто далек
от понимания его поэзии. Ему ненавистен мещанский тип мышления. Поэт озлоблен и
раздражен. Его неприятие «хозяев жизни» нередко переходит в откровенную грубость и
цинизм:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы,
женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Однако грубость и
цинизм — лишь маска, под которой скрывает поэт свое истинное лицо, это лишь способ
хоть как-то обратить на себя внимание. Важнейшее чувство лирического героя раннего
Маяковского — это боль и страдание. Он в отчаянии, его внутренний мир находится в
постоянной дисгармонии. Поэт шокирует окружающий его мир намеренно грубыми
выпадами, бросает вызов обществу, его морали и образу жизни.
Основным в этих стихах становится противостояние – «я» и «они», слышны мотивы
трагического одиночества, отчуждения людей. Тема одиночества в городской толпе, в
окружающем мире – основная тема в ранней поэзии Маяковского.
В стихотворении «Нате!» автор пишет об отношениях творческой личности и толпы,
которая сравнивается со «стоглавой вошью». Призвание поэта не в том, чтобы развлекать
«озверевшего» мещанина.
Лермонтов «Как часто пестрою толпою окружен»
Есенин «Исповедь хулигана»

26.

М. Ю. Лермонтов
Как часто пестрою толпою окружен
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шопоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный
господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и
страстей,
Как свежий островок безвредно средь
морей
Цветет на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный
стих,
Облитый горечью и злостью!..
написано в 1840 году

27.

«Как часто, пестрою толпою окружен…»
(«Лермонтовская энциклопедия»)
одно из самых значит. стих. Л. (1840), по своему обличительному пафосу близкое к
«Смерти поэта».
Значение стих. не сводится только к обличению «большого света». Оно глубоко и
многозначно. Тема маскарада здесь, так же, как в драме Л., символична. Речь идет
не просто о бале, а о бездушии и фальши светского общества. Обнаруживается
парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказывается призрачным,
видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое
оказывается подлинной реальностью, описанной точным, вещественнопредметным языком: «И вижу я себя ребенком; и кругом / Родные все места:
высокий барский дом / И сад с разрушенной теплицей». Т. о., стих. рисует две
действительности: окружающую и воображаемую, ту, к-рая близка природным
началам и вводится в стих. через мотив мечты, приобретающий особое значение:
«И странная тоска теснит уж грудь мою: / Я думаю об ней, я плачу и люблю, /
Люблю мечты моей созданье / С глазами, полными лазурного огня...».
Юношеская романтич. тема вспыхивает у Л. с новой силой; противоречие между
«мечтой» и действительностью решается в пользу «мечты», утраченной идиллии
детства, и вызывает вспышку энергии, желание бросить «в глаза» веселящемуся
светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злостью».

28.

Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.
Сие есть самая великая исповедь,
Которой исповедуется хулиган.
Я нарочно иду нечёсаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потёмках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы,
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь.
Так хорошо тогда мне вспоминать
Заросший пруд и хриплый звон ольхи,
Что где-то у меня живут отец и мать,
Которым наплевать на все мои стихи,
Которым дорог я, как поле и как плоть,
Как дождик, что весной взрыхляет зеленя.
Они бы вилами пришли вас заколоть
За каждый крик ваш, брошенный в меня.
Бедные, бедные крестьяне!
Вы, наверно, стали некрасивыми,
Так же боитесь бога и болотных недр.
О, если б вы понимали,
Что сын ваш в России
Самый лучший поэт!
Вы ль за жизнь его сердцем не индевели,
Когда босые ноги он в лужах осенних макал?
А теперь он ходит в цилиндре
И лакированных башмаках.
Но живёт в нём задор прежней вправки
Деревенского озорника.
Каждой корове с вывески мясной лавки
Он кланяется издалека.
И, встречаясь с извозчиками на площади,
Вспоминая запах навоза с родных полей,
Исповедь хулигана
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен вспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клён перед костром зари.
О, сколько я на нём яиц из гнёзд вороньих,
Карабкаясь по сучьям, воровал!
Всё тот же ль он теперь, с верхушкою зелёной?
По-прежнему ль крепка его кора?
А ты, любимый,
Верный пегий пёс?!
От старости ты стал визглив и слеп
И бродишь по двору, влача обвисший хвост,
Забыв чутьём, где двери и где хлев.
О, как мне дороги все те проказы,
Когда, у матери стянув краюху хлеба,
Кусали мы с тобой её по разу,
Ни капельки друг другом не погребав.
Я всё такой же.
Сердцем я всё такой же.
Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.
Стеля стихов злачёные рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.
Спокойной ночи!
Всем вам спокойной ночи!
Отзвенела по траве сумерек зари коса...
Мне сегодня хочется очень
Из окошка луну...
Синий свет, свет такой синий!
В эту синь даже умереть не жаль.
Ну так что ж, что кажусь я циником,
Прицепившим к заднице фонарь!
Старый, добрый, заезженный Пегас,
Мне ль нужна твоя мягкая рысь?
Я пришёл, как суровый мастер,
Воспеть и прославить крыс.
Башка моя, словно август,
Льётся бурливых волос вином.
Я хочу быть жёлтым парусом
В ту страну, куда мы плывём.
1920 год

29.

Задание ФИПИ-4
ПОСЛУШАЙТЕ
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плево́чки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
клянется –
не перенесет эту беззвёздную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звёзды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
(В.В. Маяковский , 1914)

30.

Задание ФИПИ-4
1. К кому и почему обращается поэт в своём стихотворении?
2. Стихотворение открывается и заканчивается одним и тем же обращением. Как
называется подобный тип композиции?
3. В каких произведениях русских поэтов герои обращаются к звездам и в чём эти
произведения созвучны стихотворению В.В. Маяковского «Послушайте»?
4. Поэт соотносит людскую массу, равнодушную к звездам, с тем, кто называет их
«жемчужиной».
Как
называется
использованный
автором
приём
противопоставления предметов и явлений?
5. К какому авангардистскому течению в поэзии начала XX века относится раннее
творчество В.В. Маяковского?
6. Назовите тематическую разновидность лирики, к которой принадлежит
стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!» и которая обращена к «вечным»
вопросам бытия.
7. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и
приёмов, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом
порядке).
1) риторический вопрос
2) анафора
3) сравнение
4) метонимия
5) эпитет

31.

В каких произведениях русских поэтов герои обращаются к звездам и
в чём эти произведения созвучны стихотворению В.В. Маяковского
«Послушайте»?
Звезда в русской литературе — это символ далёкого, недосягаемого, высокого,
который освещает путь человека, ведёт его к цели, поэтому писатели и поэты часто
обращались к этому образу.
В стихотворении Пушкина «К Чаадаеву»
Например, в стихотворении "Выхожу один я на дорогу" М.Ю. Лермонтов звёзды
("звезда с звездою говорит« это олицетворение), которые освещают землю "сияньем
голубым" — оно символизирует покой и счастье, благодаря звёздам "в небесах
торжественно и чудно«.
В стихотворении Маяковского звучат исповедальные ноты. Обращено к людям.
Образ звезды-мечта.
ПЛАН:
1. ПЕРЕЧИСЛИТЬ
2. Образ звезды в русской литературе- устойчивый образ-символ, семантика
которого распространяется от свободы и счастья до мечты и цели.
3. Образ звезды в тексте Маяковского.
4. Сравнить образ звезды в тексте Маяковского с образом звезды в тексте
Лермонтова (ТАКЖЕ ИЛИ ИНАЧЕ).
5. Сравнить образ звезды в тексте Маяковского с образом звезды в тексте
Пушкина

32.

А. С. Пушкин
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

33.

34.

М. Ю. Лермонтов
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

35.

«Выхожу один я на дорогу…»

36.

Задание ФИПИ-5
ПРОЩАНИЕ
В авто,
последний франк разменяв.
–В котором часу на Марсель? –
Париж
бежит,
провожая меня,
во всей
невозможной красе.
Подступай
к глазам,
разлуки жижа,
сердце
мне
сантиментальностью расквась!
Я хотел бы
жить
и умереть в Париже,
если б не было
такой земли –
Москва.
(В.В. Маяковский, 1925)

37.

Задание ФИПИ-5
Назовите модернистское поэтическое течение, одним из лидеров которого являлся
В.В.Маяковский.
2. Многие стихотворения В.В. Маяковского, включая «Прощание», отличает необычное
расположение строк. Какое название оно получило?
3. Каким термином обозначается созвучие концов стихотворных строк (разменяв –меня;
Марсель – красе и т.п.)?
4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и
приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) сравнение
2) инверсия
3) анафора
4) метафора
5) эпитет
5. Назовите стилистический приём, основанный на использовании одинаковых согласных
звуков в строке:
Париж
бежит,
провожая меня,
во всей
невозможной красе.
6. Какие чувства переполняют лирического героя стихотворения «Прощание»?
7. В каких произведениях отечественной поэзии звучат патриотические мотивы и в чём
эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского?
1.

38.

В каких произведениях отечественной поэзии
звучат патриотические мотивы
и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением
В.В. Маяковского?
Лермонтов «Родина»
Блок «Россия»
Твардовский «Василий Тёркин»
Ахматова «Мужество»
English     Русский Правила