436.52K
Категория: ФилософияФилософия

Философия в системе духовной культуры

1.

2.

Философия в системе
духовной культуры
Философия и мировоззрение.
Дофилософские формы мировоззрения:
мифология и религия.
Специфика философского знания. Предмет
философии.
Структура философского знания. Функции и
назначение философии.
История философии как способ
существования самой философии.
Типологизация философских учений.

3.

Философия в системе
духовной культуры
Философия и мировоззрение.
Дофилософские формы
мировоззрения: мифология и
религия.

4.

Мировоззрение
система взглядов, определяющих
общее видение и понимание мира и
места человека в мире, а также
основанная на этих взглядах
жизненная позиция.

5.

Мировоззрение
основывается на:
знаниях о мире
знаниях о свойствах мира
Знания – информационная основа мировоззрения
Оценка знаний – аксиологическая (ценностная) сторона
мировоззрения.
Компоненты оценки знаний:
1) Вера – безусловное принятие человеком тех или иных
воззрений и идей;
2) Убеждение – прочная уверенность человека в
истинности своих знаний;
3) Идеал – представления людей о совершенном и
желаемом проявлении себя в мире.

6.

Мировоззрение
выделяют
Миросозерцание
На основе
миросозерцания
формируется
жизненнопрактический
уровень
мировоззрения
(навыки, обычаи,
традиции)
Миропонимание
Миропонимание
составляет суть
теоретического
уровня
мировоззрения.
Теоретическим ядром
мировоззрения
является философия.

7.

Мировоззрение
Формы мировоззрения:
Мифологическое;
Религиозное;
Философское;
Научное.

8.

Мифология
как форма мировоззрения
Мифология (от греч. mythos «предание»,
«сказание» logos «слово») – образное, наглядно
предметное,
непосредственно
чувственное
описание мира, представленное в мифах.
Мифы – старинные предания о сотворении
мира и человека; чудесные истории о деянии
богов, героев и фантастических существ, в
которых выражено определенное отношение
разных народов к реальному миру.

9.

Мифология
как форма мировоззрения
Черты мифологических сюжетов:
Олицетворение – перенос человеческих черт на
окружающий мир;
Социоморфизм – осмысление отношений между
природными объектами по образу и подобию отношений
внутри человеческого рода;
Синкретизм – слияние, или отсутствие отчетливого
разграничения
между
естественным
и
сверхъестественным, идеальным и материальным,
вещами
и
словами,
словами
и
действиями,
пространственного и временного.

10.

Религия
как форма мировоззрения
Черты:
Человек отделяет себя от мира, от природы и ощущает
свою человеческую сущность
Опора на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную
форму восприятия
Новая картина мира, где божественный мир
противопоставляется тленному, изменчивому земному
миру
Сверхъестественное отделяется от предметов и явлений
и существует над природным миром

11.

Религия
как форма мировоззрения
Черты:
Анимизм
(от лат. anima, animus — «душа» и «дух»
соответственно) – вера в существование духов и душ, в то, что
они управляют материальным миром;
Основа религии – не подвергающаяся сомнению догма о
сотворении мира и человека Богом;
Культ – система ритуальных действий, связанных с
определенным отношением людей к сверхъестественным силам;
ядро религии. Культовый ритуал проявляет себя через обряды,
жертвоприношения, богослужения;
Вера в способность сверхъестественных сил влиять на
человеческие судьбы;
Тотемизм – культ тотема (какого-либо объекта)

12.

Философия в системе
духовной культуры
Специфика философского
знания.
Предмет философии.

13.

Философия
как форма мировоззрения
Философия (в пер. с греч.) означает «любовь к мудрости»
Пифагор (древнегреческий мыслитель и математик)
Впервые употребил слово «философ», говоря о людях, которые
любят высокую мудрость и стремятся к ней и к правильному
образу жизни.
Мудрость
(по Пифагору)
Мудрость - достояние
божественных сил
(по Аристотелю)
Мудрость – знание общего
Мудрость – умение человека на основании знания,
почерпнутого из жизненного опыта, вскрывать глубинные
причины бытия мира и самого человека

14.

Философия
как форма мировоззрения
Важнейшая особенность философии состоит в том, что она всегда ставит
непреходящие, вечные вопросы человеческого бытия (которые почти не обновляются).
Б. Рассел (англ. философ) сформулировал вечные вопросы философии:
«Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что такое материя?
Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли
вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к
некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них
благодаря лишь нашей склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется
астроному — крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на
маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представляется
Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли
возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только
тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он
состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать
высокие оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо
движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется
таковой, — просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти
ответа в лаборатории. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, — дело
философии»

15.

Философия
как форма мировоззрения
Философское знание – это обращение к «вечным» жизнесмысловым вопросам человеческого бытия с точки зрения
теоретического
отношения
к
действительности,
фундаментом для которого являются позиции разума,
интеллекта; это знание, для которого значимы лишь
разумные аргументы, логическая мотивация и
доказательность; это осмысление, понимание мира через
постижение причин его многообразных проявлений.

16.

Философия
как форма мировоззрения
Философия – наука?
во-первых, оно является систематизированным и
последовательным;
во-вторых, одни положения философского знания
вытекают из других в соответствии с правилами логики;
в-третьих, философское знание доказательно и опирается
на обоснованные аргументы;
в-четвертых, оно нацелено на раскрытие сущности и
закономерностей развития мира;
в-пятых, в составе философского знания функционируют
естественнонаучные данные, что, безусловно, также
является важным признаком его научности.

17.

Философия
как форма мировоззрения
Философия – наука?
Обладая признаками научности, философия, тем не менее,
существенно отличается от науки.
Философия (в большей своей части) рассматривает мир за
пределами человеческого опыта
Сверхчувственное исключается из сферы ее исследования, так
как научными считаются лишь те утверждения, которые можно
эмпирически проверить или опровергнуть.
Философия ищет нечто безусловно устойчивое, неизменное,
абсолютное в чувственно воспринимаемом нами мире,
выражая тем самым тягу смертного человека к вечности
Философия более четко обнаружила свою специфику как
формы универсального знания!

18.

Философия
как форма универсального знания
Объект философии – все сущее во всей его полноте, в
единстве всех его составляющих.
Предмет
философии

это
всеобщее
во
взаимодействии человека и мира.
Философские категории (отражают связи и
отношения реальности) – «бытие», «материя»,
«сознание», «изменение», «связь», «случайное –
необходимое», «содержание – форма» и др.

19.

Философия в системе
духовной культуры
Структура философского
знания. Функции и назначение
философии.

20.

Структура
философского знания
По Эпикуру (древнегреческий мыслитель). Три раздела:
Каноника (учение о познании)
Физика (учение о природе)
Этика
Согласно стоикам (представители школы античной
философии):
Логика
Физика
Этика

21.

Структура
философского знания
Онтология — это учение о бытии как таковом. Она изучает
фундаментальные, неизменные принципы бытия, наиболее общие сущности и
категории бытия.
Гносеология — это учение о познании. Она исследует всеобщие
предпосылки, природу и возможности познания, условия его достоверности и
истинности.
Философская антропология – учение о человеке и его бытии в мире.
Социальная философия – учение о сущности и развитии человеческого
общества.
Философия истории – учение о развитии и закономерностях человеческой
истории.
Аксиология – учение о ценностях.
Философия науки – учение о функционировании и развитии науки как
системы знания и как сферы человеческой деятельности.
История философии – учение о развитии самой философской мысли.

22.

Структура
философского знания
Методология – учение о методе.
Логика – учение о законах и формах правильного мышления.
Этика – учение о морали, нравственности как формах
общественного сознания.
Эстетика – учение о прекрасном изучает природу и специфику
эстетического в системе ценностного отношения человека к миру
и сферу художественной деятельности людей.
Философия религии исследует феномен религии с точки зрения
ее происхождения, той роли, которую она играет в жизни людей,
осуществляет анализ человеческих верований в Бога.
На границе философского и конкретно-научного знания возникают
проблемы, которые решаются в рамках такого раздела философии,
как философские проблемы естественных, технических и
гуманитарных наук.

23.

Функции и назначение
философии
Мировоззренческая
(раскрывается
через аксиологическую, критическую,
культурно-воспитательную
и
гуманистическую функции).
Методологическая (включает в себя
гносеологическую,
эвристическую,
прогностическую функции).

24.

Функции и назначение
философии
Мировоззренческие функции:
Аксиологическая функция заключается в оценке вещей, явлений
окружающего мира с точки зрения различных ценностей —
нравственных, эстетических, социальных, идеологических и др.
Критическая функция заключается в критике нового мировидения, при
формировании которого могут возникнуть заблуждения, ошибки,
стереотипы, встающих на пути к истинному познанию и правильному
действию.
Культурно-воспитательная функция – через нее философия прививает
человеку гуманистические идеалы, помогает ему сформироваться как
личности, выработать терпимое отношение к окружающим его людям,
ориентирует на самостоятельный поиск своего жизненного пути.
Гуманистическая функция заключается в возвышении человека, в
воспитании его высоких моральных качеств, в придании его жизни
истинного смысла, в открытии пути к самым совершенным ценностям, к
истине, добру и красоте, в обеспечении универсальных условий для
совершенствования человечества.

25.

Функции и назначение
философии
Методологические функции:
Гносеологическая функция состоит в том, что философия,
выявляя наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на
которых базируется культурная, общественно-историческая
жизнь людей, раскрывая связи и законы мира, вооружает людей
знанием о мире и определяет общую логику их
познавательного отношения к действительности.
Эвристическая функция заключается в выработке такой
методологии, которая бы содействовала приросту научного
знания и делала бы труд ученого более эффективным на пути
совершения новых открытий.
Осуществляя свою познавательную работу, философия может
выполнять и прогностическую функцию.

26.

Философия в системе
духовной культуры
История философии как способ
существования самой
философии.
Типологизация философских
учений.

27.

История философии как способ
существования самой философии
Г. Гегель (немецкий философ) – впервые
указал на внутреннее единство
философских учений
«…как бы различны ни были философские
учения, они все же имеют то общее
между собою, что все они являются
философскими учениями»

28.

Типологизация
философских учений
И.Фихте выделил вопрос, который
впоследствии другой немецкий мыслитель
Ф. Энгельс назвал основным вопросом
философии.
вопрос философии есть вопрос об
отношении бытия и мышления, природы и
духа материи и сознания

29.

Типологизация
философских учений
Материализм (первооснова – природа, материя,
которые существую независимо от сознания)
Формы: стихийный материализм древних греков,
метафизический
и
механистический
материализм
философии
нового
времени,
естественнонаучный
материализм
ученых-естествоиспытателей,
диалектический материализм.
Идеализм (объясняет мир, исходя из духа, сознания,
которое изначально обладает способностью мышления)
Формы: объективный и субъективный идеализм

30.

Типологизация
философских учений
С точки зрения метода, то все их можно разделить на
метафизические (отрицает качественное
саморазвитие бытия через внутренние противоречия и
тяготеет к построению однозначной картины мира,
преувеличивая ту или иную его сторону:
устойчивость, повторяемость, относительность и др.)
диалектические (признает всеобщую взаимосвязь
предметов и явлений мира, трактует движение и
развитие бытия как результат действующих в нем
самом внутренних противоречий).

31.

Типологизация
философских учений
С точки зрения источника знаний.
Философские учения, признающие основную роль
ощущений (опыта) в процессе познания, составляют
сенсуалистическое (эмпирическое) направление.
Противоположное ему направление — рационализм
— образует философские учения, в которых главная
роль в процессе познания отводится разуму.
Полное отрицание роли разума как орудия постижения
мира – иррационализм.

32.

Типологизация
философских учений
По отношению к науке выделяют:
сциентистскую
антисциентистскую
По отношению к религии философские учения делят на:
нерелигиозные
религиозно-идеалистические.
По временному признаку:
Древняя философия,
Философия средневековья,
Философия эпохи Возрождения,
Философия нового времени,
Современная философия.

33.

Составитель презентации:
Удальцова Елена Олеговна
English     Русский Правила