3.98M
Категория: ФилософияФилософия

Философия как форма духовного познания мира

1.

ФИЛОСОФИЯ
как форма
духовного
познания мира

2.

Актуализация
Бертран Рассел : «Наша система образования выпускает из школ молодых людей,
способных читать, но по большей степени неспособных самостоятельно оценивать
происходящее или формировать общественное мнение»
Александр Нилл: «Когда я читаю лекции студентам университетов или
педагогических колледжей, я всякий раз поражаюсь инфальтильности, незрелости
этих парней и девушек, набитых бесполезным знанием… в своих взглядах на жизнь
они – младенцы. Потому что их учили знать, но не разрешили чувствовать.
Эти студенты приветливы, добры, энергичны, но чего-то им не хватает:
эмоциональности особого рода, способности подчинять мышление чувствам…
их
учебникам
нет
дела
ни
до
человеческих
характеров,
ни
до
любви,
ни
до
свободы,
ни
до
самоопределения.
Так система и живет, ориентируясь только на стандарты книжного учения и продолжая
разлучать ум и сердце»
Черниговская Т.В. «Человеку не нужно занимать одну профессиональную нишу, от
этого его мозговая активность ухудшается. На мой взгляд, будущему обществу
не нужны узкоспециализированные специалисты. Все сделают компьютеры. А для
того чтобы человек творчески, необычно мыслил, он должен знать самые разные
вещи. Нельзя ходить по одной узкой тропинке. Оригинальность мышления – это та
территория, на которой делаются открытия».

3.

Этимология слова «Философия» (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) буквально означает "любовь к мудрости".
"Философию философией, а себя философом впервые стал называть
Пифагор (570-490 до н.э.)… мудрецом же, по его словам,
может быть только бог, а не человек» - Диоген Лаэртский (примерно 2-3 в.н.э.).
С чего начинается философия?
- С удивления – Аристотель (384-322 до н.э.)
- С сомнения – Декарт (1596-1650)
- С отчаяния - Кьеркегор (1813-1855)

4.

АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФЫ о философии и мудрости:
Демокрит (540-470):
«Мудрость приносит следующие три плода:
- дар хорошо мыслить,
- хорошо говорить и
- хорошо поступать»
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»
Сократ (469-399) «Чтобы правильно поступать, нужно знать правду, добро и
истинное благо человека».
Платон (427-347): «Под воздействием философии душа человека очищается и
человек становится подлинно совершенным».

5.

Аристотель (384-322)
«Ибо вследствие удивления люди и теперь и впервые начали философствовать»
«Философия - это безраздельно господствующая и руководящая наука,
наука, которой все другие, как рабыни,
не вправе сказать и слова против… наука наук».
«Все науки более необходимы, нежели философия, но лучше - нет ни одной.
Она одна существует ради самой себя; она - занятие достойное Бога»
«Есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как таковое и то, что ему присуще само по
себе. Эта наука не тождественна ни одной из частных наук: ни одна из частных наук не исследует
общую природу сущего, но все они выделяют себе какую-либо часть его (сущего)»
«Философия есть умозрительное понимание первых оснований и причин».
«(Философия, познание) совершенная и не испытывающая помех деятельность в себе самой
содержит наслаждение, поэтому только философы способны вполне наслаждаться жизнью…
Приобретение мудрости доставляет наслаждение. ...
Философам не нужно ни орудий, ни оборудованного места для работы: где бы не размышлял во
всём свете кто-нибудь, повсюду он окружен присутствием истины»

6.

Аристипп (ок. 435 — ок. 355 до н. э.) — древнегреческий философ из Кирены в
Северной Африке, основатель киренской школы, ученик и друг Сократа.
«Философы превосходят остальных людей тем, что, если
все законы уничтожатся, философы одни будут жить по-прежнему».
«Философия даёт способность говорить с кем угодно, и в этом ее польза».
К Аристиппу привели юношу в обучение.
Философ потребовал за это непомерно большую плату — пятьсот драхм.
Возмущенный отец воскликнул:
— Это же стоимость раба!
— Что ж, купи себе раба,— посоветовал Аристипп,—
и у тебя их станет двое.
Диоген Синопский (412-323 до н.э.)
«Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных,
гадание и астрология — самым безумным,
суеверие и деспотизм — самым несчастным».
«Торжество над самим собой есть венец философии».
Эпикур (341-270) «Пусть никто в молодости не откладывает занятия
философией, а в старости не устает заниматься философией;
ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души».

7.

Цицерон (106-43 до н.э.):
«Философия является медициной души».
«О философия, водительница душ, изыскательница добродетелей,
гонительница пороков! Что стало бы без тебя не только со мной,
но и со всем родом человеческим!
Ты породила города, ты соединила в общество рассеянных по земле людей, ты
объединила их сперва домами, потом супружеcтвом, наконец – общностью языков и
письмен; ты открыла законы, стала наставницей порядка и нравственности;
к тебе мы прибегаем в беде, от тебя ищем помощь,
и тебе всегда вверялся я отчасти, а теперь вверяюсь целиком и полностью.
Один день, прожитый по твоим уставам, дороже,
чем целое бессмертие, прожитое в грехе!
У кого мне искать поддержки, как не у тебя,
которая одарила меня покоем и избавила от страха смерти»
«Это она обучила нас сперва – почитанию самих богов,
потом – справедливости меж людей, на которой держится человеческое общество,
потом – скромности и высокости духа».
«Культура ума есть философия»; «добродетель – это тоже благо ума»

8.

Цицерон ставит естественный вопрос: как поступит человек в той или иной
ситуации, если он скрыт от судейских глаз, как поступит этот человек в
пустыне с беззащитным встречным, если у того окажется золото?
Философ дает нам два варианта решения:
1. Если этот человек благородный, добродетельный, то получит от
встречного правильное направление пути и они мирно разойдутся.
2. Если этот человек страшится только свидетелей и судей, то участь
встречного будет предрешена.
Перед Цицероном сложная задача: что нужно сделать для того, чтобы в
темном месте или в пустыне мы встречали людей только первого типа?
Как философ, он понимает, что от такой встречи зависит не просто
судьба одного человека, а всего государства.
А ответ мы находим во многих его трактатах и речах:
в основе государства лежит прежде всего нравственность его граждан,
просвещение, культура (humanitas).
Истинно добродетельный человек (vir bonus) – это тот, который делает
доброе дело по собственному выбору и никогда от этого выбора не
откажется. Нельзя человека заставить быть добродетельным, его следует
добродетели научить.

9.

ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ о ФИЛОСОФИИ
Аврелий Августин (354-430) Нет у человека иной причины философствовать,
кроме стремления к блаженству.
Боэций (480 — 524). В книге «Утешение философией» повествовал, как к нему,
плачущему «старику», явилась «некая восхитительная женщина», «наставница всех
добродетелей», «дарительница мужества и силы духа» – Философия. Ее
величество Философия сказала Боэцию, что главной причиной душевных
страданий Боэция является то, что он признал себя просто «разумным
смертным существом», забыл о бессмертии души и о том, что все свершается
под управлением божественного разума, что стремясь к славе и наслаждениям,
он отвернул свою душу от истинного и вечного к ложному и тленному.
Петр Дамиани (1007-1072): „Философия должна служить Священному Писанию,
как служанка — своей госпоже".
Фома Аквинский (1225-1274) Изучение философии служит не для того, чтобы
узнать, что думали люди, а для того, чтобы постигнуть истину.
„Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что
испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею
положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно
от Бога через Откровение. Притом же она не следует другим наукам как высшим по отношению
к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам" («Сумма теологии»)

10.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ о ФИЛОСОФИИ
Пико делла Мирандола (1463-1494): Именно философия научила меня
зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений.
Мишель де Монтень (1533-1592) «Душа, ставшая вместилищем философии,
непременно наполнит здоровьем и тело. Царящие в ней покой и довольство
она не может не излучать вовне; точно так же она изменит
по своему образу и подобию нашу внешность, придав ей
исполненную достоинства гордость, веселость и живость,
выражение удовлетворенности и добродушия.
Отличительный признак мудрости – это неизменно радостное восприятие жизни;
ей, как и всему, что в надлунном мире, свойственна никогда не утрачиваемая ясность».
Но «если предаваться в философии излишествам, она отнимает у нас естественную свободу и
своими докучливыми ухищрениями уводит с прекрасного и ровного пути, который указывает
нам природа».
«В начале всяческой философии лежит удивление,
ее развитием является исследование, ее концом – незнание».
Галилео Галилей (1564-1642): Поистине, как у того нет ушей,
так и у этих глаза закрыты для света истины… Этот род людей думает, что
философия какая-то книга, как «Энеида» или «Одиссея»,
истину же надо искать не в мире, не в природе, а в сличении текстов.

11.

ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ о ФИЛОСОФИИ
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Поверхностность в философии
склоняет человеческий ум к атеизму, глубина — к религии.
Блез Паскаль (1623-1662):
«Философия не стоит и часа труда».
«Смеяться над философией - значит истинно философствовать».
Рене Декарт (1596-1650) «Неразумные
животные, которые должны заботиться
только о своем теле, непрерывно и заняты
лишь поисками пищи для него; для человека
же, главною частью которого является ум,
на первом месте должна стоять забота о
снискании его истинной пищи — мудрости»
(«Начала философии»).

12.

Декарт «Начала философии»
Вся философия подобна как бы
дереву, корни которого —
метафизика, ствол — физика, а
ветви, исходящие от этого
ствола, — все прочие науки,
сводящиеся к трем главным:
медицине, механике и этике.
Под последнею я разумею высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она
предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей
мудрости.
Подобно тому как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева,
а только с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от
тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец !!!
Философия (поскольку она распространяется на все доступное для
человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и [...]
каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем
философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь
истинных философов.

13.

Жан Лерон д’Аламбер (1717-1783): Истинный философ есть тот, кто, не
хвастая, обладает тою мудростью, которою хвастают другие, не обладая ею.
Вольтер (1694-1778): "Никогда философ не говорит, что он вдохновлён
Богом, ибо с этого момента он перестаёт быть философом и становится
пророком ".
Жан-Жак Руссо (1712-1778). «Разум порождает самолюбие, а размышление
его укрепляет; именно размышление отделяет человека от всего, что
стесняет его и удручает.
Философия изолирует человека; именно из-за нее говорит он втихомолку
при виде страждущего: «Гибни, если хочешь, а я в безопасности».
Только опасности, угрожающие всему обществу, могут нарушить
спокойный сон философа и поднять его с постели. Можно безнаказанно
зарезать ближнего под его окном, а ему стоит только закрыть себе руками
уши и несколько успокоить себя несложными доводами, чтобы не дать
восстающей в нем природе отождествить себя с тем, кого убивают.
Дикий человек полностью лишен этого восхитительного таланта; и, по
недостатку благоразумия и ума, он всегда без рассуждений отдается первому
порыву человеколюбия. Во время бунтов, во время уличных драк сбегается
чернь, а человек благоразумный старается держаться подальше; сброд,
рыночные торговки разнимают дерущихся и
мешают почтенным людям перебить друг друга».

14.

• Карл Людвиг Берне (1786-1837) «Философы не более, как
кузнецы, приготовляющие плуг. Сколько вещей должно
произойти, пока хлеб можно будет поднести ко рту».
• Томас Бабингтон Маколей (1800-1859) «Философия, которая
борется с алчностью, гораздо лучше философии, которая
разрабатывает законы об охране собственности».
• Оскар Уайльд (1854-1900) «Философия учит нас с
невозмутимостью относиться к неудачам других».

15.

Иммануил Кант: Если и существует наука, действительно нужная человеку, то это
[философия, которая учит, как] подобающим образом занять указанное человеку место
в мире – и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть ЧЕЛОВЕКОМ.
«Каков человек, такова и его философия» — эта знаменитая мысль Фихте

16.

Георг Гегель (1770-1831)
Постичь то, что есть, — вот в чем задача философии,
ибо то, что есть, есть разум.
Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек
«Философия хочет познать неизменное, вечное, сущее само по себе;
её цель - истина»
Половинчатая философия отделяет от Бога,
истинная же философия приводит к Богу»
Народ без метафизики – что храм без алтаря.
Дух – это «Я, которое есть Мы, и Мы, которое есть Я».
«У свободного народа разум – актуализированная истина.
Это дух, живой и присутствующий,
в котором индивид находит свое предназначение и реализует его».
"Дерзновение искания истины, вера в могущество разума есть
первое условие философских знаний.
Человек должен уважать самого себя и признать себя достойным
наивысочайшего«.

17.

Карл Маркс (1818-1883)
«В действительности и для практического материалиста…
все дело заключается в том, чтобы революционировать существующий мир,
чтобы практически выступить
против существующего положения вещей и изменить его.
«Философы лишь различным образом объясняли мир,
но дело заключается в том, чтобы его изменить»
«Ближайшая задача философии, находящейся на службе истории,
состоит – после того как разоблачен священный образ человеческого
самоотчуждения – в том, чтобы разоблачить самоотчуждение в его
несвященных образах.
Критика неба превращается таким образом, в критику земли,
критика религии – в критику права,
критика теологии – в критику политики».
«Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное
оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие,
и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную
почву, свершится эмансипация немца в человека»

18.

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
Артур Шопенгауэр () Гегель не только не имеет никаких заслуг перед философией, но
оказал на нее крайне пагубное, поистине отупляющее, можно сказать, тлетворное влияние.
Кто может читать его наиболее прославленное произведение, так называемую
«Феноменологию духа», не испытывая в то же время такого чувства,
как если бы он был в доме умалишенных, того надо считать достойным этого
местожительства.
«Мало-помалу для меня выяснилось,… что нравственные (или безнравственные) цели
составляют в каждой философии подлинное жизненное зерно, из которого каждый раз
вырастает целое растение… я не думаю, что «позыв к познанию» был отцом философии, а
полагаю, что… инстинкт пользуется познанием (и не только знанием) как орудием. Ибо
каждый инстинкт властолюбив и как таковой он пытается философствовать».
«Философия сама есть этот тиранический инстинкт, духовная воля к власти, к
«сотворению мира», к causa proma»
(Ницше. По ту сторону добра и зла)
Философствуя, человек обретает путь от своего бессознательного, витального, не
ставящего никаких вопросов и загнанного в конечность бытия к сознательной, исходящей
из прочного основания жизни Он обретает контакт с тем истоком, исходя из которого он
может осуществить истинную независимость, независимость от конечного благодаря
зависимости от бесконечного. Карл Ясперс

19.

Согласно Джону Дьюи, философия должна стать интеллектуальным орудием своей эпохи,
быть действенным инструментом постановки и решения задач.
Инструментализм Дьюи перекликается с философией жизни: «Сущность прагматистского
инструментализма заключается в трактовке одновременно знания и практики как средств для
производства полезных для жизни вещей». Философия должна побуждать людей «к
достижению более упорядоченного и разумного счастья».
В книге «Творческий интеллект» (1917) Дьюи пишет: «Философия возрождается, когда
перестает быть средством разрешения проблем философов и становится методом...
разрешения проблем человечества».
«философия может предложить только гипотезы, и что эти гипотезы только тогда имеют
ценность, когда они делают человеческий разум более чувствительным к самой жизни».

20.

Лев Шестов: «Философия и только философия как свободная деятельность
человеческого духа может освободить религиозное (и не только религиозное –
Л.Г.) сознание от бесчисленных предрассудков, которые к нему прививались в
течение долгих столетий и тысячелетий»
Философ обязан сомневаться, сомневаться и сомневаться и именно тогда
спрашивать, когда никто не спрашивает, рискуя стать посмешищем для толпы.
Мераб Мамардашвили :
В действительности философия в этом смысле может быть определена как
некоторый
бытийно-личностный
эксперимент,
продуктом
которого
является личность на одной стороне, а на другой – картина такого мира, в
котором эта личность могла бы осмысленно жить, ориентироваться, понимать и
воспроизводить себя в этом мире в качестве именно личности.

21.

Всякая философия, как и всякая мысль,
есть дело свободного человека.
В том числе свободного
от привидений, которые вырастают из
твоей собственной души.
Поэтому философы считают, что
человек, человеческое существо
свободно в абсолютном смысле слова.
Почему?
Потому что если оно зависимо или
является рабом, то только - рабом своих
собственных привидений, которые
выросли из его собственной души.
Это не мир делает его рабом –
по отношению к миру человек свободен
абсолютно, корни его рабства уходят в него самого.
__________
Мераб Мамардашвили
"Психологическая топология пути"

22.

Николай Бердяев подчеркивал трагичность положения философа.
Внешний аспект этой трагичности он видел во враждебном отношении к
философии, обнаруживаемом на протяжении всей истории культуры.
Философов, всегда составлявших небольшую группу в человечестве, не любят
и чего-то не могут простить им теологи, иерархи церкви и простые верующие,
ученые и представители разных специальностей, политики и социальные
деятели, люди государственной власти, консерваторы и революционеры,
инженеры и техники, простые люди, обыватели.
Вместе с тем он отмечает наличие религиозных притязаний в самой
философии: «Великие философы в своем познании всегда стремились к
возрождению души, философия была для них делом спасения».
Источник драматизма отношений философии с наукой Бердяев видит в
универсальных притязаниях самой науки, связываемых им со сциентизмом.
Однако «научная» философия, считает он, есть философия лишенных
философского дара и призвания – она выдумана для тех, кому философски
нечего сказать. Философия возможна лишь в том случае, если есть особый,
отличный от научного, путь философского познания.
Необходимое условие философского познания – философская интуиция, а
основа философии – опыт человеческого существования во всей его полноте.

23.

В.Ф. Петренко пишет:
«…имплицитная картина мира, присущая субъекту,
опосредуя его восприятие и осознание мира,
приобретает как бы самостоятельный
онтологический статус, влияя, даже будучи
иллюзорной, на его реальный жизненный выбор тех
или иных поступков, на все поведение в целом».

24.

Мой мозг и мое сердце являются моими
храмами;
моя философия — это доброта. Далай лама
XIV

25.

ем высказывании проглядывает большая философская широта и глубина мысли?

26.

Цель курса
Изучение философии является одной из важных задач каждого студента,
стремящегося получить классическое гуманитарное образование. Это
обусловлено тем, что именно благодаря философии молодой человек
приобретает представление об основных идеях культурного развития
человечества, получает знания о современной научной картине мира,
приобщается к творческому наследию выдающихся мыслителей прошлого.
Изучение философии, знакомство с интеллектуальным опытом человечества
способствует духовному развитию человека, формирует его как личность, как
дееспособного, нравственного специалиста.
Овладение курсом философии предполагает развитие у студентов интереса и
потребностей к самостоятельному, критическому и творческому мышлению,
формирование способности и умения оценивать исторические события и
факты действительности с позиций целостного представления о мире и месте
человека в нем, признания ценностей гуманизма и духовного развития (или
лучше сказать: плюрализма?).
3

27.

Задачи курса
Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его
освоение должно содействовать:
- выработке понимания особенностей философского мышления, освоению
навыков обобщения, умению логично излагать, аргументировано отстаивать
свою позицию и способности честно признавать правоту оппонента,
- формированию устойчивых представлений о содержании основных этапов
развития
мировой
и
отечественной
философии
в
контексте
общечеловеческого и российского культурно-исторического процесса,
- освоению современных знаний о проблемах человеческого бытия и
познания мира, о ценностях и идеалах культуры в условиях многообразия
философских и научных школ и направлений,
- овладению навыками самостоятельного использования общенаучной
методологии исследования проблем развития и функционирования общества,
государства, социальных институтов и человеческой личности.
3

28.

Исторические типы мировоззрения
Мифология
Религия
Философия
Удвоение мира, вера в сущестМиф, ранняя форма духовной куль- вование той или иной разновидности сверхъестественных
туры человечества, объединял
сил, в их главенствующую
в себе зачатки знания, фантазии,
роль в мироздании и жизни
верования
людей
Рационально –
теоретическая
форма
мировоззрения,
система общих
теоретических
взглядов на мир,
на место в нем
человека
Общее
Опирается на веру как на
способ существования
религиозного сознания,
особое настроение,
переживание, эмоции
Типы мировоззрения
Различия
Опирается на разум,
реальные
наблюдения, логический
анализ, обобщения,
выводы, доказательства
5

29.

Основные типы мировоззрения
Повседневное (обыденное)
мировоззрение
Существует в форме здравого
смысла, стихийных,
несистематизированных,
традиционных представлений о
мире
Религиозное мировоззрение
Связано с признанием
сверхъестественного мирового
начала,его основа выражается в
иррациональной и
эмоционально-образной форме
Мироощущение
Мировосприятие
Миросозерцание
Целостное осознание и
переживание
воздействующей на
человека реальности в
форме ощущений,
восприятии,
представлений, и эмоций
Философское мировоззрение
Выступает в понятийной,
категориальной форме, опираясь
на достижения науки о природе и
обществе, обладая определенной
мерой логической
доказательности
Научное мировоззрение
Теоретические взгляды на
окружающий мир, основанные
на данных науки
Миропонимание
Представляет собой
понятийный,
категориальный,
интеллектуальный
аспект
мировоззрения
6

30.

Философия и мировоззрение
Мировоззрение
Обобщенная система взглядов
человека на мир в целом, на свое
собственное место в нем, понимание
и оценка смысла своей жизни,
деятельности;
Философия
Рационально –
теоретическая форма
общественного
сознания,
направленная на
выработку целостного
взгляда на мир, и на
место в нем человека,
и исследующая
вытекающие отсюда
познавательное,
этическое и
эстетическое
отношения человека к
миру
7

31.

Связь философии и мировоззрения
Мировоззрение
Философия
Общее
Поиск ответов на вопросы
1.Что представляет собой природа, окружающий мир?
2.Каково место человека в этом мире?
3. Может ли человек познать мир и каким образом достигается
познание?
4. Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?
5. Что такое истина, добро, красота и т.д.?
Различие
1. Понятие «мировоззрение» шире по объему, чем понятие «философия»
2. Мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия
3. Существуют различные типы мировоззрения, в т.ч. мифология и религия
4. Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких масс
5. Философия отличается от стихийного мировоззрения тем, что она реализует
мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к
действительности
8

32.

Предмет философии
Философия
1.Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного
ЛОСОФИЯ
взгляда на мир и место в Ф
немИ
человека.
2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека
к миру
3.Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления
Человек - человек
ЧЕЛОВЕК
ОБЩЕСТВО
Человек - общество
Человек - природа
Человек
Человек - мир
ПРИРОДА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
10

33.

Функции философии
Мировоззренческая
рационально-теоретический способ ориентации
в мире как следствие обобщения, интеграции
всех видов человеческой практики и культуры
Гносеологическая
оценка принципиальных возможностей познания
разработка учения о характере и закономерностях
познавательного процесса
Методологическая
разработка теории поисковой деятельности, ее
принципов, способов, норм
Социальная
гармонизация общественных отношений на
гуманитарных основаниях
Аксиологическая
утверждение социально-удостоверенных ценностей,
стандартов, идеалов, регламентирующих
многообразие общественных и личных отношений
Гуманистическая
сверхзадача философии – показать «каким» надо
быть, чтобы быть человеком.
И.Кант
11

34.

Функции философии
Основные
Мировоззренческая
1. Выработка средств мировоззренческой
ориентации человека
2. Выработка системы взглядов на
объективный мир, и место в нем человека,
на отношение человека к окружающей его
действительности и самому себе, а также
обусловленные
этими
взглядами
основные жизненные позиции людей, их
убеждения, идеалы, принципы познания и
деятельности, ценностные ориентации
Основные направления
применения философии,
через которые реализуются
ее назначение.
Методологическая
1.Выработка системы принципов и
способов
теоретической
и
практической деятельности
2.Выработка методологических
принципов исследования в области
частных наук
Другие функции
Гносеологическая
Аксиологическая
Воспитательно гуманитарная
Логическая
Критическая
Прогностическая
12

35.

Структура философского знания
Онтология
(учение о бытии)
Гносеология
(учение о познании)
Методология
(учение о методе)
Логика
Философия
природы
Социальная
философия
Философская
антропология
Эстетика
(учение о прекрасном)
Этика
(теория морали)
История
философии
13

36.

Основной вопрос философии
(традиционная трактовка)
Отношение сознания - к материи, духа – к природе
Вторая сторона
Тождество мышления и бытия
(вопрос о познаваемости мира)
Первая сторона
Что первично:
материя или сознание?
Материя первична,
сознание есть свойство
высокоорганизованной
материи
Материя и сознание – два
первоначала,
существующие
независимо друг от друга
Первично сознание,
материя независимо
от сознания не существует
Материализм
Дуализм
Идеализм
7
14

37.

Основной вопрос философии
(продолжение)
Соотношение мышления и бытия
Вопрос о познаваемости мира
Мир познаваем
Материализм
Материализм
Сознание
отражает
объективный
Мир
Марксизм
Идеализм
Объективный
идеализм
Сознание человека
есть постижение
духовного основания
мира, самопознание
Духа
Платон, Гегель
Мир не
познаваем
Агностицизм
или субъективный идеализм
Человек имеет
дело только с
ощущениями,
мы не знаем,
что за ними
каков мир, и
существует ли
он вне нас
Мир «вещей
в себе» не
познаваем
И.Кант
(1724-1804)
Дэвид Юм
(1711-1776)
15

38.

Основной вопрос философии
(его решение материализмом)
Соотношение сознания и материального мира
Первичность материального мира
и вторичность сознания
Тождество мышления и бытия
(познаваемость мира)
Процесс
познания.
Истина
Материя
Формы и
методы
познания
Практика - основа,
цель, критерий
познания
Сознание
Атрибуты материи
Движение
Пространство
Время
Отражение
16

39.

Основные характеристики материализма
Материализм –
направление в
философии,
признающее
первичность
материи и,
считающее сознание
свойством материи, т.е.
вторичным по
отношению к ней
По отношению к общественно-исторической практике
различают созерцательный мат-м и
практически действенный
С
т.з.
используемого
метода,
различают
метафизический материализм и диалектический
материализм
По толкованию сущности сознания различают
материализм научный и вульгарный
С т.з. оценки роли различных сторон процесса
познания различают школы рационалистического и сенсуалистического материализма
Различают сознательный и стихийный (наивный), философски не оформленный материализм
17

40.

Основные формы материализма
Наивный
(созерцательный)
материализм
Метафизический
материализм
Основной метод
познания:
созерцательный
Основной метод
познания:
метафизический
Представители:
Представители
Фалес (625-547гг до
н.э.)
Гераклит (544-482 до
н.э.)
Демокрит (460-371 до
н.э.)
Эпикур (341-270 до
н.э.)
Лукреций Кар
(99-55 до н.э.)
Ф.Бэкон (1561-1626)
Б.Спиноза (1632-1677)
Д.Локк (1632-1704)
П.Гольбах (1723-1789)
М.Ломоносов (1711-1765)
Л.Фейербах (1804-1872)
Диалектический
материализм
Основной метод
познания:
диалектический
Представители:
К. Маркс (1818-1883)
Ф.Энгельс (1820-1895)
И.Дицген (1828-1888)
Г.Плеханов (1856-1918)
В.Ленин (1870-1924)
18

41.

Общая характеристика идеализма
Объективный идеализм
Идеализм –
направление в
философии,
исходящее из
первичности
духа, идеи,
сознания,
вторичности
материи,
природы, бытия.
Объективные идеалисты принимают за первичное
некую идею вообще, безликий разум, который они
называют «абсолютной идеей», «мировой волей».
Идеальное начало, мировой дух, говорят они,
творит мир и все бытие.
Представители: Платон (460-370 до н.э), Лейбниц
(1647-1716), Гегель (1770-1831), Шеллинг (17751854); неотомизм
Субъективный идеализм
За первичное принимают сознание субъекта,
чувствующего и мыслящего «Я», а затем уже из
человеческого сознания выводят природу и на этом
основании так или иначе отрицают существование
предметов реального мира и объективный характер
законов его развития. Следовательно, человек
воспринимает лишь свои собственные ощущения.
Представители: Беркли (1685-1753), Юм (1711-1776),
Фихте (1762-1814), Мах (1838-1916), Авенариус (1843-1896).
19

42.

Типология философских систем
Дуалистические и
плюралистические
концепции
Философский
агностицизм
Метафизическая
философия
По субстанциональному
основанию
Монистические
По гносеологическому
основанию
Познавательный
оптимизм
По методологическому
основанию
Диалектическая
философия
Сенсуализм,
эмпиризм
По пониманию роли
форм познания
Религиозная
философия
По отношению
к религии
Философия
антисциентизма
По отношению к
науке
Созерцательная
философия
По отношению
к практике
Философия
теоцентризма
По основной проблемной
направленности
Рационалистическая
философия
Атеистическая
философия
Философия
сциентизма
Активнопреобразующая
философия
Философия
космоцентризма
20

43.

Классификация философских учений
История
философии
Исторические
формы
Теория философии
Философия
Древнего мира
Теория
всеобщего
Социальная
философия
Философия
человека
Философия средних
веков
Теория
бытия
Философия
истории
Философская
антропология
Философия
Возрождения
Философия
природы
Философия
политики
Философия познания
Философия Нового
времени
Теория
развития
(диалектика)
Философия науки,
техники, морали
Теория мышления
(логика)
Философия
XVIII-XIX вв.
Философия войны, мира и
армии
Философия ХХ века - современные типы философских систем
Отечественная
философия
Западноевропейска
я философия
Американская
философия
Восточная
философия и т.д.
21

44.

Гносеология; онтология; этика; этикет; эстетика; антропология;
аксиология; эсхатология.
ОНТОЛОГИЯ (теоцентризм; креационизм; объективный идеализм; миф о
пещере Платона; субъективный идеализм (солипсизм); материализм;
холизм; телеологизм; диалектика; 3 закона диалектики Гегеля; метафизика;
теизм; деизм; пантеизм; синергетика; самоорганизация; эффект бабочки).
ГНОСЕОЛОГИЯ 1 (эмпиризм; рационализм; сенсуализм; интуитивизм;
агностицизм; ощущение; восприятие; представление; понятие; суждение;
умозаключение; индукция, дедукция, аналогия).

45.

Будущее зависит от того, что мы
делаем в настоящем.
©Махатма Ганди

46.

ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию. Ч,1, 2. - М., 1989.
2. Д.И.Грядовой Философия. Структурный курс основ философии: Учебное
пособие – М.: Центр юридической литературы «Щит» , 2001.-266 с.
3. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов.М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 416 с.
4. Ильин В.В. Философия. Учебник для вузов.-М.,1999.-386с.
5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд.-М.:Гардарики,2003.-736с.
6. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов.- Философское
общество «Слово»; «Изд. АСТ», 1999.
7. Философия: Учебник/Под ред. проф. О.А.Митрошенкова,-М.:Гардарики, 2002.665с.
8. Философия (конспект лекций в схемах).- М.: «Издательство РПИОР», 2002.-256
с.
9. Философская энциклопедия. Т. I-Y (1960-1970). Москва.
10. Философский энциклопедический словарь. – М.,1999.
133
English     Русский Правила