14.51M
Категория: ЛитератураЛитература

Реальная основа рассказа «После бала». Урок литературы в 8 классе

1.

«Реальная основа рассказа «После бала» — казанский
эпизод из жизни брата писателя С.Н. Толстого.
Особенности сюжета и композиции рассказа.
Идея разделённости двух Россий.
Противоречие между сословиями и внутри
сословий».
Урок литературы в 8 классе.
Учитель русского языка и литературы

2.

Проблемные вопросы урока:
Что толкнуло Л.Н.Толстого на
создание рассказа?
В чем особенности построения
(композиции) данного
произведения?
Какие проблемы поднимает
автор в рассказе
«После бала»?

3.

Почему этот текст по жанру
является рассказом?
В произведении присутствует ограниченное
количество персонажей, автор поднимает
одну проблему.
Рассказ имеет одну сюжетную линию.
Направление творчества Толстого – реализм.
Он описал случай из жизни, не выходя за
рамки данности.

4.

«Из всех наук, которые человек должен
знать, главная наука есть наука о том,
как жить, делая как можно меньше зла,
как можно больше добра».
Л.Н.Толстой был убежденным сторонником
духовно-нравственного воспитания детей.
Эти слова писателя определяют одну из
ключевых проблем, стоящих перед
обществом и государством
в произведениях Толстого

5.

Действующие лица рассказа
Иван Васильевич – рассказчик,
Варенька,
Петр Владиславович –отец Вареньки,
беглый татарин

6.

Реальная основа рассказа «После бала» —
казанский эпизод из жизни брата писателя С.Н.
Толстого.

7.

Особенности сюжета и композиции рассказа.
1. На сколько частей можно разделить этот рассказ?
Две – основные; или 1 – как бы экспозиция, 2 – 3 –
основные (до и после бала), 4 – как бы эпилог.
2. А на сколько частей делит текст автор
произведения? Почему?
Не делит. В рассказе одна часть. Толстой-художник
всегда заботился о том, чтобы в произведении «всё свести
к единству». В рассказе «После бала» таким
объединяющим началом стал контраст.
3. Есть ли какая-нибудь особенность в построении
произведения?
Есть. Это рассказ в рассказе (литературный
прием).Особенной является и композиция рассказа.

8.

В рассказе «После бала» Толстой использует
композиционный приём рассказ в рассказе.
План рассказа
1. Вступление. Спор о влиянии общества на человека.
2. Основная часть.
2.1. Бал.
2.2. Экзекуция.
3. Концовка. Рассуждение о месте человека в обществе.
Две части по содержанию:
1. Сказочный вечер на балу - заблуждение героя во
тьме
2. Промозглое туманное утро – время прозрения.

9.

Прием композиционной антитезы
помогает автору создать
эффект контраста.

10.

Композиция (построение, структура) – это расположение
отобранного материала в таком порядке, которым достигается
эффект большего воздействия на читателя
Прием, когда вступление и концовка произведения выведены за
рамки основного сюжета, называется обрамлением.
Экзекуция – это название страшного наказания,
распространённого в армии в первой половине ХІХ в., введённого
во времена правления Николая І.

11.

Идея разделённости двух Россий. Противоречие
между сословиями и внутри сословий.
«Нравственность не может быть ни на чем другом основана, кроме как
на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими
существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное
существо, он неизбежно живёт только за себя, а жизнь для себя и
нравственность несовместимы».

12.

Бал проходит в последний день Масленицы; после
бала - день начала Великого Поста.
Воскресный день (последний день Масленицы) –
это Прощеное воскресенье.
English     Русский Правила